Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
PKhT.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.86 Mб
Скачать

2.2. «Творческая активность» субъекта

В отличие от «внешней» обусловленности психологии деятельности, творческая активность рассматривается как важнейший аспект творческой уникальности человека.

Исторически понятие «активности» связано с психологическими концепциями «энергетизма». Для объяснения активности З. Фрейдом в его учении о психодинамике впервые в психологию было введено понятие «психическая энергия». Оно объясняло характер спонтанности и «настойчивости» в динамике поведения, что, по существу заменяло физиологическое понятие «возбуждение».

Российский ученый А.Ф. Лазурский в работе «Классификация личностей» (Л.,1924) процессы нервно-психической деятельности (энергии) конкретизировал понятием «активность». Он настаивал на необходимости отличения понятий «воля», «активность» и «энергия». С точки зрения Лазурского, энергия и активность «нечто гораздо более широкое, лежащее в основе всех вообще наших душевных процессов и проявлений», чем просто волевое усилие. Высший уровень активности по типу соотношения личности и внешней среды – это ярко выраженная творческая способность индивида преодолеть и переделать внешнюю среду согласно своим влечениям и потребностям (талант и гений).

В современной психологии выделяются следующие основные факторы, обеспечивающие творческую активность человека – креативность («творческость»), творческий потенциал, интеллектуальная активность (Д.Б. Богоявленская), надситуативная активность (А.В. Петровский).

А.В. Петровский для характеристики механизма творческой активности ввел принцип надситуативной активности. Он выделяет способность субъекта подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные с точки зрения исходной задачи. Посредством этого субъект преодолевает внешние и внутренние ограничения («барьеры») деятельности. Категория надситуативной активности применима к человеку как субъекту (то есть источнику собственной активности).

Таким образом, творческая активность понимается как избыточная по отношению к стимулу деятельность, которая характеризуется самостоятельностью выбора объекта мышления, выходом за пределы задания, преобразованием задания и стимула, то есть творчество является не стимулируемой извне преобразующей и поисковой активностью.

Д.Б. Богоявленская так же определяет творчество как ситуативно–нестимулированную активность, проявляющуюся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы. Она утверждает, что креативный тип личности присущ всем новаторам, независимо от рода деятельности.

Богоявленской предлагается в качестве системо-образующего фактора творчества интеллектуальная активность, которая рассматривается как интегральное образование, свойство целостной личности, отражающее процессуальное взаимодействие интеллектуальных и мотивационных компонентов системы в их единстве и обеспечивает способность личности к ситуативно-не-стимулированной продуктивной деятельности. В ее эмпирических исследованиях соотношения генетических («врожденных») и средовых факторов («творческая среда», «атмосфера») в формировании интеллектуальной активности было выявлено, что доля средовых влияний определенно превышает вклад генетических факторов. Проявление интеллектуальной активности связано с определенной мотивационной структурой личности, системой ее ценностных ориентаций и общим миропониманием.

Таким образом, полученные результаты, указывая на принципиальную взаимосвязь активности личности в области мыслительной деятельности и в сфере субъект–субъектных отношений, позволяют установить общность происхождения интеллектуальной инициативы личности и ее социальной активности и раскрывают положение о том, что в основе интеллектуальной активности лежит отношение человека к миру.

В эмпирических исследованиях проявления творческой активности Л.Б. Ермолаева-Томина была выявлена избирательность его проявления – в зависимости от форм, содержания задания, от его трудности и провокации на самостоятельность решения. Проявление творческой активности человека не связано с социальными условиями его воспитания, не имеет жесткой психофизиологической детерминации, и не отражается в личностных проявлениях. Единственными общими чертами творчески активных людей являются ярко выраженная индивидуальность и эмоциональная гибкость.

Как видим, эмпирические исследования ученых в сфере решения творческих задач связаны с определенно заданной единицей анализа, как инструмента изучения (аналитический метод Л.С. Выготского). Единица анализа (концепт–конструкт), будь то «деятельность», «взаимодействие», «развитие», «активность» (интеллектуальная или эмоциональная), выступает в качестве системо-образующего фактора целостной личности – человека.

Во второй половине XX столетия различными направлениями психологии, как отечественной, так и зарубежной, активно исследовались проблемы продуктивности мышления, которые обращались к умственным способностям человека и способам их активизации. Ученые пришли к выводу, что «мышление выступает как деятельность, когда оно рассматривается в своем отношении к субъекту и задачам, которые он разрешает» (Рубинштейн). Но творческая активность как самостоятельный фактор психического развития замалчивалась. Американский исследователь интеллекта Дж. Гилфорд (1967 г.) вынужден был признать автономность творческой активности от интеллектуальной деятельности. Это нашло отражение в выделении им коэффициента креативности (Cr), отличного от IQ – показателя интеллекта.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]