Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
PKhT.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.86 Mб
Скачать

1.2. Теория «преобразований»: психологический аспект

С одной стороны, существенным добавлением, а с другой, – полным опровержением, «художественной типологии» физиолога И.П. Павлова оказывается исследование психолога Л.С. Выготского – «анализ процессов в его сущности» «эстетической реакции как таковой». Речь идет о принципе искусства, в котором «реакция» как таковая на деле никогда не осуществлялась в чистом виде, но всегда со своим «коэффициентом спецификации» – она искусственно созданная и искусственно заданная, а не естественно-жизненная.

Эмоции художника испытывают «счастливую трансформацию чувств» (по выражению Ф. Полана), которые становятся понятными только в контексте социально- и культурно-психологической системы, частью которой эти эмоции являются. Художнику недостаточно пережить эмоцию, ее нужно понять, объяснить и выразить. А для этого, в свою очередь, мало одной впечатлительности и эмоциональности, необходим момент «отчуждения», «отстранения», чтобы не терять осознания условности, искусственности, художественности. Т.е. помимо деятельности «первой» и «второй» сигнальной системы в процессе создания искусственных систем (художественное творчество) в действие приходит некая предполагаемая «третья» психофизическая система, которую основатель отечественной рефлексологии В.М. Бехтерев определял как «рефлекс творчества».

По Выготскому, – «…путь к овладению эмоциями и, следовательно, путь произвольного вызова и искусственного создания новых эмоций не основывается на непосредственном вмешательстве нашей воли в сферу чувствований, как это имеет место в области мышления и движения. …Только косвенно, создавая сложную систему представлений, понятий и образов, в состав которых входит и известная эмоция, мы можем вызвать и нужные чувства и тем самым придать своеобразный психологический колорит всей данной системе в целом и ее внешнему выражению… Это скорее чувства и понятия, которые очищены ото всего лишнего, обобщены, лишены своего предметного характера» (Выготский. С. 327).

Говоря о первичности биологической и физиологической детерминации эмоций, Выготский утверждает их «распад» и «синтез» в процессе создания новых систем отношений с другими элементами душевной жизни, когда «возникают единства высшего порядка, внутри которых господствуют особые закономерности, особые формы связи и движения» (там же, с. 328).

Начиная с анализа так называемой «эстетической реакции» (в работе «Психология искусства»), Выготский наметил путь к объединению биологических и социальных психологических исследований природы художественного творчества. «Искусство никогда не может быть объяснено до конца из малого круга личной жизни, но непременно требует объяснения из большого круга жизни социальной» (Л.С. Выготский. «Психология искусства»).

Одним из основных положений психологической методологии Л.С. Выготского является теория интериоризации, на основе которой разработаны проблемы «внутренней речи» и «диалога» в его знаменитой работе «Мышление и речь».

Теория интериоризации (от лат. interior – внутренний) изучает психические процессы перехода «извне внутрь». Интериоризация, как психологическое понятие, означает формирование умственных действий и внутреннего плана сознания через усвоение индивидом внешних действий с предметами и социальных форм общения. Данная концепция нашла свое продолжение в работах П.Я. Гальперина, автора теории поэтапного формирования умственных действий, раскрывающей основы усвоения знаний в учебно-педагогическом процессе.

Исследования Выготского представляют собой широкий спектр открытий в сфере психических явлений, предвосхитившие многие позднейшие научные изучения, в том числе в области новейших технологий (например, в современной кибернетике). Проблемы структуры сознания высших форм логического понятийного мышления («аналитический синтетизм» или «синтетический анализ») и архаичных форм комплексного мышления (архаический синкретизм или изначальная слитность и нерасчлененность), а также соотношения интеллекта и аффекта нашли свое экспериментальное подтверждение в современной нейропсихологии, нейролингвистики и нейросемиотики. Изучение «комплексных значений» (правое полушарие головного мозга) привело многих исследователей психологии художественного творчества и искусства (А.Р. Лурия, С.М. Эйзенштейн, Вяч. Вс. Иванов и др.) к глубинным вопросам архаического мышления.

Вопросы к эвристическому практикуму:

Какие противоречия возникают в физиологическом подходе к решению вопросов художественного творчества. Чем «художественная» эмоция или «эстетическая реакция» отличается от «первичной» или «бытовой». Как интерпретируется в данном контексте «народное» представление о «первом впечатлении». Каким образом концепция функциональной асимметрии головного мозга соотносится с фундаментально-архаическими положениями «восточной психологии». Как можно интерпретировать и объяснить с позиций теории «асимметрии» проблему бессознательного (как «личного», так и коллективного). Какие связи возникают между принципом «правополушарности» в художественном творчестве и концепциями психосинтеза (Ассаджоли).

Литература:

Выготский Л.С. Собр. Соч. Т. 6. – М., 1984. – С. 319–328.

Диагностика и развитие художественной одаренности. – СПб., 1992.

Зенков Л.Р. Бессознательное и сознание в аспекте межполушарного взаимодействия// В кн.: Бессознательное. – Новочеркасск, 1994. – С. 201–214.

Павлов И.П. Полное собр. соч. Т. 3. Кн. 2. – М., 1951. – С. 219–234.

Ротенберг В.С. Образ Я и поведение. – М., 1987.

Сеченов И.М. Избранные произведения. – М., 1958. – С. 32.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]