Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
PKhT.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.86 Mб
Скачать

5. Законы художественного творчества

5.1. Парадоксы художественного творчества в системе структурного изоморфизма: закон «затребованного разнообразия» и принцип «исходного единообразия»

Структурный изоморфизм генетического кода и кода «искусственных знаков» («лингвистического», «эстетического» – «язык искусства») позволяет рассмотреть извечный парадокс «многообразия» и «единообразия» в сфере художественного творчества, выраженный в соотношении «конкретного» и «всеобщего», «индивидуального» и «типического».

«Всеобщий» закон «затребованного разнообразия», открытый еще Гете, в современных кибернетических теориях об управлении, связи и переработке информации интерпретируется как принцип «необходимого многообразия» (Эшби). Принцип «исходного» или «первичного единообразия» выводится из структурного изоморфизма.

5.1.1. Принцип «первичного единообразия»

Российский и американский (с 1921 г.) языковед и литературовед Р.О. Якобсон, основоположник структурализма в языкознании и литературоведении, стал активным сторонником непосредственного изоморфизма генетического кода со структурой языка. Исходя из анализа художественных литературных произведений, Якобсон утверждает, что, несмотря на образно-языковое многообразие творчества у каждого поэта есть постоянные (константные) первично-элементарные принципы-матрицы, организующие всю пестроту многообразия его многочисленных произведений (по Гершензону М.О., – внутренний «канон», которому неизменно подчиняется авторское сознание, помимо его воли). Эти принципы являют «печать» авторского стиля.

Устойчивая неизменность данных первичных принципов является авторско-стилевым «инвариантом» (неизменной постоянной величиной) фундаментального креативного слоя глубинной психологии художника, который, проявляясь в процессе творчества, становится порождающей единицей его духовного мира. В организации художественного произведения они проявляются как устойчивые образы, темы, мотивы, слова, сочетания звуков. Откристаллизовавшиеся в искусстве, они образуют формы «эстетических матриц»: копии, клише, риторические фигуры, штампы, каноны, топосы, жанры, мотивы, сюжеты, интонации – сигнальные стереотипы узнавания при восприятии художественного произведения.

Таким образом, все многообразие художественного мира стремится к единообразию «художественного кода», который изначально содержит принцип типизации как разработку художественных типовых конструкций или технологических процессов творчества на основе общих технических характеристик (что носит название художественного метода, направления и пр.). То есть, «художественный код» (канонизированная структура), как и «код лингвистический» изоморфичен «коду генетическому». Но вследствие процессов вариативно-комбинаторной избыточности культурно-языкового кода «художественный код» выходит из состояния равновесия (энтропия) к созданию новых типовых конструкций.

Немецкий психолог Х. Хекхаузен вводит, давно известную в философии, категорию интенция (от лат. intentio – стремление, намерение, цель) для обозначения спонтанной активности творческого процесса. Интенция художника рассматривается психологом как внутренняя предрасположенность его к неким темам, способам художественной выразительности, к характерным языковым и композиционным приемам. Внутренняя интенция, как особая направленность художественного сознания на предмет, независимая от воли художника, позволяет предположить в художнике некую предзаданность. Интенция как творческое «воление», существующее «накануне» произведения.

Интенциональность творческого сознания художника позволяет ему смотреть на себя как на своеобразный словарь, в котором уже предуготовлены главные темы и ведущие способы их претворения. (Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – М., 1986.)

До расшифровки генетического кода категории интенции и интенциональности рассматривались как метафизические и идеалистические. Но структурный изоморфизм «биологического» и «культурного» строя позволяет проецировать его и на внутренние психические образования.

Таким образом, творчество вообще и художественное в частности есть «естественно-не-биологическая» необходимость человечества, как вида отличного от всего живого на земле, в его непрестанном культурном видоизмении от множества к первичному единообразию.

5.1.2. Всеобщий закон «затребованного разнообразия»

Базируется на феномене абсолютной субъективности восприятия (или другими словами – субъективной относительности восприятия). Как интерпретировал этот архаический принцип всеобщей симпатии «что во мне, то и во вне» Гете: «…вне нас не существует ничего, что не существовало бы в нас». Восприятие многообразия мира обусловлено многообразием внутренней организации наших органов восприятия (органов чувств), обусловивших закон «затребованного разнообразия» в механизмах переключения внимания (принцип контрастности).

Сегодня этот закон интерпретируется в качестве теоретико-информационного принципа необходимого многообразия (разнообразия), который связывается с именем одного из основателей кибернетики как метанауки У.Р. Эшби (1956). Данный принцип был сформулирован применительно к системам управления. Смысл его заключается в том, что для эффективного управления многообразие управляющей системы должно быть не меньше многообразия управляемого объекта. Шире, сущность принципа – в необходимости информационного соответствия любых систем, обменивающихся информацией.

То есть количество информации в единицу времени (пропускная способность, информационная производительность) источника сообщения, канала связи и приемника должны быть согласованы между собой. Принцип необходимого разнообразия налагает ограничения информационного плана на процесс передачи информации: должны быть учтены характеристики управляемой, преобразуемой системы, и в первую очередь ее разнообразие (или сложность).

В своей работе «Введение в кибернетику» Эшби под разнообразием подразумевает характеристику элементов множества, заключающегося в их отличии друг от друга, в их несовпадении. Множество, состоящее из одинаковых элементов, по утверждению Эшби, не имеет никакого разнообразия. Разнообразие – совокупность различий, поэтому количество информации тождественно с количеством разнообразия. Количество воспринимаемой и используемой информации зависимо от объема и содержания его тезауруса («словаря», от греч. thesauros – сокровище). Категория вероятности означает меру случайности и меру устойчивого ограничения разнообразия при выборе (отборе).

Кодирование осуществляется как отображение множеств. При этом разнообразие одного множества переводится в разнообразие другого множества, более удобного для передачи, хранения или преобразования информации. При кодировании посредством взаимно-однозначного преобразования (изоморфизм) разнообразие не меняется.

Принцип необходимого разнообразия или «эффект Эшби» согласуется с механизмами восприятия информационного кода художественного произведения, который обозначается понятиями общей теории информации: текст, код, знак, оригинальность, избыточность (энтропийность – негэнтропийность), выбор, упорядоченность (таксономия).

Но здесь проявляется «художественный парадокс» «эстетического знака». Дело в том, что живое человеческое восприятие, живые языки (в отличие от «мертвых»), художественный язык различных видов искусства в принципе не допускают взаимно-однозначного отображения (изоморфизма). Одна из причин заключается в многозначности эстетического знака, его двойной варьируемости – контекстуальной («сцепка») и структурной («форма»). В этом проявляется уникальность и непереводимость эстетического знака в другую систему знаков. Отсюда следует, что в явлениях культуры (артифактах) разнообразие и, следовательно, количество информации не сохраняется (Иванченко Г.В. Принцип необходимого разнообразия в культуре и искусстве.)

Этот эффект компенсируется добавлением новой информации за счет тезауруса воспринимающего субъекта (апперцепция), за счет сотворчества при восприятии произведения искусства. Механизмы данного «сотворчества» опираются на опосредованную информацию из других источников (эстетика, искусствознание), а также на «повторное» восприятие произведения искусства с целью открытия новых смыслов эстетического знака.

«Повторное восприятие – необходимый компонент художественной культуры… При повторном и многократном восприятии ожидание направлено не только на повторение-подтверждение, но и улавливание нюансов исполнения. …Новизна эстетического впечатления и переживания обусловлена прежде всего ростом и обогащением потребностей субъекта восприятия». (Волкова Е.В. Произведение искусства в мире художественной культуры. – М.: Искусство, 1988. – С. 186–188.)

Это положение остается верным для «эстетического канала» восприятия художественного произведения как «закрытой» информационной пространственно-временной системы (структурная информация изобразительных искусств с пространственной доминантой и процессуально динамическая информация выразительных искусств с доминантой времени).

«Художественный канал» восприятия, как мы помним, основан на целостном восприятии образа художественного произведения. Динамическая информация образа (образообразование) связана не с пространственно-временными параметрами (формообразование), но с импульсно энергетической информацией его становления и развития. Художественное произведение воспринимается не в качестве «эстетического знака», но как художественный символ «нечто иного», непередаваемого «инобытия», которое и есть первоначальный импульс к его образованию.

В отличие от искусственных информационных моделей механизм человеческого восприятия представляет собой систему взаимодействия двуканального механизма. «Канал» дискретного восприятия (от лат. discretus – разделенный, прерывистый), который характеризуется пространственно-временной отграниченностью элементов, состояний объекта. И «канал» непрерывного восприятия, характеризующийся взаимосвязью (взаимообусловленностью) элементов и состояний объекта («сцепка образообразования»).

К первому применим закон «затребованного разнообразия». Ко второму – принцип «исходного единообразия». В контексте «асимметрии» полушарий головного мозга эти информационные проводники можно обозначить как «левоканальный» и «правоканальный» энергоинформационные потоки (энергия=информация) художественно-эстетического кода произведения искусства (образ-форма).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]