Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Конспект по библейской истории.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
6.54 Mб
Скачать

33. Последние годы жизни Давида

Остаток своей жизни Давид посвятил, главным образом, собиранию материалов и подготовительным работам для построения храма. За все свое царствование он успел уже собрать громадные богатства, которые теперь составляли 100 000 талантов золота и миллион талантов серебра. Искусные рабочие и каменотесы были собраны со всей земли; заготовлено было множество железа, меди и кедровых деревьев. Но Давид помнил волю Божию и ограничился только подготовительными работами, предоставляя построение самого храма своему преемнику, которым он назначил Соломона. Призвав его к себе, Давид рассказал ему историю всего этого великого предприятия и завещал ему совершить его, прося всех князей израильских помогать ему в этом.

34. Замыслы Адонии овладеть престолом отца. Воцарение Соломона (3 Цар 1)

Публичное назначение Соломона наследником престола послужило поводом к новой внутренней смуте, отравившей последние дни царствования Давида. Четвертый по старшинству сын Давида Адония, отличавшийся красивой внешностью и пользовавшийся видимым расположением отца, считал себя прямым наследником престола. Видя неблагоприятный для себя оборот дела, он, подобно своему брату Авессалому, решил силой овладеть престолом.

Адония успел навербовать себе немало приверженцев, и на его сторону стали даже Иоав и главный священник Авиафар. Заговорщики устроили пир, на котором открыто провозглашали Адонию царем, а между тем престарелый Давид еще ничего не знал об этом. Пророк Нафан открыл ему о заговоре и грозящей Соломону опасности, и встревоженный царь повелел немедленно взять Соломона к реке Гиону и там торжественно помазать его на царство.

Помазание Соломона совершено было главным священником Садоком и пророком Нафаном, в присутствии многочисленного народа, который встретил это помазание восторженным ликованиям и сопровождал Соломона при возвращении его в город радостными кликами: «Да живет царь Соломон!»

Пораженные такой неожиданностью, заговорщики рассеялись. Сам виновник смуты Адония искал спасения у жертвенника, и оставил его только тогда, когда Соломон поклялся пощадить ему жизнь. Чтобы утвердить права Соломона на царский престол, Давид опять созвал главных представителей народа и выразил пред ними свою волю о том, чтобы Соломон был наследником его престола. При этом он еще раз увещевал их не ослабевать в ревности при создании великой святыни, храма Божия, который «должен быть весьма величествен, на славу и украшение пред всеми землями». Тут же Давид передал Соломону все чертежи будущего храма и его принадлежностей с описью материалов и богатств, которые увеличены были приношениями начальников и князей народа. В подтверждение воли царя принесены были жертвы, Соломон окончательно провозглашен царем, а преданный ему священник Садок помазан в первосвященника. В этом торжественном собрании народа и священнослужителей Давид сделал подробные распоряжения о порядке служения колена Левиина при будущем храме, а также и последние распоряжения касательно войска и всех других государственных дел.

35. Завещание Давида Соломону. Смерть Давида (3 Цар. 2:1-12)

Чувствуя приближение смерти, Давид еще раз призвал своего наследника и со своего смертного одра увещевал его исполнять заповеди Божии и законы Моисеевы, дав ему в то же время несколько мудрых советов касательно приближенных, из которых одних Соломон должен был удалить (и среди ними Иоава), а других приблизить и наградить.

Вознеся последнюю пламенную молитву о благоденствии своего сына, Давид умер «в доброй старости, насыщенный жизнью, богатством и славой». Всего царствования его было сорок лет, из которых семь в Хевроне и тридцать три в Иерусалиме, «городе Давидовом», где он и был погребен. Гробница его сделалась общей усыпальницей и для последующих царей иудейских.

В лице Давида религиозно-нравственный дух избранного народа нашел всестороннее и высшее свое выражение. В разнообразных событиях своей жизни Давид выступает пред нами как пастух, воин, поэт, мудрый правитель, пророк и царь, объединяя в себе лучшие качества своего народа: простоту, великодушие, благоразумие и сильный религиозно-нравственный дух. Его песни и псалмы, в которых он вдохновенно выражал чувства веры и упования на Бога, благодарности и славословия, радости и скорби, ликования и покаянного сокрушения, по силе, возвышенности и пламенности религиозного чувства не имеют ничего подобного не только в священной поэзии других народов, но и в книгах ветхого завета. Содержащиеся в них истины ближе всего подходят к истинам нового завета, и поэтому Псалтирь является и у христиан любимой книгой.

Как по своей жизни, так и по своему духу Давид более, чем кто-либо в ветхом завете, был прообразом Христа, «сына Давидова». Имя Давида увековечено в таких названиях, как «город Давидов», «престол Давидов», «семя Давидово»; оно считалось столь высоким, что уже никто не осмеливался носить его потом, и мы уже не встречаем его в библейской истории последующего времени. Высшей похвалой для Давида служит то, что в нем Сам Бог нашел «Себе мужа по сердцу Своему» (1 Цар. 13:14), и что высотой его религиозно-нравственной жизни измерялась жизнь лучших из его преемников, похвалой для которых было выражение: «он ходил первыми путями Давида, отца своего».

Давид нередко падал с высоты своего религиозно-нравственного идеала, и падал глубоко; но и в этом падении он преподал нам величайший пример покаянного сокрушения, дававшего ему возможность и силу вновь сбрасывать с себя бремя греховности и восставать для новой духовной жизни. Давид есть величайший образец нравственно-доброго и одушевленного возвышенными чувствами человека, который всеми силами стремится к добру и мужественно борется с одолевающими его искушениями. В этой борьбе он может падать, но он никогда не оставит этой борьбы, и после всякого падения — со слезами и сокрушением вновь начнет эту нескончаемую, ожесточенную борьбу, и в конце концов восторжествует в ней. Поэтому Псалтирь как поэтическая летопись испытаний духовной жизни великого псалмопевца поражает своей изумительной жизненной правдой, и в ней всякий находит выражение тех самых чувств, которые может испытывать при различных обстоятельствах и превратностях жизни.