Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Конспект по библейской истории.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
6.54 Mб
Скачать

21. Междоусобная брань между домом Сауловым и домом Давидовым. Гибель Авенира. Смерть Иевосфея (2 Цар. 2-4)

Во время своей изгнаннической жизни Давид многими уже считался преемником Саула, и после смерти последнего колено Иудино не замедлило провозгласить его царем, лишь только он вступил в пределы этой земли.

Но оставались приверженцы и у дома Саулова, и этим воспользовался его приближенный полководец Авенир, который при помощи жителей Галаада объявил царем Иевосфея, одного из сыновей Саула. Власть Иевосфея была признана одиннадцатью коленами.

При таких обстоятельствах стала неизбежной междоусобная война, которая с переменным успехом продолжалась около пяти лет. Но перевес видимо клонился в сторону Давида, тем более что между Авениром и Иевосфеем скоро возникли разногласия. Авенир даже перешел на сторону Давида, где он, однако, был убит военачальником последнего Иоавом в отместку за убийство его брата.

Сам Иевосфей скоро был убит своими приближенными, которые, в надежде получить награду от Давида, принесли ему голову вероломно убитого ими царя. Но Давид голову Иевосфея предал погребению, а убийц его казнил.

22. Воцарение Давида над всем Израилем и устройство им столицы (2 Цар. 5)

По смерти Иевосфея у Давида не было больше соперников, и весь народ невольно обратился к нему. Представители всех колен собрались в Хеврон и, перечислив заслуги Давида для страны, торжественно провозгласили его царем над всеми коленами, после чего он окончательно был помазан на царство.

В лице Давида народ израильский приобрел себе величайшего царя. Ему было тридцать лет от роду. В войне он уже приобрел громкую, всенародную известность, которая воспевалась в народных песнях. При своей страннической жизни в качестве изгнанника он прошел всю страну, близко ознакомился с жизнью не только своего собственного народа, но и ближайших соседей, у которых ему не раз приходилось искать себе убежища. Во время тяжкой школы испытаний он научился ценить жизнь не с высоты царского престола, а в ее действительных нуждах и потребностях, быть милостивым и сострадательным к простому народу, равно как и великодушным к своим врагам. Но более всего перенесенные им испытания научили его всецелому упованию на Бога и еще более воспламенили в нем дух религиозности, который выразился в его дивных боговдохновенных песнях — псалмах, дышащих безграничным упованием на промысл Божий. Такой царь не мог не пробудить сочувствия в народе, и около него быстро образовалось большое войско, начальники которого всецело отдали себя в распоряжение Давида.

В Хевроне Давид царствовал семь с половиной лет. За это время он пришел к убеждению, что для утверждения царской власти в стране ему необходима столица, которая, не принадлежа никакому колену в отдельности, могла бы служить общей столицей для всего народа. Для этой цели Давид наметил одну сильную крепость на границе между коленами Иудиным и Вениаминовым, которая до сих пор принадлежала иевусеям. Это Иерусалим, не только занимавший сильное естественное положение на горе, возвышавшейся на 2 600 м. над уровнем моря, но и был укреплен неприступными стенами.

Давид, полагаясь на мужество своего войска, решил во что бы то ни стало взять эту твердыню и объявил, что первый, кто водрузит знамя Давидово на стенах Иерусалима, будет сделан военачальником всего войска. Честь эта выпала Иоаву. Крепость была взята, и Давид основал в Иерусалиме свою царскую столицу, назвав ее градом Давидовым.

Благодаря своему великолепному положению на Сионской горе, господствующей над всей окрестностью, Иерусалим, с возвышением его в степень столицы, начал быстро стягивать к себе иудейское население. Новая столица скоро расцвела, и Иерусалим сделался одним из знаменитейших городов в истории не только израильского народа, но и всего человечества.

В своей новой столице Давид «преуспевал и возвышался, и Господь Богь Саваоф был с ним». Могущество его имени подействовало устрашающим образом на филистимлян. Они попытались было подорвать силу крепнущего государства и открыли против Давида военные действия; но, дважды пораженные Давидом, с большим уроном должны были отступить, оставив в его руках даже своих идолов, которых Давид велел сжечь.

Вместе с тем Давид приобрел дружбу своего соседа Хирама, царя могущественного и богатого Тира. Хирам был полезен Давиду особенно при устройстве его новой столицы, так как посылал ему «кедровые деревья, плотников и каменщиков» для возведения дворца и необходимых построек. Эта дружба была в высшей степени выгодна для обоих народов, из которых один (израильский) был по преимуществу земледельческий, а другой – торгово-промышленный, и они взаимовыгодно могли меняться произведениями своей земли и своего труда.