Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Конспект по библейской истории.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
6.54 Mб
Скачать

19. Путь евреев от Синая к Ханаану. Гробы прихоти (Числ. 10:11-35;11)

В двадцатый день второго месяца второго года по выходе из Египта облако присутствия Господня поднялось над скинией в знак отправления в путь, и сама скиния была снята со своего места. По стану раздался звук двух серебряных труб, и весь стан, в правильном военном порядке, каждое колено под своим особым знаменем, двинулся в путь, по указанию облака присутствия. Хотя сам Моисей знал путь по Синайскому полуострову, но, чтобы быть еще более уверенным в этом отношении, он пригласил себе в качестве проводника своего шурина Ховава, сына Иофорова, в совершенстве знающего эту местность. Ковчег завета, как высшая святыня, шел впереди стана. Поднятие и остановка его сопровождались торжественным возгласом Моисея. «Когда поднимался ковчег в путь, Моисей говорил: восстань, Господи, и рассыплются враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя!» а когда останавливался ковчег, он говорил: «Возвратись, Господи, к тысячам и тьмам Израилевым».

От Синая до южных пределов Палестины около 300 км., поэтому израильтяне могли надеяться на скорое достижение благословенной земли, текущей молоком и медом. Но этой надежде не суждено было осуществиться. Прямого пути в Палестину нет, и он вьется по пустынным ущельям и долинам полуострова, что до крайности утруждало народ, принужденный двигаться по такому пути с огромным обозом и стадами. Прямо на север путь совершенно преграждался горным кряжем, идущим поперек полуострова, и потому можно было двигаться только на северо-восток — к берегу залива Акаба, составляющего восточную ветвь Чермного моря.

Во время долгой стоянки у Синая народ уже отчасти позабыл о тяжестях пути в пустыне, а также и обо всех чудесных знамениях, сопровождавших его в пути, и поэтому когда опять был вынужден с неимоверными усилиями подвигаться вперед по скалам и пескам, в среде его начался малодушный ропот на вождя.

Тяжесть пути вызывала потребность в питательной пище, и одним из главных предметов недовольства был именно недостаток мясной пищи. Ропот прежде всего появился в среде некоторых инородцев, вышедших вместе с израильтянами из Египта, а потом передался и последним. Ввиду переносимых тягостей им вспомнился Египет. Горечь египетского рабства уже успела значительно изгладиться из их памяти, и при виде тяжести свободной жизни им припомнилось только, как они ели там мясо из котлов, а кроме того «рыбу, огурцы и дыни, и лук, и репчатый лук, и чеснок». «А ныне, вопили они, душа наша изнывает; ничего нет; только манна в глазах наших».

Этот ропот вызвал повторение чуда с прилетевшими перепелами, но насыщение ими было наказанием для недовольных. Вследствие, может быть, неумеренного употребления мяса, а также в наказание за ропот, среди народа началась массовая гибель. Именно после этого возмущения был учрежден совет из семидесяти избранных старейшин – представителей колен с целью облегчения ответственности Моисея. Стан этот получил название «Киброт-Гаттаава» — «Гробы прихоти».

20. Асироф: наказание Мариам (Числ. 12)

На следующей стоянке, в Асирофе, случилось нечто еще более печальное: взбунтовались ближайшие родственники Моисея. Мариам и Аарон упрекали своего брата в том, что он женился на Ефиоплянке, т.е. на женщине иного происхождения, и к тому же рабыне. Неизвестно, при каких обстоятельствах это произошло: то ли первая жена Моисея, дочь священника Иофора, умерла, то ли Ефиоплянка была наложницей. Но не это было важно. Родственники Моисея возмущались тем, что он пренебрег древней традицией евреев.

В основе семейных раздоров крылись, однако, более глубокие противоречия. Пророчица Мариам и первосвященник Аарон стали возмущать израильский народ против Моисея и унижать его достоинство, как посланника Божия. Они ходили по лагерю и жаловались: «Одному ли Моисею говорил Господь? Не говорил ли Он и нам». Это было явное восстание против Богом установленной власти, и Господь за это наказал строптивых. Раскаявшегося Аарона Господь простил, а Мариам была наказана проказой и удалена из лагеря. Только спустя семь дней, по молитвам Моисея, Господь исцелил Мариам от проказы, и она вернулась в стан. Случай в Асирофе не был исключением. Он показал, что в израильском стане назревало открытое восстание против Моисея, что и случилось в пустыне Фаран.