
Частина третя
Розвиток слухового сприймання
Бельтюков в.И.
Роль слухового восприятия при обучении тугоухих и глухонемых произношению
Особенности произношения звуков речи у тугоухих и глухонемых детей
Исследование слухового восприятия у глухонемых, проведенное Л. В. Нейманом, показало, что лишь у небольшого числа детей может быть отмечено полное отсутствие слуха, в частности отсутствие реакции на громкий голос. Большинство глухонемых реагирует на громкий голос, а некоторые из них воспринимают и звук голоса обычной разговорной силы около самого уха или на небольшом расстоянии от него.
Аудиометрическое исследование также обнаруживает у большинства глухонемых детей те или иные остатки слуха, причем у разных детей эти остатки слуха неодинаковы как в отношении диапазона воспринимаемых частот, так и в отношении динамического диапазона.
В то время как одни дети воспринимают только самые низкие звуки, другие воспринимают также и звуки средней частоты, а некоторые дети слышат и высокие звуки. Что касается интенсивности воспринимаемых звуков, то вследствие высокой степени потери слуха у всех глухонемых (в среднем выше 85дб) различие между отдельными детьми в этом отношении выражено сравнительно слабо. Существует все же определенное соотношение между объемом воспринимаемых частот и степенью потери слуха: по мере расширения диапазона частот отмечается понижение пороговых интенсивностей воспринимаемых звуков, т. е. улучшение слухового восприятия. Обратная зависимость, т. е. расширение объема воспринимаемых частот при уменьшении степени потери слуха, наблюдается не всегда. Нередко при наличии относительно меньшей потери слуха отмечается отсутствие восприятия высоких тонов. Следовательно, возможности, которыми располагают глухонемые для восприятия звуков речи, зависят главным образом от диапазона воспринимаемых частот. Глухонемых детей, имеющих остатки слуха, согласно классификации Л. В. Неймана, можно разделить на четыре группы, а именно:
I группа — дети, воспринимающие лишь самые низкие частоты (до 256 гц);
II группа — дети, воспринимающие низкие частоты (до 512 гц);
III группа — дети, воспринимающие низкие и средние частоты (до 1024 гц);
IV группа—дети, воспринимающие широкий диапазон частот (до 2048 гц и выше)…
…Между частотным объемом слуха, с одной стороны, и восприятием звуков речи, с другой, существует определенная зависимость, в связи с чем отнесение детей к той или иной слуховой группе приобретает практическое значение: по мере расширения частотного объема слуха увеличивается и способность восприятия звуков речи. Из детей, входящих в I группу, лишь немногие реагируют на громкий голос у самого уха, никто из них не воспринимает ни гласных, ни отдельных слов, ни фраз. Все дети, относящиеся ко II группе, реагируют на громкий голос около уха. Некоторые из них воспринимают отдельные гласные (а, у), но не воспринимают слов и фраз. Дети из III группы реагируют на голос разговорной силы, почти все они воспринимают те или иные гласные, многие воспринимают знакомые слова и фразы. Большинство детей, составляющих IV группу, слышит разговорный голос не только около уха, но и на некотором расстоянии (до 2 м) от уха; все они воспринимают гласные, а также знакомые слова и фразы.
Глухонемых, относящихся к III и IV группам, насчитывается в общей сложности не менее 25%.
В состоянии слуховой функции у тугоухих детей также наблюдается значительное разнообразие. Как известно, в школах для тугоухих обучаются дети, воспринимающие разговорную речь на расстоянии не более 2—3 м от уха, страдающие вследствие недостаточности слуха нарушениями речи различной степени. В этих же школах обучаются и дети с меньшей степенью тугоухости, т.е. воспринимающие речь на расстоянии более 2—3 м, но обладающие недоразвитой речью и не могущие вследствие этого обучаться в массовой школе.
В школе для тугоухих детей организуются два отделения. При отборе учащихся в то или другое отделение учитывается не только степень потери слуха, но и главным образом уровень речевого развития ребенка. В I отделение направляются дети, владеющие развернутой речью хотя бы с отдельными ее недостатками в форме дефектов произношения, небольшого аграмматизма и пр. Во II отделении обучаются дети с глубоким недоразвитием речи в виде резко ограниченного словарного запаса, выраженного аграмматизма, резко искаженного произношения.
В обоих отделениях имеются дети с различной степенью тугоухости.
В результате аудиометрического исследования учащихся школ для тугоухих детей выделены три степени тугоухости в зависимости от величины потери слуха для частот так называемого речевого диапазона (от 500 до 4000 гц), наиболее важных для восприятия звуков речи.
I степень тугоухости — потеря слуха в речевом диапазоне не превышает 50 дб.
II степень тугоухости — потеря слуха в речевом диапазоне от 51 до 70 дб.
Ш степень тугоухости — потеря слуха в речевом диапазоне превышает 70 дб (в среднем до 85 дб).
Основанием к выделению таких границ для степеней тугоухости служат следующие соображения: при потере слуха, не превышающей 50 дб, возможно восприятие речи разговорной громкости на расстоянии более 1 м, т. е. речевое общение вполне доступно; при потере слуха от 50 до 70 дб речь разговорной громкости доступна лишь на расстоянии менее 1 м, т. е. речевое общение затруднено; при потере слуха, превышающей 70 дб, речь разговорной громкости становится мало доступной и общение может осуществляться лишь с помощью громкого голоса.
Деление тугоухих детей на группы в зависимости от объема воспринимаемых частот не имеет смысла, так как подавляющее большинство тугоухих воспринимает широкий диапазон частот — до 4000 гц и выше.
Таким образом, при отнесении детей к той или иной степени тугоухости определяются возможности, которыми располагает ребенок для восприятия разговорной речи. Однако при этом необходимо учитывать, что восприятие на слух элементов речи, находясь в прямой зависимости от степени поражения слуховой функции, стоит в то же время в связи с речевым развитием. Тугоухий ребенок, владеющий развернутой речью и пользующийся ею в общении, дифференцирует в речи окружающих все или почти все акустические различия, доступные его слуху, так как эти различия имеют для такого ребенка сигнальное (в данном случае смыслоразличительное) значение. Другое дело ребенок, не владеющий речью или владеющий ею лишь в зачаточной форме. Даже в тех случаях, когда акустические особенности, характеризующие тот или иной элемент речи, являются по своей интенсивности и частотному спектру доступными его слуху, эти особенности могут таким ребенком и не распознаваться в силу отсутствия или недостаточного укрепления их сигнального значения.
Специально проведенное исследование (Л. В. Нейман) показало, что учащиеся II отделения школ для тугоухих детей воспринимают элементы речи (фонемы и слова), как правило, хуже, чем учащиеся I отделения, даже при одинаковом состоянии тонального слуха. Следовательно, учащиеся II отделения используют свои слуховые возможности для восприятия элементов речи в меньшей степени, чем учащиеся I отделения, что стоит в прямой связи с более низким уровнем их речевого развития.
Исследование произношения было проведено нами у 200 тугоухих учащихся разных классов (с I по VII включительно), с различной степенью потери слуха (I, II, III степени тугоухости) и с различным уровнем речевого развития. С наименьшей потерей слуха — I степень тугоухости — нами было исследовано 50 детей, обучающихся в I отделении. С наибольшей для тугоухих потерей слуха— III степень тугоухости—было исследовано также 50 детей. Эти дети обучались во II отделении. Остальные 100 учащихся имели II степень тугоухости, среди которых 50 человек обучались в I отделении и 50 — во II отделении; средняя потеря слуха той и другой группы детей была одинакова.
Указанный подбор тугоухих учащихся диктовался следующими соображениями.
Прежде всего нам важно было выяснить, каковы особенности произношения (по сравнению с нормой) у детей с относительно небольшой степенью понижения слуха и нерезко выраженным нарушением общего речевого развития, которые, однако, в силу дефекта слуха и речи не могут обучаться в массовой школе. Поэтому мы включили в число исследуемых детей группу тугоухих учащихся I отделения с I степенью тугоухости, как наиболее близкую к норме.
При исследовании детей со II степенью тугоухости, обучающихся в разных отделениях, мы ставили в основном задачу определить особенности произношения, которые связаны не только с фактом нарушения слуха, но и с другого рода обстоятельствами.
Дело в том, что при исследовании тугоухих детей мы далеко не всегда можем встретиться с прямым соответствием степени недостаточности слуха и степени нарушения речевой функции, в частности произносительной стороны речи. Значительную роль здесь играют время и причины нарушения слуха, условия развития ребенка, а также и его индивидуальные особенности.
Исследование учащихся с III степенью тугоухости преследовало цель сравнить этих детей с глухонемыми, обладающими значительными остатками слуха, так как они по состоянию слуха ближе всего стоят к глухонемым.
Произношение глухонемых учащихся исследовалось нами совместно с Ф.Ф. Рау. В число исследуемых детей входили учащиеся разных классов (с I по VIII включительно) и с различной степенью нарушения слуха: полностью глухие, глухонемые I, II, III и IV групп. Имеющиеся у глухонемых остатки слуха при работе над произношением учителями специально не привлекались. Общее количество исследуемых глухонемых было равно 100.
При исследовании произношения у тугоухих детей мы ограничивались учащимися VII класса потому, что во II отделении в течение этого срока (7 лет обучения) проходится программа в пределах 4-летней начальной массовой школы. Примерно та же программа проходится в школе глухонемых в течение 9 лет обучения (от приготовительного до VIII класса).
Оценка состояния произношения фонем (гласных и согласных) производилась на основе непосредственного слухо-зрительного восприятия речи учащихся.
В качестве дефектов произношения рассматривались главным образом лишь явные отклонения от нормы.
Проверка правильности произношения звуков речи осуществлялась на материале заранее заготовленных картинок, изображающих определенные предметы. На каждый звук было подобрано по 3 картинки с таким расчетом, чтобы исследуемая фонема находилась в начале, в середине и в конце слова — названия того или иного предмета, например: иголка, пила, гуси. Такой состав картинок-слов был необходим для того, чтобы проследить качество произношения определенной фонемы, находящейся в различных положениях. Кроме картинок, материалом, использовавшимся для исследования произношения фонем, служили также слоги и изолированные звуки. Смягчение звуков проверялось главным образом на материале слогов путем противопоставления твердых и мягких согласных, например: пи — пы, пя — па, пё — по, пю — пу, апь — ап, опь — оп, упь — уп и т. д. Для проверки степени автоматизации произношения той или иной фонемы ученику предлагалось прочесть небольшой доступный по содержанию связный текст.
Остановимся, прежде всего, на соотношении дефектов произношения гласных и согласных звуков.
Как уже указывалось выше, гласные в общем являются фонетически более мощными, чем согласные. Кроме того, они относительно более доступны зрительному восприятию, чем согласные. К тому же гласные сравнительно легче артикулируются. Поэтому естественно ожидать, что у тугоухих и глухонемых детей количество дефектных гласных будет меньше, чем согласных.
Если сравнить количество неправильно произнесенных гласных с количеством неправильно произнесенных согласных, принадлежащих к такой группе, которая, по нашим данным, дает относительно меньший процент искажений (твердые согласные), то уже здесь будет видна значительная разница.
Для иллюстрации приведем табл. 6.
Таблица6
Распространенность дефектов произношения гласных и согласных у тугоухих и глухонемых учащихся (в %)
Категории учащихся |
Дефекты произношения Гласных |
Дефекты произношения Согласных |
Глухонемые………………………… |
57,5 |
69,0 |
Тугоухие III степени (II отделение) |
23,7 |
38,8 |
Тугоухие II степени (II отделение) |
13,0 |
30,0 |
Тугоухие II степени (I отделение) |
5,5 |
19,4 |
Тугоухие 1 степени (I отделение) |
2,0 |
11,7 |
Приведенные в таблице данные свидетельствуют о зависимости дефектов произношения фонем (как гласных, так и согласных) от состояния слуха учащихся. Они показывают также, что эта зависимость для гласных и согласных звуков неодинакова: от глухонемых учащихся до учащихся с I степенью тугоухости количество дефектов произношения гласных уменьшается в значительно большей пропорции, чем количество дефектов произношения согласных. Указанный факт говорит о том, что степень снижения слуха отражается в меньшей мере на качестве произношения гласных, чем согласных. Это можно видеть уже на примерах глухонемых, имеющих значительные остатки слуха.
Анализ материала показал, что при условии, когда слуховое восприятие учащихся специально не привлекается при работе над произношением, у глухонемых, имеющих значительные остатки слуха (III и IV группы), в сравнении с глухонемыми, не имеющими таковых, разницы в произношении согласных не наблюдается. В то же время в произношении гласных отмечаются определенные различия: глухонемые с остатками слуха произносят гласные в общем лучше, чем дети без значительных остатков слуха.
Из приведенной выше таблицы можно видеть, что дефекты произношения фонем зависят не только от состояния слуха учащихся. У детей, имеющих одинаковую потерю слуха (II степень тугоухости), но обучающихся в разных отделениях, количество дефектов произношения, как согласных, так и гласных звуков оказывается далеко не одинаковым. Дети со II степенью тугоухости, обучающиеся во II отделении, по количеству дефектов произношения в большей мере приближаются к детям с III степенью тугоухости, чем к учащимся I отделения, которые имеют ту же самую степень тугоухости.
Таким образом, при оценке состояния произношения у тугоухих детей необходимо учитывать не только степень потери слуха, но и другие указанные выше обстоятельства: время и причины снижения слуха, условия развития ребенка до школы и его индивидуальные особенности.
Ввиду того, что этот вопрос очень подробно и обстоятельно исследован Р.М. Боскис, обратимся к анализу материала, касающегося лишь одной из причин отмеченных расхождений между состоянием слуха и произношения, а именно времени нарушения слуха.
У исследованных нами детей с II степенью тугоухости, обучавшихся в I отделении, не встретилось ни одного случая врожденного нарушения слуха. Сравнительно редкими были случаи наступления тугоухости до одного года. Чаще можно было встретить появление тугоухости в возрасте 4—5 лет и даже позднее. По данным нашего исследования, средний возраст потери слуха у этой категории детей — более двух лет, т. е. такой, когда преобладающее большинство звуков уже появляется в речи ребенка.
У детей со II степенью тугоухости, обучающихся во II отделении, отмечались случаи врожденного нарушения слуха. Случаев наступления тугоухости в 4 года и более позднем возрасте не обнаружено. Средний возраст потери слуха у этой категории детей — около года, т. е. такой, когда звуки речи в произношении еще не сформированы.
Перейдем теперь к более детальному анализу дефектов произношения звуков речи.