Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекция Богданова С.И. _Введение в превентологию...doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
158.21 Кб
Скачать

Мезосоциальный уровень

– Атмосфера терпимости и снисходительности к алкоголизации и наркотизации; асоциальные поведенческие стереотипы и девиантный образ жизни референтного окружения, питейные традиции и обычаи, алкогольные стереотипы повседневного общения и времяпрепровождения.

– Асоциальная среда и дефицит социального стимулирования, мода и стиль поведения в среде с алкоголизацией и наркотизацией (по данным М.Е.Поздняковой (1998), потребляют наркотики среди московских металлистов 77%, панков – 67%, хиппи – 57%, рокеров – 41%, брейкеров – 40%).

– Пренебрежение работой и учебой, делинквентность, зависимость от ситуации, конформное и пассивное поведение, конфликты с учителями и школьная дезадаптация, нарушения социализации и трудности адаптации в новой социальной среде.

– Утрата социализирующей роли воинской службы и неуставные отношения в армии.

– Тяжелый физический труд, лишенный творческого содержания, включение ятрогенных механизмов зависимости в результате безответственности врачей.

– Диспропорция свободного времени мужчин и женщин, способствующая разобщению интересов.

– Демографическая несбалансированность мужского и женского населения, особенно в удаленных сельских районах.

Видный российский историк и публицист Н.Загоскин (1893) так описывает место алкоголя в русской культуре:

«Вино сопровождает русского человека от купели до могилы: оно является неизбежным спутником его жизни, оно делается необходимым фактором, необходимою стихиею его и праздничной и будничной жизни. Вино заменяло русскому человеку недоступные ему виды увеселений, восполняло отсутствие идеалов, стремлений и интересов более духовного характера».

Миллисоциальный уровень

– Нарушение структуры и функции семьи.

– Низкий образовательный и культурный уровень родителей.

– Неправильное воспитание, отрицательный психологический климат и отчуждение в семье.

– Уходы из дома и бродяжничество.

– Плохие жилищные условия и низкие доходы в семье.

– Слабый социальный контроль и низкая правовая культура семьи.

Именно семья является носителем алкогольных обычаев – исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение форм употребления спиртных напитков с соответствующими духовными эквивалентами обыденного сознания и мировоззрения. Алкогольные обычаи выполняют две социальные функции: стабилизируют утвердившиеся в данной среде отношения к употреблению алкоголя, его формы и воспроизводят эти отношения и формы в жизни новых поколений, отражаясь в их алкогольных установках.

Мезосоциальный уровень

  • Социальная депривация, низкий уровень общей культуры и социального развития личности, узкий круг и неустойчивость интересов, отсутствие увлечений и дудховных запросов.

  • Неопределенность профессиональной ориентации, отсутствие социально значимых установок, в том числе на трудовую деятельность.

  • Низкий уровень притязанияи дефицит мотивации поведения, уход от принятия ответственных решений.

  • Утрата перспективы жизни, видения путей развития своей личности; интравертированность и низкая переносимость отрицательных эмоций.

  • Безответственность и незрелость, оппозиционность и напряженность, беспокойство и страх.

  • Чрезмерное любопытство и одновременно незнание вреда алкоголя и наркотиков.

  • Обидчивость и капризность, эгоистичность и эмоционально-волевая неустойчивость.

  • Гедонистическое устремление и потребительское отношение к жизни.

  • Неспособность к организованной и последовательной деятельности.

  • Неразвитость нравственных чувств и неустойчивоать личностных отношений.

  • Преимущественная ориентация на сверстников, а не на семью

  • Эрозия субстанционных человеческих качеств – порядочности и честность, в иных случаях выражены застенчивость, осознание своей неполноценности и недостаточности, неспособность бороться с трудностями, склонность к уединению и разрешению своих проблем «химическим путем».

  • Неадекватная самооценка и незрелые механизмы защиты.

Многообразие факторов и условий в социогенезе аддиктивного поведения уместно оценивать в рамках диалектики случайности и необходимости. Случайность, конечно, не может изменить многогранную и многофакторную судьбу человека, но и то, что сегодня кажется случайным, завтра может оказаться судьбой.

Перечисленные неспецифические факторы и условия снижают порог психосоциальной адаптации человека, повышая его чувстительность к любым патогенным влияниям социального и биологического порядка. Они и являются основными характеристиками «группы риска» - ведущего субъекта социогенеза алкоголизации и наркотизации.

Таким образом, алкоголизация и наркотизация – это во многом неспецифические маркеры социально-психологической несостоятельности личности, индикаторы дисгармоничности и порочности среды, это показатели невключенности человека в сферу продуктивной деятельности, показатели отчуждения и социальной депривации.

Приведенная выше систематика факторов риска не учитывает изменяющейся с возрастом структуры мотивационно-установочной и нравстенно-ценностной сфер личности.

Предложенный отечественными авторами (Лисицын Ю.П., Сидоров П.И., 1990) динамический подход к оценке роли различных негативных условий позволил выделить четыре основные группы факторов, представляющих единую цепь генеза злоупотребления алкоголем и наркотиками:

I – факторы, способствующие развитию употребления;

II – факторы, поддерживающие употребление;

III – факторы, способствующие развитию злоупотребления;

IV – факторы, поддерживающие злоупотребление алкогольными напитками и наркотиками.

Влияние этих факторов проявляется в отдельные возрастные периоды неодинаково.

Факторы I группы (неблагоприятные взаимоотношения между родителями, отсутствие одного из родителей – чаще отца, частое употребление алкогольных напитков родителями или лицами ближайшего окружения, экспериментирование с наркотиками и токсикантами в молодежной группе) действуют на ребенка в возрасте 13-15 лет, когда закладывается основа злоупотребления. Факторы этой группы составляют первое звено в генезе злоупотребления; его можно условно назвать начальным.

Факторы II группы (обычаи ближайшего окружения, ориентированные на употребление алкоголя и наркотиков, общепринятые алкогольные традиции и др.) действуют на молодого человека в возрасте 16-18 лет, когда уже сформируется систематическое и сознательное употребление алкоголя, наркотиков и токсикантов. Этому в значительной степени способствует раннее приобщение детей (подростков) к алкоголю и наркотикам. В генезе злоупотребления это звено можно условно назвать определяющим.

Факторы III группы (относительная экономическая самостоятельность и бесконтрольность молодых людей при ранее приобретенной установке на привычное употребление алкогольных напитков и наркотиков, а также доза и частота случаев употребления) действуют на лиц в возрасте 19-26 лет. Практически это начало самостоятельной жизни «бывалого» человека, который, как ему кажется, начинает понимать «толк» в жизни. Это звено в генезе злоупотребления мы называем пусковым.

Факторы IV группы (конфликты в семье, низкий культурный уровень, потребительские интересы, сравнительно высокая (или низкая) зарплата и др.) составляют завершающее звено в генезе злоупотребления. Они поддерживают злоупотребление алкоголем и наркотиками, обусловливают высокий уровень пьянства и наркотизма, которые, в совою очередь, укрепляют обычаи ближайшего окружения, поддерживают профессионально-производственных групп, чей труд относительно прост (физическая работа, не требующая квалификации) и высокооплачиваем.

Приведенная схема генеза злоупотребления алкоголем и наркотиками дает представление о последовательном действии социальных факторов, способствующих злоупотреблению. Она не претендует на универсальность, но отражает наиболее существенные моменты, прежде всего влияние микросреды, низкий культурный уровень лиц, подверженных злоупотреблению, роль социально-психологических факторов.