Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
2. Цивилизации Запада в средние века Лекция.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
87.22 Кб
Скачать

Основные черты и этапы развития восточнохристианской цивилизации

Византийская империя являлась прямой и законной наследницей Рима. Константинополь, основанный императором Константином и объявленный столицей Римской империи в 330 г., первоначально назывался Новым Римом; жители Византии именовали себя ромеями (римлянами), а свою империю Ромейской (Римской). Восточная Римская им­перия (Византия) пережила Западную почти на тысячелетие и сохранила античное, в первую очередь гречес­кое, культурное наследие. Ее историческая судьба отлича­лась своеобразием и самобытностью.

Империя имела чрезвычайно сложную территориальную и этническую структуру. Ее владения были расположены на трех материках ­ в Европе, Азии и Африке; здесь прожива­ло множество народов. Поддержание стабильности предпола­гало наличие сильного государственного начала.

Постоянным фактором византийской истории являлась военная опасность, с разных сторон угрожавшая владениям им­перии. Среди народов и государств, натиску которых прихо­дилось противостоять Византии, были Иран, арабы, болгары, восточные славяне, турки­-сельджуки, затем турки­-османы. Привлекала Византия и западноевропейских рыцарей, в 1204 г. в ходе IV Крестового похода подвергших опустошению Константинополь.

Своеобразие византийской истории определялось и обстоятельствами происхождения империи. Она не знала разрыва с античностью, античные традиции сохранялись длительное время, медленно эволюционируя и изменяясь. Восточная Римская империя была богаче Западной, в ее руках находи­лись пути из Европы в Азию. Сельское хозяйство, ремесла, города, торговля не переживали того глубокого упадка, через который в раннее Средневековье пришлось пройти Западной Европе. Историки считают, что кризис византийской эконо­мики VII в. по своим масштабам и последствиям несопоста­вим с экономическим кризисом Западной Римской империи III­ – V вв. Он был преодолен и сменился новым подъемом XI - ­XII вв. Важнейшим элементом византийской экономиче­ской жизни оставалось римское право. Предпринятая при им­ператоре Юстиниане (VI в.) кодификация законов привела к созданию надежной правовой основы для регулирования имущественных и иных гражданских отноше­ний. Византию историки иногда называют правовым государ­ством Средневековья.

Сочетание всех этих факторов обеспечивало поддержание относительно стабильного уровня благосостояния, который в Византии, во всяком случае до начала ХIII в., был выше, чем в Западной Европе.

Византийская цивилизация принадлежала к числу тех, в формировании и обеспечении жизнеспособности которых ведущую роль играло государство. Византия оставалась централизованным государством на протяжении всей своей истории. Носителем верховной власти являлся император, наделенный сакральными (священными) функциями. Существовал бюрократический аппарат с жестким соподчинением, налоговая система, тайная полиция, финансовые службы, особым влиянием обладало внешнеполитическое ведомство. Большой была площадь земель, принадлежавших государству. Под контролем правительственных служб находились ремесла и торговля, действовала разработанная система государственных монополий на производство и продажу отдель­ных изделий. Наличие сильной государственной власти привело, в частности, к тому, что в Византии не достигли зрелости ни условная собственность (подобная фео­ду), ни вассально­ленная иерархия, ни иммунитеты. Не знала Византия и такого явления, как борьба городов за вольно­сти и самоуправление. ­Особая роль государственных начал в византийской циви­лизации получила теоретическое обоснование, более того, она способствовала формированию специфического мироощущения византийцев. Считалось, что, наряду с едиными Богом, верой и церковью, должна существовать единая христианская империя, защитница веры и церкви. Императорская власть приобретала сакральные функции, ибо она самим своим существованием обеспечивала спасение рода человеческого.

Наконец, приоритет государства отразился и в особом по­ложении византийской церкви. Если не формально, то реаль­но император был ее подлинным главой. Лишенный возмож­ности совершать культ и вносить изменения в Символ веры, он, однако, фактически управлял церковью, обладая правом назначать и смещать патриархов. В этом смысле Восточная христианская церковь сильно отличалась от Западной. Наиболее существенным было то, что византийская право­славная церковь не претендовала на светскую власть, не по­сягала на ее прерогативы, подчинилась государству. Истори­ки видят в этом один из источников формирования автократических (самодержавных) начал, которые заимствовали у Византии государства, оказавшиеся в зоне ее влияния (среди них и Московская Русь). Была и другая сторона у этого явления: православная церковь жила напряженной духовной жизнью, православие настраивало не на раскол и борьбу, а на согласие и гармонию, сплачивало империю и населявшие ее народы.

Унаследовав традиции и общественно-­политическое устройство Древнеримской империи, Византия заимствовала и многие ее слабости, в первую очередь связанные с характером осуществления власти. В Византии существовал сенат, включавший представителей знатных родов. Большим влиянием пользовались епископы. В то же время воля императора, власть которого считалась священной, име­ла силу закона при решении вопросов как светской, так и духовной жизни. В результате реформ была построена жесткая вертикаль власти: империя разделилась на провинции (фемы), вся власть в которых передавалась наместникам­-военачальникам (cтpaтегам). Они назначались и смещались императором и, обладая огромными полномочиями, сами были абсолютно бесправны перед ним. При им­ператоре Льве VI ликвидировались остатки городского самоуправления. Жесткая централизация власти вела к умножению числа прави­тельственных ведомств (их насчитывалось несколько десятков), росту армии чиновников. Неуклюжий и громоздкий аппарат управления был не только малоэффективным и дорогостоящим, он превратился в источник коррупции, интриг и заговоров. Будучи всевластными, императоры стали беззащитны перед угрозой переворота. В Византии, как и в Древнеримской империи, не было четкого порядка престолонаследия. Наиболее сильным импе­раторам удавалось передать власть по наследству, однако ни одна династия не смогла долго ее удерживать. По подсчетам историков, за время существования Византии, с 395 по 1453 гг., из 109 императоров лишь 34 умерли своей смертью, остальные были свергнуты или пали жертвой покушения.

­Византийскую империю подрывали и обостряющиеся внутренние социальные противоречия. Со временем земля переходила в собственность крупных землевладельцев, ростовщиков, церкви. Крестьяне разорялись, становились арендаторами. Будучи гражданами империи, они находились в полной материальной зависимости от землевладельца. Разорение крестьянства заставляло прибегать к формированию наемной армии, содержание которой обходилось дорого. Увеличение же налогов вело к еще большему подрыву экономической самостоятельности крестьянских хозяйств. Центральная, императорская, власть стремилась предотвратить исчезновение податного слоя самостоятельных крестьян, способных служить в армии и помешать росту крупной земельной собственности. С ее развитием связывалась опасность появления слоя местных царьков, экономически независимых от императора и склонных к неповиновению.

В VIII веке самым крупным землевладельцем была церковь. Только монастырям принадлежало около 1/3 всех земель империи. Их могущество стало восприниматься как угроза всевластию импе­ратора и чиновников, а рост веры в местных святых ­ как источник сепаратизма.

Волна религиозного фанатизма, охватившего Византию, рост суеверий, возрождение языческих ритуалов, массовый уход состоятельных граждан в монастыри были вызваны страхом перед вторжением арабов.

В этих условиях император Лев II (правил в 717­ – 741гг.) издал эдикт, в котором почитание икон и святых мощей объявлялось идо­лопоклонством. У монастырей отбирались земли, монахов застав­ляли отбывать государственные повинности. Иконоборчество (изъятие и уничтожение икон и других предметов религиозных культов), продолжавшееся почти столетие, поставило империю на грань гражданской войны, многие провинции были охвачены восстаниями. В середине IX века борьба с поклонением иконам завершилась. Она достигла своих целей: влияние монастырей ослабло, власть императоров над церковью укрепилась. В этих условиях в 843 г. почитание икон было восстановлено, а иконоборчество провозглаше­но ересью.

Политика императоров Византии лишь отчасти замедляла разо­рение крестьянства. При этом она вызывала постоянное недовольст­во крупных землевладельцев и провинциальной знати, стремивших­ся к освобождению от опеки столичных чиновников.

Борьба Западной (католической) и Восточной (православной) церквей, подогреваемая спорами о верховенстве одной из них, завершилась в 1054 г. их разрывом: папа римский и константинопольский патриарх обменялись взаимными отлу­чениями от церкви.

В конце ХI века положение Византии резко ухудшилось. Ослаблен­ная усобицами Русь перестала сдерживать половцев, которые начали разорять северные земли Византии. Турки, захватившие власть в Багдадском халифате, присоединили к себе большую часть территории Византии - ­ Малую Азию, Сирию и Палестину. В этих услови­ях, несмотря на конфликт с римско-­католической церковью, импера­тор Византии Алексей 1 обратился за помощью к папе римскому Урбану II.

29 мая 1453 г. Константинополь пал. Турки­ османы вступили в «Новый Рим», залитый кровью и полный трупов. Европа, остававшаяся глухой к призывам о помощи, пришла в смущение и ужас, но их питал страх перед османской угрозой. Вскоре в далеком Московском государстве, правитель которого Иван III женился на племяннице последнего византийского императора Константина ХI Зое (Софье) Палеолог, возникла идея о том, что именно Москва является подлинной наследницей величия Константинополя и Рима («Третьим Римом»).