Строительство завода
Лето 1938 года выдалось в Кайском районе на редкость засушливым. На протяжении двух месяцев с неба не упало ни капли дождя. Температура доходила до 40 градусов. Выгорела трава на покосах. Деревья понуро опустили рано пожелтевшие листья. При такой аномальной жаре, возводили первые цеха завода. Но в сентябре возник катастрофический лесной пожар, который уничтожил все построенные к этому времени сооружения. Вот так нелегко началась жизнь в нашем посёлке. В октябре 1938 года строительство возобновилось, а уже через год двадцать шестого августа 1939 года заработала первая линия завода. Сейчас, когда в посёлке насчитывается всего 1760 человек, трудно представить, что на строительстве завода работало около 7 тысяч человек. На завод были командированы рабочие, инженеры и даже директор с бумажной фабрики из Смоленской области. Железнодорожная станция получила объяснимое название Заводская, по другую сторону находился лагерь №3, заключённые которого строили завод, а потом и работали на нём. Для производства целлюлозы требуется много воды, поэтому на речке Малый Созим была построена плотина, появился красивый пруд
(Приложение № 1).
Возведение первых домов
Одновременно с возведением завода строился посёлок «первой очереди», состоящий из 6 двухэтажных домов. Сейчас от них остался только один. Эти дома возводились по краям небольшой площади, на которой стояла трибуна, потому что люди того времени не представляли своей жизни без митингов и демонстраций. Затем на берегу пруда началось строительство посёлка «второй очереди». Многие жители считают, что этот посёлок возводили немецкие военнопленные. Это связано с тем, что дома имеют характерные черты европейского стиля - высокие, крутые скаты крыш, балконы, удобная внутренняя планировка, поражают своей необычностью три высоких коттеджа, которые смотрят прямо на юг. Но исследование, которое мы провели, доказывает, что военнопленные тут ни при чём. Ведь первые военнопленные появились в нашем районе в 1942 году. А посёлок «второй очереди» строился в 1940–1941 годах. По отрывочным воспоминаниям некоторых людей, мы узнали, что и завод, и первые дома, и дома у пруда возводились заключёнными. В 1940 году привезли большую группу заключённых из Латвии и Эстонии. Среди них было много умных, образованных людей, вероятнее всего кто-то из них и стал автором проекта этих необычных домов. Но военнопленные, среди которых кроме немцев были румыны, итальянцы и венгры, всё же оставили свой след в нашем посёлке. Так, берёзовая роща, которая является своего рода достопримечательностью нашего посёлка, появилась благодаря пленным. Вырубая деревья, они заботливо оставили поросль молодых берёз, пообещав, что через 30-40 лет здесь зашумит красивая роща (Приложение № 2).
Первые жители
Заводской поселок стал в годы войны по-настоящему многонациональным. 20 октября 1941 года прибыл первый эшелон с «лицами немецкой национальности» — это граждане нашей страны, единственная вина которых состояла в том, что они по национальности – немцы. Наиболее многочисленная "немецкая колония" образовалась в нашем поселке. И совсем не случайно ту часть поселка, в которой они обосновались по-немецки аккуратно, добротно и обстоятельно называли "Малым Берлином". Советским немцам не доверяли, их не допускали на само производство пороховой целлюлозы, поэтому они могли работать только на обработке древесины. Те из них, кто не умер от непосильного труда, жили здесь на протяжении многих лет и после войны. Живут они и сейчас, при этом старшее поколение свободно владеет немецким языком, а на русском говорит с акцентом. Но не только для немцев стал второй родиной наш посёлок. Многие жители посёлка носят немецкие и прибалтийские, белорусские и украинские фамилии. Для работы на заводе съезжались и жители близлежащих деревень. Но всё-таки большую часть рабочих составляли заключённые. Производство целлюлозы было отнюдь не безопасно, так в нескольких цехах люди могли находиться только в противогазах. От вредного производства страдали даже животные – у лошадей, на которых подвозили серу, из носа часто шла кровь. Но, несмотря на трудные условия работы и жизни, люди отлично трудились. Все годы войны завод удерживал переходящее Красное Знамя.
Вместе с взрослыми в посёлке появились и дети. В 1941 году возвели двухэтажное деревянное здание школы, но так как в начале войны в наш посёлок поступило большое количество высланных немцев, здание стали использовать как общежитие. А учить детей стали в небольшом здании яслей. В военные годы в школе не хватало тетрадей, учебников, чернил и других учебных принадлежностей. Чернила делали из сажи и свёклы. Чернила из свёклы быстро свёртывались, поэтому их приходилось делать почти каждый день. Самодельными были и тетради, и журналы учителей. Их делали из толстой, серой бумаги и сами разлиновывали. Учебников не хватало. С одним учебником занимались по 5-6 человек. Но, не смотря на это, ребята успевали готовить уроки, собираясь на дому или в школе. Они знали, что не могут подвести родителей, что в это трудное время, каждый должен заниматься своим делом.
