Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
2 к. Новый Завет.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.76 Mб
Скачать

Разделение новозаветных священных книг по их содержанию

По своему содержанию новозаветные священные книги разделяются обычно на следующие четыре отдела:

1. Книги законоположительные, к каковым относятся четыре Еван­гелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна как составляющие самое су­щество новозаветного Божия закона людям, ибо они излагают события спасительной для нас земной жизни Господа Иисуса Христа и Его Бо­жественное учение;

2. Книга историческая, каковой является книга Деяний св. апосто­лов как излагающая нам историю утверждения и первоначального расп­ространения Церкви Христовой на земле через проповедь св. апосто­лов;

3. Книги учительные, к каковым относятся 7 соборных посланий:

одно св. апостола Иакова, два св. апостола Петра, три св. апостола Иоан­на Богослова и одно св. апостола Иуды, а также 14 посланий св. апосто­ла Павла (перечислены выше) как содержащие учение св. апостолов или вернее — истолкование Христова учения св. апостолами приме­нительно к разным случаям жизни;

4. Книга пророческая, каковой является Апокалипсис, или Откро­вение св. Иоанна Богослова как содержащая в таинственных видени­ях и образах пророчества о будущих судьбах Церкви Христовой, мира и человечества.

История канона священных книг нового завета

Новозаветные священные книги все являются каноническими. Кано­ническое достоинство эти книги приобрели сразу после своего появ­ления в свет, ибо всем известны были высокоавторитетные имена их авторов. Замечательно в этом отношении свидетельство св. ап. Петра в его 2 соборном послании (3:16), где он говорит как уже об известных ему «всех посланиях» св. апостола Павла. Написав послание для Колос-сян, св. апостол Павел дает распоряжение, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви (Кол. 4:16). Мы имеем множество доказатель­ств того, что Церковь всегда и с самого начала признавала каноническое

достоинство известных нам в настоящее время новозаветных священ­ных книг. Если же и существовали сомнения относительно некоторых из книг, на что любит ссылаться так называемая «отрицательная кри­тика», то эти сомнения принадлежали частным лицам и не разделя­лись всею Церковью.

Уже в писаниях «мужей апостольских» мы находим отдельные изречения из всех почти известных нам новозаветных книг, а о не­скольких отдельных книгах мужи апостольские дают прямое и ясное свидетельство как о книгах, несомненно имеющих апостольское происхождение. Так, например, отдельные места из новозаветных книг встречаются у св. Варнавы, спутника и сотрудника св. апостола Павла, в его послании, у св. Климента Римского в его посланиях к Коринфя­нам, у сщмч. Игнатия Богоносца, епископа Антиохийского, бывшего учеником св. апостола Иоанна Богослова, в его 7 посланиях, из коих ясно видно, что ему хорошо были известны все четыре Евангелия; у сщмч. Поликарпа, епископа Смирнского, также ученика св. Иоанна Богослова, в его послании к филиппийцам, и у Папия, епископа Иера-польского, тоже ученика св. Иоанна Богослова, в его книгах, отрывки из которых приведены Евсевием в его Истории Церкви. Все эти мужи апостольские жили во второй половине первого и начале второго века.

Множество ссылок на новозаветные священные книги и выписок из них мы находим и у несколько более поздних по времени церковных писателей-апологетов, живших во втором веке. Так, например, св. мч. Иустин философ в своей апологии «Разговор с Трифоном-иудеем» и прочих сочинениях приводит до 127 евангельских текстов; сщмч. Ири-ней, епископ Лионский, в своем сочинении «Пять книг против ересей» свидетельствует о достоверности всех четырех наших Евангелий и приводит огромное количество дословных из них выписок; Тациан в своей книге «Речь против эллинов», обличая безумие язычества, дока­зывает божественность Священного Писания, приводя тексты из Еван­гелия; ему же принадлежит первая попытка составления свода всех четырех Евангелий, известного под названием «Диатессарона». Зна­менитый учитель и глава Александрийского училища Климент Алек­сандрийский во всех дошедших до нас своих сочинениях, как, напри­мер, «Педагог», «Смесь, или Строматы» и др., приводит многочислен­ные места из новозаветных священных книг как из таких, подлинность которых не подлежит никакому сомнению. Языческий философ Афи-нагор, приступивший к чтению Священного Писания с намерением

писать против христианства, но сделавшийся вместо этого блестящим апологетом Христовой веры, в своей апологии приводит целый ряд под-хинных изречений Евангелия, поясняя при этом, что «так говорит Писание». Св. Феофил, епископ Антиохийский, в дошедших до нас «Трех книгах к Автолику» делает много дословных ссылок на Еванге­лие, а по свидетельству блж. Иеронима, им был составлен свод всех четырех Евангелий и написан «Комментарий на Евангелие».

От ученейшего церковного писателя Оригена, жившего в конце второго и начале третьего века, до нас дошел целый ряд сочинений, в которых он приводит громадное количество текстов из новозаветных священных книг и дает нам свидетельство, что, несомненно, апостоль­скими и Божественными писаниями во всей поднебесной Церкви при­знавались как четыре Евангелия, так и книги Деяний апостольских, Апокалипсис и 14 посланий св. апостола Павла.

Чрезвычайно ценны также и свидетельства от «внешних» — ере­тиков и язычников. В сочинениях еретиков Василида, Карпократа, Ва­лентина, Птоломея, Гераклиона и Маркиона мы находим много мест, из которых ясно видно, что им хорошо были известны наши новозавет­ные священные книги. Все они жили во втором веке.

Особенно важно появившееся в половине того же второго века пол­ное ненависти ко Христу сочинение языческого философа Цельса под названием «Истинное Слово», в котором весь материалдля нападений на христианство заимствован из всех четырех наших Евангелий, при­чем нередко встречаются даже дословные выписки из них.

Правда, не во всех древних списках священных книг Нового Заве­та, дошедших до нас, перечисляются всегда полностью все принимае­мые Церковью 27 книг. В так называемом «Мураториевом каноне», относящемся, как полагают, ко 2 половине второго века и найденном в прошлом столетии профессором Мураторием, перечисляются на ла­тинском языке только 4 Евангелия, книга Деяний св. апостолов, 13 по­сланий св. апостола Павла (без послания к Евреям), послание св. апос­тола Иуды, послания и Апокалипсис св. Иоанна Богослова. Нет, одна­ко, никаких оснований считать этот «канон» официальным церковным документом.

В этом же втором веке появился перевод священных книг Нового Завета на сирский язык, получивший название «Пешито». В нем име­ются не указанные в списке Муратория послание к Евреям и послание св. апостола Иакова, но зато отсутствуют послание св. апостола Иуды,

2 послание св. ап. Петра, 2 и 3 послания св. апостола Иоанна и Апока­липсис.

Для всех этих пропусков могли быть причины частного характера, точно так же, как и сомнения отдельных частных лиц, высказывавши­еся относительно подлинности той или другой книги, не имеют серьез­ного значения, ибо тоже имеют частный характер, иногда с явной тенденциозностью.

Известно, например, что основатель протестантизма Мартин Лютер пытался заподозрить подлинность послания св. ап. Иакова по­тому, что в нем решительно подчеркивается недостаточность для спа­сения одной веры без добрых дел (2:26 — «вера без дела мертва есть»;

см. также 2:14,17,20 и др.), вто время как провозглашенный им основ­ной догмат протестантского вероучения утверждает как раз обратное, что «человек оправдывается одною верою без добрых дел». Столь же тенденциозны, конечно, и все остальные подобные же попытки опоро­чить наш новозаветный канон.

Что же касается всей Церкви в целом, то она всегда, с самого на­чала принимала все признаваемые у нас в настоящее время новоза­ветные священные книги, что и было засвидетельствовано в 360 году на поместном Лаодикийском соборе, издавшем определение, в кото­ром перечисляются поименно все 27 наших новозаветных священных книг (60 правило). Это определение было потом торжественно подтвер­ждено и получило, таким образом, вселенский характер на VI Вселен­ском соборе.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]