
Актуальность теории Мэхона в настоящее время
В первой мировой войне мэхэновская стратегия «анаконды» реализовалась в поддержке Антанты белому движению по периферии Евразии (как ответ на заключение большевиками мира с Германией).
Во второй мировой войне она также была обращена против «Срединной Европы» и, в частности, через военно-морские операции против стран Оси и Японии.
Но особенно четко она видна в эпоху холодной войны, когда противостояние США и СССР достигло тех глобальных, планетарных пропорций, с которыми на теоретическом уровне геополитики оперировали уже начиная с конца XIX века.
Фактически основные линии стратегии НАТО, а также других блоков, направленных на сдерживание СССР (концепция «сдерживания» тождественна стратегической и геополитической концепции «анаконды») - АСЕАН, АНЗЮС, СЕНТО - являются прямым развитием основных тезисов адмирала Мэхэна, которого на этом основании вполне можно назвать «отцом» современного атлантизма.
Теория «морского могущества» стала программным документом идеологов и политиков талассократии, не потеряла своей актуальности и в конце XX в. Может быть, она обогатится новым фундаментальным трудом «Как утратить морскую мощь государства в мирное время и без помощи внешних врагов». Обширный материал на эту неисследованную тему накоплен в России и на Украине. Утрата морской мощи - это не количество проданных или списанных судов, которые можно построить, а нечто большее начало разрушения коммуникационного каркаса державы. Утрата морской мощи как разрушительный «цунами» вызывает цепную реакцию и дисбаланс основных геоэкономических коммуникационных осей (столица и крупные промышленные центры - главные морские порты, уменьшение транзитных грузов, сужение хинтерланда и форланда, утрата градообразующих функций портовых городов) и в конце концов ухудшает геостратегическое положение страны, ее возможности мирохозяйственной интеграции. Разрушение геополитической оси «суша - морские рубежи» может привести к усилению центробежных тенденций в пограничных районах.
Заключение
Суть главной идеи Мэхена состояла в том, что судьбы человечества решаются на просторах Мирового океана, а движущей силой прогресса является конкуренция между морскими (островной, приморской) и сухопутными (континентальными) силами. Объясняя превосходство Великобритании в конце XIX в. над другими государствами ее морской мощью, Мэхен писал: "Должное использование морей и контроль над ними составляет лишь одно звено в цепи обмена, с помощью которого (страны) аккумулируют богатства, ... но это центральное звено".
Мэхен выделял следующие условия, определяющие, по его мнению, основные параметры морской мощи:
-географическое положение страны
-природные ресурсы страны и климат
-протяженность территории
-численность населения
-национальный характер
-государственный строй.
При благоприятном сочетании этих факторов, считал Мэхен, в действие вступает формула: военный флот + торговый флот + военно-морские базы = морское могущество. Мэхэн строит свою геополитическую теорию исходя исключительно из «морской силы» и ее интересов.
Мэхен обосновывал мысль о необходимости превращения США в могущественную военно-морскую державу, способную соперничать с самыми крупными и сильными государствами того периода. Мэхэн видел судьбу США в том, чтобы занять ведущую позицию в экономическом, стратегическом и даже идеологическом отношениях. Задачей исторического противостояния Америки является усиление своих позиций по шести основным пунктам и ослабление противника по тем же пунктам.