Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Психол_Основы Тренинговой Работы. Конспект и За...docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
193.37 Кб
Скачать

Блок самопроверки

Контрольные вопросы по теме

1. Как связаны мотивация и воздействие на группу терапевтического фактора «вселение надежды»?

2. В чем состоит фактор «универсальности переживаний» пациентов психотерапевтических групп?

3. В чем состоит терапевтический фактор «коррекции опыта первичной семьи»?

4. Охарактеризуйте природу терапевтического фактора «сплоченности группы».

6. Раскройте содержание «экзистенциального фактора» в групповой работе.

Основная литература:

  1. Рудестам К. Групповая психотерапия / Кьелл Рудестам. – СПб.: Питер, 2008. – С. 370

  2. Ялом И.Д., Лесц М. Групповая психотерапия: Теория и практика / Пер. с англ. Пимочкиной Г. - Питер-Юг. – 2009.

Тема 5. Концептуальные основания понятия «Личностный рост»

Ключевые понятия: «Личностный рост», «самоактуализация», «самореализация»; «интраперсональные» и «интерперсональные» критерии роста.

«Личностный рост» - одно из самых популярных понятий в теории и практике тренинговой работы. Особенно активно оно используется в психологической литературе гуманистического направления. Однако весьма редко удается встретить в литературе отчетливую дефиницию этого понятия. В основном оно используется «по умолчанию» и часто в качестве приложения к понятиям «самоактуализация» и «самореализация». В общем случае под ЛР всегда имеется в виду тенденция человеческого индивида к развитию скрытого в нем потенциала психологических свойств и качеств. Так, для бихевиориста Скиннера личностный рост является «способностью усиливать выгодный нам контроль над окружающими и сводить к минимуму неблагоприятные условия». Для Карен Хорни (неофрейдизм) ЛР - это «здоровое свободное развитие в соответствии с индивидуальными и наследственными задатками данного человека». Для Маслоу ЛР - способность человека посвятить себя чему-то более высокому, чем собственное «я», а также способность успешно выполнять поставленные задачи. Как и самоактуализация, ЛР является «непрекращающимся процессом развития потенциальных возможностей человека».

Братченко и Миронова26 отмечают: «В отечественной психологии и педагогике сегодня стали модными слова "самореализация личности", "самоактуализация", "личностный рост". Однако, на наш взгляд, полноценного содержательного наполнения эти "новые формулы" пока у нас не получили и либо используются в метафорическом смысле, очень неопределенно, скорее как лозунги, либо служат лишь новым красивым ярлыком, который с легкостью перешивают на старые "одежки" (вместо, например, устаревших "всестороннее развитие личности", "формирование нового человека" и т.п.)». Важно понять, - утверждают авторы, - что идеи самореализации и личностного роста являются следствием глубоких установок, задающих новый для нас подход к человеку и его развитию. Личностный рост – не усвоение каких-либо знаний (включая и этические), не освоение общественно-полезной деятельности, не формирование системы ценностных ориентаций или "активной жизненной позиции" и т.п. Все эти аспекты социализации усиливают разворот личности "от себя" и потому не способствуют ЛР, а скорее препятствуют ему. При всей важности процесса социализации ЛР является самостоятельной ценностью. Главный его психологический смысл, согласно гуманистической концепции в психологии, – освобождение, обретение себя и своего жизненного пути».

К. Роджерс, исходя из феноменологической позиции, "тенденциию к актуализации" считал врожденным природным качеством человеческой природы. Роджеровская школа личностно-центрированного подхода утверждает: если человек (личность) свободен и имеет возможность прислушаться к себе, опереться на себя как на целостное природное существо, точно и полно отражая происходящее в нем самом, то "тенденция к актуализации" действует в полную силу и обеспечивает движение человека – несмотря на возможные ошибки и трудности – к большей зрелости, к более полноценной жизни. "Актуализация - это внутренняя тенденция, она не мотивируется извне, и научить этому невозможно".

Таким образом, полноценный ЛР возможен только в том случае, если интраперсональность не будет подавляться интерперсональностью. При полноценном ЛР меняются взаимоотношения личности (интраперсональность) с окружающим миром (интерперсональность). Соответственно и критерии ЛР в гуманистической психологии складываются из интраперсональных и интерперсональных.

ИНТРАПЕРСОНАЛЬНЫЕ КРИТЕРИИ ЛР:

Принятие себя. Это означает признание себя и «безусловную любовь к себе такому, каков я есть», отношение к себе как "личности, достойной уважения, способной к самостоятельному выбору"27. Это означает веру в себя и свои возможности, доверие к собственной природе, организму. При этом "цельный организм может быть – и часто является – мудрее, чем его сознание"28.

Открытость внутреннему опыту переживаний. Зрелая личность более свободна от искажающего влияния защит и потому она более способна "жить настоящим", прислушаться к внутренней реальности, отнестись к ней как к достойной доверия.

Понимание себя. Способность увидеть и услышать себя подлинного, сквозь наслоения масок, ролей и защит; адекватная и гибкая "Я"-концепция, чувствительная к актуальным изменениям и ассимилирующая новый опыт, сближение "Я"-реального и "Я"-идеального.

Ответственная свобода. Это означает ответственность за осуществление своей жизни, "внутренний локус оценивания" – ответственность за выбор ценностей и независимость от давления внешних оценок. Это ответственность за актуализацию своей индивидуальности и самобытности.

Целостность. Важнейшее направление ЛР – усиление и расширение интегрированности и взаимосвязанности всех аспектов жизни человека.

Динамичность. Внутриличностное единство и согласованность не означают косности и завершенности. Наоборот, личность существует в постоянном, непрерывном процессе изменений. В этом смысле зрелая личность – это непременно становящаяся личность, т.е. рост личности есть способ ее существования.

ИНТЕРПЕРСОНАЛЬНЫЕ КРИТЕРИИ ЛР:

Принятие других. Зрелая личность более способна к принятию других людей такими, какие они есть, к уважению их своеобразия и права быть собой, к признанию их безусловной ценностью и к доверию им.

Понимание других. Зрелая личность отличается свободой от предрассудков и стереотипов, способностью к адекватному, полному и дифференцированному восприятию окружающей действительности вообще и в особенности – других людей. Важнейший критерий ЛР – готовность вступать в межличностный контакт на основе глубокого и тонкого понимания, сопереживания, эмпатии.

Социализированность. ЛР ведет ко все более эффективному проявлению фундаментального стремления человека – к конструктивным социальным взаимоотношениям. Человек в контактах с другими становится более открытым и естественным, но при этом и более реалистичным, гибким, способным "жить с другими в максимально возможной гармонии".

Творческая адаптивность. Важнейшее качество зрелой личности – готовность смело и открыто встречать жизненные проблемы и справляться с ними, не упрощая, а проявляя "творческую адаптацию к новизне конкретного момента".

На наш взгляд представленная Братченко и Мироновой концепция ЛР воспроизводит стандартную идеологему человека современной западной культуры: самодостаточная личность в политкорректном обществе таких же самодостаточных личностей. Между тем этот идеал развития человека, выдвинутый гуманистической психологией во второй половине 20-го века, к началу нашего века выглядит не вполне жизнеспособным и уже подвергся заметной трансформации. Еще А. Маслоу, один из признанных основателей «третьей силы» и автор концепции «самоактуализации» признавал, что самоактуализирующиеся люди, которых он изучал, не были совершенны и даже не были свободны от больших недостатков. Слишком сильное увлечение карьерой или приверженность своим личностным ценностям делают таких людей безжалостными в достижении своих целей, а свою независимость они порой доводят до крайности. Кроме того совершенно очевидно, что построить общество, состоящее из одних самодостаточных людей, не представляется возможным, если только не создавать его искусственно. В этом случае остро встанет вопрос: что делать с людьми не самодостаточными, а также с теми, кто не пожелает ограничиться только любовью к себе самим и политкорректностью по отношению к другим? В последних своих работах Маслоу писал: «Я бы сказал, что считаю гуманистическую психологию третьей силы переходным, подготовительным этапом для «высшей» четвертой психологии — трансперсональной, трансчеловеческой, центр которой, скорее, в космосе, чем в человеческих потребностях и интересах; психологии, идущей дальше человечности, идентичности, самоактуализации и т. п.».

Р.Фрейджер и Дж.Фэйдимен в своей известной книге «Личность и личностный рост», недавно вышедшей пятым изданием, не определяя отчетливо самого понятия ЛР, вводят в проблематику вопрос о соотношении двух противоположных тенденций – «западной» и «восточной». Западную точку зрения на личностный рост хорошо иллюстрирует еще юнговское понятие индивидуации или саморазвития. «Индивидуация означает становление единого, цельного существа… мы могли бы интерпретировать индивидуацию как „путь к личности“ или „самореализацию“». Целью и кульминацией процесса индивидуации является развитие самости как наиболее полного выражения индивидуальности».29 Западные психологи, - пишут авторы, - как правило, рассматривают рост с точки зрения укрепления эго: достижения большей независимости, самостоятельности, самореализации, избавления от невротических процессов и оздоровления психики.

«Восточная тенденция», истоком которой являются йога, дзэн и суфизм, и которая нашла свое выражение в так называемой «трансперсональной психологии», видит рост в добровольном отказе от эго, от «самости» в пользу надындивидуального целого.

Основная доктрина трансперсональной психологии заключается в том, что каждый индивид имеет, кроме обыденного, более глубокое или истинное «я», которое человек ощущает при трансперсональных состояниях сознания. Независимое от личности и личного эго, это «я» является источником мудрости, душевного здоровья и гармонии. Иными словами, трансперсональная психология ставит вопрос о недостаточности только личного роста и выдвигает на первый план концепцию духовного роста и новых уровней сознания. В качестве психотехнологических разработок новой концепции Р.Фрейджер и Дж.Фэйдимен рассматривают практики Станислава Грофа (опыты с психоделиками, «голотропное дыхание»), а также Роберто Ассаджиоли (Трансперсональный психосинтез). Истоки этих психотехнологий усматривают в практиках шаманизма, восточного мистицизма, христианства, иудаизма и других религий.

Р.Фрейджер и Дж.Фэйдимен склонны видеть в «восточной» тенденции не столько противоположность «западной», сколько ее дальнейшее диалектическое развитие: «Вторая тенденция, вероятно, больше подходит тем, кто уже достиг определенного уровня самообладания, зрелости и самореализации. Развитие сильной независимой личности и ощущения «я» является, по-видимому, предпосылкой этого второго типа роста»30.