
- •У1. Политическое учение марксизма и его интерпретации
- •1. Теоретические источники марксизма
- •2. Формационная схема исторического прогресса
- •4. Противоречия марксизма
- •5. Ленинизм и большевизм
- •6. Троцкизм и неотроцкизм
- •8.Неомарксизм и еврокоммунизм
- •9. Место марксизма в истории общественной мысли.
- •10. Современный российский коммунизм
6. Троцкизм и неотроцкизм
Троцкизм – леворадикальное идейно-политическое течение, сторонники которого считали себя продолжателями марксизма. Связанно с именем Льва Давидовича Троцкого (1879-1940), политика и теоретика, одного из руководителей Октябрьской революции 1917 г. Возникло в начале ХХ века и к настоящему времени претерпело значительные изменения. Основу идеологии и практики троцкизма составляет теория «перманентной революции» ( от лат. permaneo – продолжаюсь, остаюсь), обосновывающая возможность победы социалистической революции и построения социализма лишь во всемирном масштабе.
Сама идея непрерывности революции впервые была высказана К.Марксом и Ф.Энгельсом в период буржуазно-демократических революций 1848-1849 гг. Такая революция понималась как смена этапов революционного процесса, завершающегося установлением диктатуры пролетариата. Но уже в конце 1850 г. они осознали, что для перехода ко второму ее этапу, очевидно, потребуется не менее 10-15, а то и 50 лет и резко выступали против тех своих соратников (В.Шаппер), которые, несмотря на отсутствие революционной ситуации, продолжали ратовать за непрерывную революцию. По существу К.Маркс и Ф.Энгельс отвергли идею непрерывности революции как заблуждение, чреватое негативными последствиями для освободительной борьбы пролетариата1.
У Л.Д.Троцкого идея непрерывности революции имеет иной смысл. Перманентность революционного процесса связывалась не столько с внутренними социально-экономическими условиями различных государств, сколько с внешними факторами – экспортом революций во все новые страны, их подталкиванием из единого центра. С его точки зрения, деятельность революционеров своей конечной целью должна быть иметь приближение мировой революции.
Будучи наркомом по военным делам, Л.Д.Троцкий в 1920-21 гг. стремился реализовать свою теорию на практике - осуществить поход на Варшаву, а затем, в случае успеха – на Берлин. Красной армии отводилась роль не только опоры Советской власти, но и орудия распространения революции на весь мир. Главной силой в «раздувании пожара» мировой революции он считал созданный в 1919 г. Коммунистический Интернационал, который, опираясь на ресурсы СССР, должен был придать революции глобальные масштабы, вовлечь в неё угнетенные народы Востока.
Курс на строительство социализма в одной стране, взятый Сталиным после спада революционной волны, троцкисты считали отходом от основополагающих принципов пролетарского интернационализма. Оказавшись в эмиграции после поражения во внутрипартийной борьбе, Л.Д.Троцкий продолжал ратовать за перманентную революцию и для ее осуществления в 1938 г. учредил 1У Интернационал. Эта международная организация в течение ряда лет вела агитационную и пропагандистскую деятельность, но в дальнейшем распалась на мелкие группировки и растеряла даже то незначительное влияние, которым располагала на момент создания.
Примерно с середины ХХ в. сторонники троцкистских идей активизировали попытки преодолеть раскол и реанимировать деятельность 1У Интернационала. Эти действия аргументировались главной идеей теории «перманентной революции» – о возможности победы социализма лишь во всемирном масштабе. Руководители троцкистских групп (бельгиец Э.Мандел, аргентинец Х.Посадас и др.) придерживались той точки зрения, что процессы интеграции мировой экономики и образования транснациональных корпораций способствует созданию благоприятных предпосылок для осуществления революции в глобальном масштабе, подтверждая тем самым теорию «перманентной революции». Современные троцкисты в основном продолжают руководствоваться романтизированными утопическими идеями основателя движения, интерпретируя многообразие и противоречивость мирового развития исходя из схем, родившихся в иной обстановке.
Идеи Л.Д.Троцкого были положены в основу неотроцкистской концепции «самоуправляющегося социализма», разработанной 1У Интернационалом в конце 80-х гг. В ней «самоуправляющийся социализм» был представлен как свободная ассоциация рабочих, обстоятельно анализировались недостатки и проблемы «реального социализма» в СССР, трудности международного рабочего и коммунистического движения.
Реалии глобализирующегося мира поставили перед неотроцкистами задачу пересмотра стратегии и тактики. Присущий троцкизму экстремизм уступил место легальным методам политической деятельности, прежде всего идеологической работе. В своем большинстве троцкисты разных стран стремятся воздерживаться от экстремистских акций и не давать властям повода для репрессий.
В современных условиях неотроцкисты проявляют более трезвый, чем прежде, подход к проблеме войны и мира. Они отказались от культивировавшегося несколько десятилетий экстремистского тезиса о необходимости превентивной «ядерной войны» для уничтожения капитализма, участвуют в антивоенных акциях. Наметилось стремление расширить социальную базу среди левых сил, ведя с ними диалог. Взаимодействие с левыми силами способствует выходу троцкистских группировок из политической изоляции, в которой они находились многие годы, разработке общих позиций по отдельным проблемам, проведению совместных кампаний. Такая эволюция модифицирует и трансформирует характерные черты троцкизма, формировавшиеся в течение многих десятилетий.
Троцкизм оказал значительное влияние на ряд течений политической мысли ХХ века – от маоизма эпохи «культурной революции» и бунтарей 1960-х гг. в странах Запада до американского неоконсерватизма с его идеей принудительной демократизации мира.
7. Маоизм и современный китайский марксизм
Присущий большевизму революционный радикализм был характерен и для маоизма - левацкого националистического течения, доминировавшего в Китае в 40-70-х гг. ХХ века. Его адепты, утилитарно используя марксистскую фразеологию, пытались выдать маоизм за «марксизм-ленинизм современной эпохи». Основные постулаты этого течения состояли в следующем:
1) рабочий класс Запада утратил революционные качества и «обуржуазился»;
2) компартии Запада, выражающие интересы «обуржуазившегося» рабочего класса, также перестали быть революционными и «интегрировались» в капиталистическую систему;
3) вооруженное насилие и война представляют собой универсальное средство решения всех социальных проблем;
4) социалистические страны во главе с СССР заинтересованы в мирном сосуществовании с Западом и поэтому не могут быть авангардом мировой революции;
5) революционность присуща лишь народам бывших колоний, чья борьба против империализма может привести к ликвидации эксплуатации и победе социализма.
6) Китай – естественный лидер стран третьего мира в борьбе против гегемонии сверхдержав – СССР и США.
В течение нескольких десятилетий идеология маоизма была популярна в бывших колониях с преобладающим крестьянским населением. Она получила определенное распространение и в среде леворадикально настроенной молодежи стран Запада, которую привлекали ультрареволюционная риторика тогдашней китайской пропаганды, призывы к бескомпромиссной борьбе против империализма. Маоистские идеи вдохновляли многих участников студенческих волнений конца 60-х гг. в Западной Европе и Северной Америке. К настоящему времени влияние маоизма в мире является незначительным, а в Западной Европе сошло на нет.
Нынешнее китайское руководство, учтя опыт собственной страны периода «большого скачка» (1958-1960 гг.) и «культурной революции» (1966-1976 гг.), в противоположность чрезмерному упору Мао Цзедуна на классовую борьбу считает, что в определенных рамках она будет долго продолжаться и при известных условиях даже обостряться, но в целом перестала быть главным противоречием китайского общества. Заслугой Мао-Цзедуна в Китае считается китаизация марксизма, т.е. соединение общих принципов марксизма с конкретной практикой китайской революции.
В настоящее время оформленной концепции китайского марксизма не существует. Ее теоретическую основу составляют взгляды Дэн Сяопина, чьи суждения о марксизме и социализме содержатся в выступлениях и беседах. Их смысл заключается в осознании специфики Китая и направленности необходимых стране преобразований1. Достигнутую Китаем стадию социализма бывший глава партийного руководства оценивал как начальную и не пытался (или не считал нужным) определять ее продолжительность.
Предложенная Дэн Сяопином концепция строительства «социализма с китайской спецификой» по своей сути была ревизионистской, поскольку, во-первых, означала признание возможности существования различных «национальных социализмов», одним из которых являлся китайский, то есть ставился под сомнение универсальный характер марксизма; во-вторых, в ее основе лежали цивилизационные, а не формационные характеристики. По оценке отечественного китаеведа А.В.Виноградова, Дэн Сяопин «примирял марксистские символы легитимности КПК со свободой маневра, в том числе в отношении реформ»2.
Несмотря на сохранившиеся идеологические шаблоны, КПК в своей практической деятельности далеко отошла от догматических представлений о социализме, бытовавших в СССР, странах Восточной Европы и самом Китае. Курс, проводимый ею в течение последних десятилетий можно свести к следующим положениям:
- отказ от общественной собственности на средства производства как единственной формы собственности;
- предоставление крестьянам земли в длительное пользование;
- наличие индивидуальных крестьянских хозяйств как преобладающей формы хозяйствования в деревне;
- признание возможности существования нетрудовых доходов, полученных законным путем;
- использование инструментов хозяйствования, характерных для капитализма (акции, биржи и т.п.);
- признание законным неравенства в доходах;
- наличие на территории страны смешанных (с участием иностранного капитала) и полностью иностранных предприятий;
- регулирование деятельности предприятий, банков, финансовых кампаний по международным правилам (в связи с вступлением Китая в ВТО);
- расширение социального состава компартии за счет приема в нее частных предпринимателей и торговцев;
- признание законным существование частных промышленных предприятий в больших масштабах;
- привлечение иностранных инвестиций;
- создание специальных экономических зон с преференциями для промышленных предприятий (в том числе частных и иностранных);
- широкое использование иностранного опыта и специалистов;
- внедрение передового опыта в области науки и техники;
- «раскрепощение сознания», т.е. культивирование приоритетности практики над теорией.
Проводя политику, во многом напоминающую нэп, КПК ориентируется на построение «самобытного (своеобразного) китайского социализма». В партийных документах последних лет (нередко без упоминания К.Маркса, Ф.Энгельса и В.И.Ленина) обращается внимание на необходимость творческого подхода к марксистской теории, соединения ее с конкретными условиями Китая. Сущностным свойством «китайского социализма» объявлена «социальная гармония», предполагающая всестороннее, сбалансированное развитие общества с акцентом на экономике, демократическое управление на основе законов, обеспечение социальной справедливости, гарантий прав и свобод граждан.
Внимание акцентируется на решении таких задач, как создание «среднезажиточного общества», достижение «единства экономического эффекта с социальным», преодоление существенной имущественной дифференциации населения, формирование экологической культуры, усиление внимания к человеку как важнейшее условие модернизации, обеспечение мирного развития и гармонизации международных отношений, продвижение в мир достижений китайской культуры, создание позитивного цивилизационного образа Китая.
Главное содержание начавшегося этапа в развитии КНР составляет переход к инновационному развитию. Недостаточность научно-технического потенциала служит препятствием для качественных изменений в экономике, политике и глобальном позиционировании страны. В настоящее время высока степень зависимости экономики от ввозных технологий. Выпуск высокотехнологичной продукции осуществляется преимущественно путём отвёрточной сборки импортных компонентой. Самые передовые западные технологии остаются недоступными для Китая. Не разработаны механизмы стимулирования инновационной деятельности и внедрения её результатов в производство. Растёт потребность в эффективных технологиях, которые позволяли бы снизить нагрузку на окружающую среду, вызываемую массированной индустриализацией. Инновационный рывок рассматривается как важнейшее условие для приближения к уровню мировых лидеров по характеристикам внедрения научных достижений.
Курс на создание «гармонического общества» внутри Китая и «гармонического мира» за его пределами обосновывается ссылками на гуманистические ценности традиционной конфуцианской мысли, в которой издревле почитались «гармония» и приверженность «золотой середине». Интерес к использованию инструментария «мягкой силы» для усиления китайского влияния в мире подкрепляется формулой основоположника школы военного искусства Сунь-цзы (У1 – начало У в. до н.э.) « лучшее из лучшего – покорить чужую армию не сражаясь»1.
Можно утверждать, что модель модернизационного развития, избранная руководством КПК, в целом не соответствует общим принципам классического марксизма и его учению о социализме. Представляется неправомерным отождествление лидерами КПРФ китайского опыта реформ с марксистскими представлениями о социализме. По ряду параметров (прежде всего экономических) просматривается сходство этой модели с путем развития, пройденным Японией, Южной Кореей, Сингапуром и Тайванем.
В дальнейшем прогнозируема трансформация идеологии путём смещения акцента с «китайского социализма» к «конструктивному национализму». Во внутренних делах руководство страны будет обходить формационную тематику в её классическом марксистском толковании с переносом акцента на национальный вариант «мягкой силы» в качестве главной составляющей национальной мощи. В международном контексте ожидаема ставка на идеологию компромисса и глобализации при отсутствии стремления к распространению «китайского социализма». Китай в целом будет стремиться вписаться в глобально-рыночные процессы, претендуя на собственный стиль и темп демократических преобразований2.
Для России китайский опыт реформирования значим главным образом своим прагматизмом, приоритетом практики по отношению к апробированным моделям общественного устройства, учетом особенностей собственной истории и культуры.
При всей грандиозности успехов и достижений Китая за годы реформ он остается перенаселенной бедной страной с гигантскими масштабами социального расслоения и безработицы, диспропорциями в развитии западных и восточных регионов, во многом неразвитой инфраструктурой, высоким уровнем загрязнения окружающей среды. Неясно, сможет ли существующая политическая система адаптироваться к росту социального плюрализма и появлению многочисленного среднего класса. Существует и вероятность внутренней дестабилизации страны, которая будет иметь глобальные последствия.