Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Яблоков - Практикум по криминалистике, 1995.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
4.09 Mб
Скачать

Раздел III, Криминалистическая тактика

Задание. Определите задачу, которую стремился решить в процессе этого допроса следователь. Ответьте на следующие вопросы: В чем состояла основная тактическая линия допроса? Для чего необходима была детализация показаний допрашива­емого? Чем объясняется проявленное подозреваемым стремле­ние внести в свои показания некоторые неточности и нежела­ние осветить детально обстоятельства происшедшего? Все ли вопросы задавались правильно? Попытайтесь определить во-' просы, которые бы задал в процессе этого допроса адвокат?

12. Отличительной чертой известного русского сыщика Ивана Дмитриевича Путилина при проведении допросов была вежли­вость. Он никогда не оскорблял даже самых жестоких преступни­ков и всегда допрашивал с глазу на глаз. Он считал, что допросы преступников, особенно первые допросы, требуют от следователей и сыщиков величайшего ума, изобретательности, таланта.

Вот как сам Путилин писал о своих допросах подозреваемых:

«У меня никогда не было готовой формулировки для допроса. Я никогда не старался запутать преступника, поймать его в про­тиворечиях и тем озлобить. Наоборот, я беседовал с ним как с хорошим знакомым, даже старался ему внушить, что он не изверг рода человеческого, не злодей, а несчастный человек, попавший в беду вследствие стечения обстоятельств и достой­ный всяческого сожаления... Правильней сказать даже, что после ряда бесед выходило всегда так, что преступник открывал мне, как говорится, душу...»

В качестве примера можно разобрать проведенный Путилиным допрос подозреваемого по делу об убийстве отца Иллариона*.

Иеромонах Илларион был убит в своей келье в Александро-во-Невской лавре в январе 1873 г. Судя по обстановке места происшествия, преступление было совершено с целью хищения ценностей. Руки, лицо потерпевшего исколоты ножом. Убийца хватал иеромонаха за длинную седую бороду, рвал ее, крова­вые клочья валялись на полу в разных местах. Преступнику не удалось найти крупную сумму денег и ценных бумаг. Они находи­лись на дне ящика комода под газетой. Взял он мелкие золотые монеты и безделушки. На столе стояли самовар, стакан с остатка­ми недопитого чая и подсвечник в виде чашки, куда натекла кровь.

' Э. А. Хохлов. Он Служил Отечеству. (К 100-летию кончины известного русского сыщика И. Д. Путилина)// Записки крими­налистов. Выпуск I. М., 1993.

Тема 18. Тактика допроса

Известный русский юрист А.Ф. Кони так описывал действия Путилина на месте происшествия: «... Он стал тихонько ходить по комнатам, посматривая туда и сюда, а затем, задумавшись, стал у окна, слегка барабаня пальцами по столу: «Я пошлю, — сказал он мне вполголоса, — агентов (он выговаривал «ахентов») по при­городным железным дорогам. Убийца, вероятно, кутит где-нибудь в трактире, около станции».— «Но как же они узнают убийцу?» — спросил я. — «Он ранен в кисть правой руки», — убежденно сказал Путилин. — «Это почему?» — «Видите этот подсвечник? На нем очень много крови, и она натекала не брызгами, а ровной струёй. Поэтому это кровь не убитого, да и натекла она после убийства. Ведь нельзя предположить, чтобы нападавший резал старика со свечкой в руках: его руки были заняты — в одной был нож, а другою, как видно, он хватал старика за бороду». — «Ну, хорошо. Но почему же он ранен в правую руку?» — «А вот почему. Пожа­луйте сюда, к комоду. Видите: убийца тщательно перебрал все белье, отыскивая между ним спрятанные деньги и ценные бумаги. Вот, например, дюжина полотенец. Он внимательно переворачивал каждое, как перелистывают страницы книги, и видите — на каждом свернутом полотенце снизу — пятно крови. Это правая рука, а не левая: при переворачивании левой рукой, пятна были бы сверху-»

Поздно вечером того же дня подозреваемый был арестован в трактире на станции Любань. Им оказался содержатель буфета этой станции Вильгельм Дитмар... Тут же в буфете и стали его допрашивать.

В. Лавров в рассказе «Морской узел» так воспроизводит содер­жание произведенного Путилиным допроса подозреваемого:

— Никого я не убивал! И в Питере уже целый месяц не был!

— Откуда же у тебя золото отца Иллариона?

— Золото мое, а мешочек сам Илларион мне подарил... на память.

— Врать-то нехорошо! — усмехнулся Путилин. — Ведь ты еще в прошлый вторник в келье Иллариона сидел, рассказывал, что десять пачек чая китайского, бандерольного, с жасмином, купил в магазине на Невском у Чекалина. Да еще иеромонаху пожертвовал от щедрот своих пачку. Только зря ты резать его стал. Грех-то какой! А если бы насмерть?

Дитмар еще больше выкатил бесцветные глаза, прохрипел:

— Так он жив?

— Ну, что, может быть еще с ним очную ставку провести?! Как за бороду его хватал да по келье таскал! Ты ведь кортиком его резал? Куда его спрятал?