Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Яблоков - Практикум по криминалистике, 1995.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
4.09 Mб
Скачать

332 Раздел III. Криминалистическая тактика

Методические учебного допроса, в котором участвуют три группы обуча­ющихся (по два—рекомендации (для преподавателей)

Занятие по изложенной выше задаче может быть проведено в форме три человека в каждой). Одна группа от имени следователя готовится к допросу Грачева и лиц, у которых изъяты похищенные ценности. Эта группа составляет письменно или ус­тно план допроса, намечает последовательность вопросов, направ­ленных на выяснение обстоятельств появления похищенных ве­щей, выдвигает аргументы, которые целесообразно использовать при попытках подозреваемого и свидетелей ввести допрашиваю­щего в заблуждение. Другая группа обучающихся выступает в ходе учебного допроса в роли лиц, у которых изъяты в ходе обыс­ков Похищенные вещи, и подозреваемого Грачева. Преподаватель предлагает им подготовиться к такому допросу с учетом изложен­ной фабулы и попытаться ввести допрашивающих в заблуждение относительно появления этих вещей (куплены на рынке, найдены, принесены неизвестным и т.п.). Третья группа выступает в качес­тве адвоката, участвующего в допросе подозреваемого.

Цель данной формы занятия — приобретение навыков самос­тоятельного ведения допроса, умение ориентироваться в непред­виденных ситуациях допроса, находить правильный тон в обще­нии (во взаимоотношениях с допрашиваемым) и аргументацию в ходе производства допроса. Во время учебного занятия обучаю­щиеся поочередно выступают в роли следователя и допрашивае­мого. Целесообразно подключать к проведению такого допроса и других студентов. Отдельные этапы допроса, его ход, полученные результаты обсуждаются на занятии с анализом использованных тактических приемов, допущенных ошибок и просчетов.

Форма учебного допроса может быть использована при реше­нии задач 2, 7, 8, 13 и 14.

11. В 23 ч. 20 мин. 27 мая в дежурную часть милиции обратил­ся гр-н Савельев, который сообщил, что сегодня около 10 час. вечера он зашел к своему дяде Хмелеву Василию Прохоровичу, который проживал в однокомнатной квартире. Дверь в кварти­ре оказалась незапертой, свет был включен, но дяди ни в ком­нате, ни на кухне не было. В ванной комнате свет не горел Когда он там включил свет, то увидел труп дяди. Он лежал в ванне со связанными руками и ногами под водой.

Подозрение в совершении убийства Хмелева пало на Евгра­фова А.И., который под давлением улик, имевшихся в распо-

Тема 18. Тактика допроса

ряжении следствия, признался в этом преступлении и написал заявление о чистосердечном раскаянии.

Ниже приводятся фрагменты из фонограммы допроса Евгра­фова, которому следователь в соответствии со ст. 14Г УПК РФ объявил, что допрос производится с записью на магнитофон.

Вопрос: Сегодня Вы подали заявление о чистосердечном, как Вы пишите, раскаянии в убийстве 26 мая гр-на Хмелева. Объ­ясните, что побудило Вас подать заявление?

Ответ: Подать заявление побудило желание признать все и сказать правду.

Вопрос: Может быть, у Вас есть желание ввести следствие в заблуждение, или Вы хотите раскаяться в совершенном пре­ступлении?

Ответ: Хочу чистосердечно раскаяться.

Вопрос: Какое-либо давление со стороны работников мили­ции или следователя на Вас имело место?

Ответ: Нет, не было. Когда я был вызван на допрос, я сразу же заявил об этом.

Вопрос: Расскажите детально об обстоятельствах и мотивах убийства Хмелева.

В ответ на этот вопрос Евграфов показал, что он пришел к Хмелеву вечером примерно в половине десятого, застал его пьяным. Хмелев предложил закусить, но Евграфов отказался. Во время разговора Хмелев вдруг стал приставать к нему с гомосексуальными предложениями, лез целоваться, обхватил руками, прижимался головой к животу. Евграфов во время борьбы отталкивал его руками за шею, упал на него. Как пока­зал Евграфов, «я продолжал давить вниз, чтобы от себя отстра­нить. За шею я его давил. Потом почувствовал, что он уже отпустил, обмяк... Я думал, что он, наконец, прекратил все эти посягательства. Меня всего трясло от возмущения, потому что у меня было совсем другое настроение. От него несло изо рта. Смотреть было противно на такого обрюзгшего человека. Потом смотрю, он не встает. Я начал его тормошить, говорить: «Вася, ты что, разыгрываешь, что ли!?» Я испугался... Тряс его, по щекам бил, стараясь привести в чувство. Потом сердце слушал, пульс, глаза открывал. Смотрю, глаза остановились. Ну, видно было, что смотрит уже не живой человек. Меня охватил страх, я все свое положение, всю ситуацию почувствовал, оценил... Сперва я не знал, что делать. Было желание позвонить в скорую помощь или еще куда-нибудь, но потом я понял все... Кто мне поверит, что я его не хотел убивать, что это случайно произош-