Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Царенко С. В. - Нейрореаниматология.doc
Скачиваний:
14
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
5.14 Mб
Скачать

6.3.3. Поддержание оксигенации тканей

Проведение респираторной поддержки, инфузионной и трансфузионной терапии направлено в первую очередь на обеспечение достаточной оксигенации мозга и других органов. Резюмируя содержание двух предыдущих разделов, можно сформулировать следующий алгоритм улучшения оксигенации тканей:

1. Увеличение FiО2.

2. Увеличение среднего объема легких и альвеолярного давления:

• Проведение ИВЛ.

• Создание PEEP и аутоPEEP (на ранних стадиях ОРДС).

• Увеличение времени вдоха и отношения вдоха к выдоху.

• Проведение рекрутирующих маневров – периодическое повышение дыхательного объема или PEEP.

3. Улучшение вентиляционно-перфузионных отношений в легких:

• Изменение положения тела (на боку, на животе).

• Исключение системного введения легочных вазодилататоров, снимающих компенсаторную гипоксическую вазоконстрикцию.

• Ингаляция оксида азота или простациклина.

4. Улучшение соотношения доставка/потребление кислорода:

• Снижение потребностей в кислороде за счет снижения работы дыхания (седативные средства, наркотические анальгетики и миорелаксанты), а также купирования лихорадки и возбуждения.

• Повышение доставки кислорода за счет повышения сердечного выброса и оптимизации гематокрита.

6.3.4. Противосудорожные препараты

На втором этапе ЧМТ продолжают введение антиконвульсантов, начатое на первом этапе. Необходимо сохраненить те же дозировки, так как пока еще не наступило восстановление функций мозга, и сохраняется судорожная готовность. Снижение доз ряда препаратов (например, карбамазепина) может сопровождаться рецидивом судорог.

6.3.5. Профилактика и лечение внечерепных гнойно-септических осложнений

Профилактика и лечение инфекционных осложнений со стороны мочевыводящих путей, кожи и сосудистых катетеров ничем не отличается от первого, нейрореанимационного периода. Лечение легочных ГСО, с одной стороны, облегчается за счет того, что выполнение санационных бронхоскопий и обычных санаций трахеобронхиального дерева становится для головного мозга менее опасным. С другой стороны, лечение осложняется наличием трахеостомы как дополнительных ворот для инфекции и нарастанием резистентности бактерий к действию антибиотиков.

"Культура" работы с трахеостомой подразумевает ежедневное, начиная с 5-6-х суток после операции, кратковременное выведение трахеостомической трубки из отверстия в трахее и обработку ее антисептиками. После промывания стерильной водой или физиологическим раствором трубка устанавливается на место. Введение трубки в трахею не должно выполняться с усилием во избежание повреждения слизистой оболочки. Естественно, что состояние оксигенации артериальной крови и головного мозга должно позволять безопасно выполнить эту манипуляцию. Обязательным мероприятием является изменение глубины введения трубки в трахею под контролем фибробронхоскопии при помощи специального фиксирующего кольца либо путем подкладывания различного числа салфеток между "крылышками" трубки и передней поверхностью шеи. Такая тактика позволяет избежать тяжелых осложнений, связанных с давлением трубки на кольца трахеи и расположенные рядом крупные сосуды.

Нарастающая резистентность бактерий к антибиотикам преодолевается на основе разумной ротации препаратов и мониторинга микрофлоры отделения. Однако одна только антибиотикотерапия не позволяет решить проблему гнойных осложнений. При выполнении фибробронхоскопических и обычных санаций трахеобронхиального дерева должны соблюдаться принципы асептики и антисептики.

Необходимо помнить о пре- и постоксигенации 100%-ным кислородом при санации трахеи и уходе за трахеостомической трубкой у пациентов с дыхательной недостаточностью. При тяжелой дыхательной недостаточности санации проводят при неразомкнутом дыхательном контуре, используя вертлюжный переходник, снабженный резиновой мембраной.