Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
диплом Тани П.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
249.37 Кб
Скачать

Количественная характеристика выявленных страхов у старших дошкольников по методике «Страхи в домиках»

выраженные страхи

у девочек

у мальчиков

1

2

3

4

1

2

3

4

1.

страх перед нападением

70%

90%

2.

страх умереть

100%

50%

3.

страх смерти родителей

100%

60%

4.

страх перед папой и мамой

90%

90%

5.

страх наказания

70%

100%

6.

страх чудовищ

50%

80%

7.

страх глубины

90%

40%

8.

страх перед стихией

80%

60%

9.

страх высоты

90%

40%

10.

страх пожара

100%

60%

11.

боязнь врачей и боли

80%

50%

12.

боязнь крови

100%

20%

13.

боязнь уколов

90%

40%

14.

страх перед неожиданными звуками

90%

60%

15.

страх темноты

60%

40%

16.

страх увидеть страшные сны

70%

40%

17.

страх замкнутого пространства

70%

20%

18.

страх войны

70%

60%

19.

страх огня

60%

60%

20.

страх больших улиц

20%

20%

Средний показатель

91,5

54%

Как видно из таблицы 2 девочки более боязливы и тревожны, они более ранимы. Они испытывают большее количество страхов. Был подсчитан средний показатель страхов у девочек и мальчиков. Полученные данные нашли свое отражение на рисунке 1.

Как видно из рисунка в исследуемой группе у девочек более высокий средний результат количества страхов по сравнению с мальчиками. Он значительно превышает и нормативный показатель.

Если вернуться к таблице 2, то можно заметить, что наиболее выражены у детей обоего пола следующие страхи: страх перед нападением, страх перед мамой и папой, страх наказания. В остальных случаях страхи дифференцировано выражены в зависимости от половой принадлежности.

Рис.1. Сравнительные результаты средних показателей количества страхов у мальчиков и девочек

Так у девочек более выражены страх умереть, страх перед смертью родителей, страх глубины, страх перед стихией, страх высоты и пожара, медицинские страхи, страх перед неожиданными звуками и страх пространства. Это может свидетельствовать о том, что девочки более опекаемы, меньше самостоятельно контактируют с окружающей средой, меньше ее осваивают.

На следующем этапе мы провели методику «Паровозик», чтобы иметь более точные данные об эмоциональном состоянии детей. Полученные результаты мы отобразили на рис. 2.

НПС – нервно-психическое состояние

Рис.2. Количественные показатели выраженности позитивности/негативности эмоционального состояния у старших дошкольников по методике «Паровозик»

Если мы сравним данные двух методик, то они практически совпадают.

По методике «Страхи в домиках» три ребенка имеют низкий уровень индекса тревожности и минимальное количество страхов (оно ниже нормативного показателя по Захарову), в методике «Паровозик» позитивное психическое состояние имеют 4 человека.

Негативное психическое состояние низкой степени выраженности имеют 14 человек, это в основном дети, которые по методике «Страхи в домиках» показали среднепониженный индекс тревожности, количество страхов соответствует возрастной норме по Захарову (8-10 страхов).

Негативное психическое состояние средней степени выраженности имеют 12 человек, эти дети составляют основу группы со среднеповышенным повышенным индексом тревожности по методике «Страхи в домиках». Количество страхов у них превышает нормативные показатели, но не доходит до максимума.

И, наконец, 12 детей показали негативное психическое состояние высокой степени, это дети с первой группы по методике «Страхи в домиках», характеризующиеся высоким индексом тревожности и наличием максимального количества страхов (от 20 до 29), а также несколько детей из 2 группы со среднеповышенным индексом тревожности, чье количество страхов колеблется от 17 до 19 штук. Максимальное количество набранных страхов соответствует 24. Такое количество страхов набрал лишь один ребенок. В основном дети этой группы набирали от 20 до 23 страхов.

Это говорит о том, что полученные нами данные по психоэмоциональному состоянию старших дошкольников достоверны.

Далее мы проводили диагностическую работу с родителями и сравнивали полученные результаты с данными по методике «Страхи в домиках».

Тест-опросник родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столин. Методика ОРО.

В ходе проведения данной методики мы получили следующие результаты, которые мы отразили на рисунках 3-7.

Рис.3. Распределение выборов родителей по шкале «принятие – отвержение»

Как видно из рисунка 7 родителей (16%) получили высокие баллы по данной шкале (от 24 до 33 баллов). Это означает, что данная группа родителей положитель­но относится к своим детям. Взрослый принимает ребенка та­ким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом. 10 родителей (25%) получили низкие баллы по этой шкале (от 0 до 8), что говорит о том, что взрослый ис­пытывает по отношению к ребенку в основном отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, ненависть. Такой взрос­лый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко третирует ребенка.

12 родителей (29%) показали баллы от 16 до 23, то есть у них в определенной степени выражено «принятие», чем «отвержение».

13 родителей (30%) набрали от 9 до 15 баллов, у них наоборот в большей степени выражено «отвержение», чем принятие.

Рис.4. Распределение выборов родителей по шкале «кооперация»

По этой шкале высокие баллы (7-8 баллов) набрали лишь 5 родителей (12%), это признак того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу, старается быть на равных с ребенком. Низкие баллы по данной шкале (1—2 балла) набрали 17 родителей (40%), что говорят о том, что взрослый занимает по отноше­нию к ребенку противоположную позицию. Достаточно большое количество родителей не верят в способности своего ребенка, не стремятся поощрять его самостоятельность и инициативу, быть с ним на равных. Остальные родители заняли промежуточную позицию: у 9 родителей (21%) присутствуют элементы кооперации; у 11 (27%) – они уменьшаются.

Рис.5. Распределение выборов родителей по шкале «симбиоз»

В данном случае позиции родителей разделились примерно одинаково: 13 человек (30%) набрали низкие баллы (1-2 балла), это признак того, что взрослый устанавливает значительную психологическую дистан­цию между собой и ребенком, мало о нем заботится. Высокие баллы по шкале симбиоз (6—7 баллов) — получили 15 родителей (36%). Это позво­ляют сделать вывод о том, что взрослый не устанавливает пси­хологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разум­ные потребности. Остальные 14 родителей (33%) заняли промежуточную позицию.

Рис.6. Распределение выборов родителей по шкале «контроль»

Как видно на рисунке 6, что достаточно большое количество родителей (23 человека – 54 %) предпочитают вести себя слишком авторитарно по от­ношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послуша­ния и задавая строгие дисциплинарные рамки. Почти во всем он навязывает ребенку свою волю. У 9 родителей (21%) контроль над действиями ребенка со стороны взрослого практически отсутствует. Это не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шка­ле являются средние оценки: от 3 до 5 баллов. Такие баллы набрали 10 родителей (23%), они могут гармонизировать свои отношения с детьми, умело регулируя систему контроля: дети получают возможность принимать самостоятельные решения на уровне своих возрастных возможностей, что создает благоприятные условия для эмоционального благополучия.

Рис.7. Распределение выборов родителей по шкале «отношение к неудачам ребенка»

Высокие баллы по шкале отношение к неудачам ребенка (7—8 баллов) признак того, что взрослый считает ребенка ма­леньким неудачником и относится к нему как к несмышлено­му существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся такому взрослому несерьёзными, и он игнорирует их. Такие баллы по этой шкале набрали 13 родителей (30%). Низкие баллы по этой же шкале (1—2 балла), напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. В нашем исследовании, эту точку зрения разделяют 7 родителей (16%). Остальные родители по сумме баллов по этой шкале находятся между выше указанными результатами. Но большая часть этих родителей имеют тенденцию в сторону отношения к ребенку как к «маленькому неудачнику» - 15 родителей (36%).

В таблице 3 (Приложение 5) мы сравниваем результаты двух методик, характеризующие, с одной стороны, психоэмоциональное состояние детей, с другой стороны, родительское отношение к детям.

Как видим, в группе № 5оказались дети с минимальным количеством страхов и нижним индексом тревожности. Эти дети отличаются коммуникабельностью, легко вступают в контакт, активны, жизнерадостны, охотно включаются в новую деятельность. У них, обычно, высокая самооценка (даже завышенная). При этом родители этих детей показали самые оптимальные результаты по всем шкалам методики ОРО. Это означает, что взрослый принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом, проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу, старается быть на равных с ребенком, выбирает такую психологическую дистанцию, которая позволяет ребенку чувствовать комфортно, контроль родитель выбирает умеренный, позволяющий ребенку одновременно чувствовать себя самостоятельным, но и находится в безопасности. Это создает благоприятную среду для психического развития ребенка: появляющиеся у него страхи успешно им преодолеваются, так как рядом, находятся понимающие и поддерживающие его родители.

В группе №1 находятся дети с максимальным количеством страхов и с высоким уровнем тревожности. Сопоставление этих результатов с данными родителей по методике ОРО показывает, что старшие дошкольники этой группы находятся совершенно в другой семейной атмосфере: взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко третирует ребенка. Взрослый не умеет устанавливать оптимальную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало о нем заботится. Ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая строгие дисциплинарные рамки. В этой группе оказались родители, которые, наоборот, практически не контролируют своих детей, так как это позволяет им уделять больше внимания решению своих проблем. Ребенок предоставлен самому себе, окружающим взрослым безразличны интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка. Вокруг него образуется психотравмирующая ситуация, ведущая к повышенной тревожности, способствует появлению, развитию и усилению страхов.

Если анализировать данные детей, располагающихся между этими группами, то можно заметить, что происходит увеличение количества страхов и возрастание индекса тревожности, в том случае, если происходит увеличение отрицательных чувств, проецируемых на ребенка родителями. Одновременно с этим на появление и развитие страхов у детей влияют ослабление или усиление родительского контроля, увеличение психологической дистанции, степени заинтересованности внутренним миром ребенка, снижение веры в потенциал своего ребенка. Не однозначны данные по шкале «симбиоз»: не всегда отсутствие психологической дистанции между родителем и ребенком положительно влияет на его психоэмоциональное состояние. В том случае, если этот процесс сопровождается удовлетворением всех капризов ребенка или строгим контролем, происходит тенденция на увеличение количества страхов и способствует появлению невротических состояний.

Методика «Стратегии семейного воспитания» С. Степанова

Рис.8. Результаты выраженности стратегии семейного воспитания по методике С.Степанова

Как видно из рисунка 8 в исследуемой группы родителей представлены все стратегии семейного воспитания, представленные в методике.

9 родителей осуществляют авторитетный стиль (в терминологии других авторов - «демократический», «сотрудничество»). Такой родитель осознает свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признается право на саморазвитие. Трезво понимает, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах родители готовы пересматривать свои позиции. Родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями.

18 родителям свойственен авторитарный стиль (в терминологии других авторов - «автократический», «диктат», «доминирование»). Родители хорошо представляют, каким должен вырасти ваш ребенок, и прилагают к этому максимум усилий. В своих требованиях они очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ребенку порой неуютно под этим контролем. Родители с таким стилем воспитания ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.

У восьми родителей обнаружен либеральный стиль (в терминологии других авторов — «попустительский», «снисходительный», «гипоопека»). Родители высоко ценят своего ребенка, считают простительными его слабости. Легко общаются с ним, доверяют ему, не склонны к запретам и ограничениям.

У семи родителей - индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются для таких родителей первостепенными, поскольку у них иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он имеет право рассчитывать на большее участие и поддержку со стороны родителей.

Далее мы сопоставили данные по методике С.Степанова с результатами по методике «Страхи в домиках» и отобразили их в таблице 4.

Таблица 4

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]