Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
полезно.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
5.36 Mб
Скачать

Л

Иван Грозный

(15301584)

юбовь к книге и чтению, привитая Ивану Грозному еще в детстве матерью, впоследствии переросла в фанатичную библиофильскую страсть. Он пополнял свою «либерею» всю жизнь. В основном покупал книги за границей через послов, не жалея на это денег. Не чурался царь и подарков. Часто книги становились военной добычей (во время завоевания Новгорода, Пскова, Дерпта и других городов). Благодаря поистине царской щедрости и постоянной заботе в библиотеке Ивана Грозного было сосредоточено много уникальных рукописей и свитков, многие из которых, по мнению исследователей, уже в XVI веке существовали во всем мире в единственном экземпляре.

Книги царской библиотеки были «одеты» в переплеты из серебра и чистого золота, многие издания были богато украшены драгоценными камнями, а хранились они в подземелье, в специально изготовленных для этой цели дубовых сундуках, окованных медью. Кроме владельца библиотеки мало кому было суждено ее увидеть. Собственно, все исследования легендарной царской библиотеки основываются на свидетельствах гипотетических очевидцев. Предположительно, с ней был ознакомлен Максим Грек – греческий церковный деятель, публицист и писатель. Твердо верили в существование «золотой библиотеки Ивана Грозного» царевна Софья и Петр I. Оба они предпринимали попытки разыскать эту библиотеку, но безуспешно. В более позднее время – в XIX веке – проводились многочисленные археологические раскопки, но и они не дали результатов. В конце века нынешнего очередная вспышка интереса к таинственной «либерее» была связана с экстрасенсорикой и биолокацией, но по-прежнему месторасположение ее неизвестно, и сам факт существования вызывает скепсис и споры.

Личные библиотеки довольно полно отражали духовные запросы их владельцев. «Домашняя библиотека, – пишет известный книговед О. Ласунский, – отражение личности владельца, а совокупность таких библиотек – частичное отражение эпохи». Эти слова в полной мере относятся и к личным библиотекам русских читателей в XIV–XVII веках.

5. Развитие библиотечной мысли в средневековой Руси

Развитие библиотечной мысли ускорилось в XV–XVII веках. В связи с тем, что преобладающей по-прежнему оставалась книгохранительная функция библиотек, основные профессиональные «находки» связаны в первую очередь с хранением книжного фонда. Сохранилось немало описей книг, которые позволяют судить об уровне развития методики книгоописания, установить источники комплектования фонда и принятые способы его расстановки. О некоторых из этих описей рассказывалось выше.

Средневековые описи носили преимущественно инвентарный характер. Это означает, что составлялись они с целью учета книг. Отметим, что из-за высокой стоимости книги при описании имущества монастырей перечень книг приводился непосредственно после перечня икон, которые считались главным богатством. Обычно описи составлялись в том порядке, в каком книги располагались на полках книгохранилища. Анализ описей показывает, что средневековым библиотекарям были известны различные способы расстановки: по признаку содержания, по авторству, по целевому назначению. В некоторых библиотеках рукописные книги хранились отдельно от печатных, иногда они разделялись по формату, реже учитывался языковой признак.

В определенном смысле средневековые библиотечные описи одновременно были и библиотечными каталогами, так как они содержали элементы каталогизации и систематизации книг. Каталоги в более привычном для нас смысле появились в России лишь в XVIII веке.

Важным шагом вперед в отечественной библиотечной практике было составление указателей к отдельным важным книгам. Книга часто использовалась в качестве справочного источника, к которому обращались при решении религиозных и политических споров. Поэтому во многих крупных библиотеках официальные обязанности библиотекарей смыкались с библиографической работой. Кроме упоминавшегося выше «Указца из всех четьих книг» Арсения Высокого, надо назвать «Алфавит неудоборазумеемых в других источниках: иностранных речей», составленный неизвестными русскими книжниками в XYII веке. Это был всеохватывающий энциклопедический справочник, подготовленный на основе многих книг по филологии, естествознанию, истории, географии и другим отраслям знаний. Составлялись указатели и к отдельным, наиболее важным, книгам, которые зачастую снабжались разнообразным справочным аппаратом. На базе местных фондов были составлены указатели в Белозерском, Вологодском, Волоколамском и других монастырях.

В период, когда рукописное производство еще преобладало над типографским, у нас в стране был налажен учет литературной продукции. Именно так трактуют специалисты в области истории книги и библиотечного дела труд Сильвестра Медведева «Оглавление книг кто их сложил». Это библиографический свод всей русской феодальной книжности, и хотя методика его составления была несовершенна, широта охвата книг и принципиальные установки автора свидетельствуют о дальнейшем развитии библиографической культуры России. В отличие от предыдущих указателей, созданных для удовлетворения местных служебных потребностей, «Оглавление» имеет общенациональный характер.

Очень интересны средневековые «Памятки» библиотекарю, о которых уже говорилось выше. Эти наставления и инструкции дают представление о том, в чем заключались обязанности книгохранителя, каковы были правила пользования библиотекой. Во многих документах подчеркивалось большое значение книг для развития просвещения и культуры.

Развитие отечественной библиотечной мысли в средние века было самобытным и в некотором отношении даже опережало уровень библиотечной практики в средневековой Европе.

Таким образом, если период с XIV по XV века не был отмечен существенными переменами в области библиотечного дела в России, то в XVI–XVII веках процесс формирования библиотек, комплектования их фондов и обслуживания читателей существенно активизировался и соответствовал уровню библиотечного дела передовых западноевропейских государств. Сведения о библиотечном деле в России становятся более подробными. Они свидетельствуют об умножении книжных собраний, появлении новых для страны типов библиотечных учреждений. Книжные фонды все в большей степени состоят из светской литературы. Сословный состав собирателей домашних библиотек становится более разнообразным.

Книгохранители российских библиотек были людьми высокообразованными, сведущими в литературе и науках. Тем не менее, библиотекарь прежде всего был хранителем книжных богатств. Немалый опыт работы с книгой оставался по большей части неосознанным и вряд ли специально изучался.

Начиная с XVI века, библиотечное дело в России приобретает постепенно черты некоторой системы, носящей служебно-вспомогательный, а подчас и просветительский характер.