Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
полит_лидерство Балута.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
352.77 Кб
Скачать
  1. Политологические концепции лидерства

В политологии существует несколько концепций лидерства: теория черт, ситуационная концепция, личностно-ситуативная теория, интегративная и др.

Пожалуй, старейшей из них, не утратившей и сегодня своей актуальности, является теория черт. Она создавалась на основе выявления качеств, присущих идеальным лидерам – героям. Суть этой теории состоит в объяснении феномена лидерства выдающимися качествами человека.Именно явный персональный характер политического лидерства побуждал многих ученых при характеристике лидеров ставить во главу угла те или иные их личные свойства и качества. Т.  Карлейль, которого считают одним из основоположников теории черт, еще в XIX в. сумел сформулировать первые теоретико-концептуальные построения по проблемам деятельности лидеров и лидерства как социального феномена.Как писал один из основателей этой теории Э. Богардус, «превосходящие интеллектуальные дарования доставляют личности выдающееся положение, рано или поздно приводящее к лидерству».

Современные теории черт в определении лидерства возникли под влиянием исследований английского психолога Ф. Гальтона, пытавшегося еще на заре ХХ века объяснить лидерство на основе наследственности. Основной идеей такого подхода было убеждение, что если лидер обладает качествами, отличающими его от последователей, то эти качества можно выделить. В 1940 г. американец К. Бирд составил список из 79 черт, упоминаемых различными исследователями как лидерские. Среди них были названы инициативность, общительность, чувство юмора, энтузиазм, дружелюбие и т.д. Но ни одна из этих черт не занимала прочного места в перечне: 65% названных черт были упомянуты лишь однажды, 16-20%–дважды, 4-5% –трижды и лишь около 5% – четырежды.

Позднее К. Каттелл и Г. Стайс доминирующими чертами лидера предлагали считать нравственную зрелость, способность влиять на окружающих, целостность характера, социальную смелость и предприимчивость, проницательность, независимость от сильных вредных влечений, силу воли, отсутствие излишних переживаний. Р. Манн включал в этот список интеллект, приспособляемость, экстравертность, восприимчивость и способность понимать других. Американский исследователь Ю. Дженнингс объяснял такие несовпадения тем, что субъективистские в своей основе теории черт в большей степени отражали свойства самих исследователей, чем лидеров.

В принципе, не существует точного набора личностных качеств, которыми обладали бы все или хотя бы большинство лидеров. Они, эти качества, многообразны, но все их можно классифицировать в три большие группы: природные, нравственные и профессиональные.

Природные качества– это сила характера, воля, магнетизм личности, решительность, гипнотические способности, тонкая интуиция.

О необходимости для лидера нравственных качеств писали еще Платон, Аристотель, Конфуций. Они называли среди этих качеств благородство, честность, верность общественному долгу, заботу о людях, об общественном благе и справедливости. В современном мире значение морального фактора неизмеримо возросло. Процессы демократизации современного общества, повышение общей политической культуры человечества сделали нетерпимыми бесчеловечные и жестокие методы и средства политического правления, неприемлемыми какие-либо нарушения прав и свобод граждан. Гуманизм и человеколюбие, высокое чувство ответственности за принимаемые решения, честность и неподкупность, забота о людях –вот те главные нравственные черты и качества, которые должны быть присущи современному политическому лидеру.

К профессиональным качествам политического лидера можно отнести аналитические способности, умение быстро и точно ориентироваться в обстановке, аргументировано противостоять чужому мнению, политическая мудрость, компетентность, профессионализм в принятии политических решений, как готовность к компромиссам, так и дипломатичность. Сюда также можно отнести талант привлекать к себе людей, ораторское искусство, чувство юмора, способность убеждать, вызывать энтузиазм, умение повести людей за собой.

Если суммировать все эти разнообразные подходы, то можно сказать, что в числе важнейших черт, присущих политическому лидеру, обычно выделяют острый ум, твердую волю и целеустремленность, кипучую энергию, незаурядные организаторские способности и, особенно, компетентность и готовность брать на себя ответственность.

Однако набор таких качеств значительно меняется в зависимости от исторических эпох, отдельных государств и конкретных ситуаций. Даже в наши дни личностные качества, дающие шансы на политический успех, существенно отличаются, например, в Швеции, Афганистане, Корее и Сомали.

Ситуационная концепция делает акцент на зависимость лидерства от определенных социальных условий. Согласно этой концепции, лидер – это функция определенной ситуации. В соответствии с ситуативными концепциями появление лидера всегда есть результат места, времени и обстоятельств. Ситуационная теория лидерства подчеркивает относительность черт, которые должны быть присущими лидеру и предполагает, что качественно разные ситуации и обстоятельства могут потребовать качественно разных лидеров.«Люди, являющиеся лидерами в одной ситуации, не обязательно будут ими в других ситуациях», именно сложившиеся конкретные обстоятельства определяют отбор политического лидера и детерминируют его поведение.

Так, например, ситуация в исламском Иране неизбежно отвергнет политиков европейского или американского типа. Точно так же и религиозный лидер-пророк не сумеет проявить себя на политической арене Запада. Очевидно, что требования к лидеру значительно различаются и в зависимости от того, находится данное государство в состоянии кризиса или развивается стабильно.

Отдельные ученые (например, М. Шлессинджер-младший) абсолютизируют такую зависимость, рассматривают лидера как игрушку, выполняющую определенные задачи от имени класса, нации, прогресса, всеобщей воли и т.п. Дж. Шнейдер утверждает в этой связи, что число военных лидеров в Англии всегда было пропорционально числу конфликтов, в которые была вовлечена страна.

С точки зрения ситуационного подхода лидерские качества относительны. Один человек может проявить черты лидера на митинге, другой – в повседневной политико-организационной работе, третий – в межличностном общении и т.д.

Ж. Блондель, исходя из ситуационной теории, предложил собственнуютипологизацию лидеров:

1) в ситуации, требующей сохранения существующего положения вещей, выдвигаются лидеры - спасатели с широкой программой деятельности (У. Черчилль, Шарль де Голль) и лидеры – успокоители без такой программы (Д. Эйзенхауэр);

2) в ситуации, когда необходимы умеренные изменения, выдвигаются лидеры-патерналисты и лидеры-популисты с программами изменения основных сфер жизни общества (О. Бисмарк, И. В. Сталин) либо лидеры-пересмотрщики, планирующие перемены в некоторых областях жизни (Р. Рейган, М. Тэтчер);

3) в ситуации, требующей широкомасштабных изменений в жизни общества, выделяются лидеры-идеологи (Мао Цзедун, А.Гитлер) с широкой программой изменений либо лидеры-реформаторы (Ф. Д. Рузвельт), планирующие глубокие изменения в отдельных областях.

На основе этой концепции, подтверждаемой эмпирическими исследованиями, ряд ученых (Э. Фромм, Д. Рисмэн и др.) пришли к выводу, что в современном западном обществе наибольшие шансы на успех имеет беспринципный человек, ориентирующийся на политическую конъюнктуру и не задумывающийся о нравственной значимости своих действий.

Теории черт и ситуационные концепции, как два крайних подхода в проблеме лидерства, родили в науке третье, более или менее компромиссное личностно-ситуативное объяснение природы лидерства. Теория конституентов (последователей) явилась уточнением, развитием и качественным обогащением ситуационной концепции. Здесь феномен лидерства объясняется через последователей и конституентов.

В 1952 г. Г. Герт и С. Милз выделили четыре фактора, которые необходимо было учитывать при рассмотрении феномена лидерства: а) черты и мотивы лидера как человека; б) образы лидера и мотивы, существующие в сознании его последователей, побуждающие их следовать за ним; в) характеристики роли лидера; г) институциональный контекст, то есть те официальные и правовые параметры, в которых работает лидер и в которые он и его последователи вовлечены.

Сторонники личностно-ситуационного подхода пытаются найти компромисс в признании одинаковой важности роли внутренних и внешних факторов, детерминирующих деятельность лидера. С этого момента лидерство стало рассматриваться как отношения между людьми, а не как характеристика отдельной личности. Наиболее характерной концепцией такого типа является теория конституэнтов, утверждающая, что лидер - не кто иной, как выразитель ожиданий внешней по отношению к нему группы последователей. Соответствие лидера своему статусу в таком случае определяется не столько его личными качествами, сколько его способностями удовлетворить интересы тех, кто содействовал его возвышению. Власть предержащие в таком случае просто нанимают лидеров.

Согласно этой теории «именно последователь воспринимает лидера, воспринимает ситуацию и в конечном счете принимает или отвергает лидера». Анализ конституентов во многом позволяет понять и предсказать политическое поведение лидера. Так, Т. Одорман в своей книге «Авторитарная личность» считает, что Гитлер отнюдь не случайно оказался у власти, ибо «сама нация авторитарна, - стремится к порядку, режиму, беспрекословному подчинению».

Характерна в этой связи достаточно распространенная среди специалистов теория свиты, делающей короля. В соответствии с этой теорией, не соискатель лидерства преодолевает трудности на пути к осуществлению своей роли, а та или иная группа ищет подходящего для себя вождя и, найдя нужную фигуру, делает (конституирует, создает) из нее своего лидера. Одновременно конституэнты (те, кто осуществил конституирование лидера), становятся его идейными последователями, приверженцами и организуют ему поддержку в народе. Суть этой теории заключается в том, что лидерами не становятся самостоятельно, а их ищут, находят, сажают на трон и нередко превращают в марионетку.

Интегративнаятеория лидерства пытается учесть недостатки всех представленных концепций и определяет лидерство как феномен, который определяется чертами личности самого лидера, ситуацией и позицией последователей в их динамическом состоянии.

Но поскольку природа лидерства достаточно сложна и не поддается однозначной интерпретации, прояснить его субъективные механизмы помогают психологические теории.

Среди них можно выделить три основных направления:

- психоаналитическое, ставящее на первое место бессознательные комплексы, которые определяют как стремление к власти, так и специфические особенности ее осуществления. Его родоначальником стал австрийский врач Зигмунд Фрейд, согласно которому людьми управляют бессознательные (инстинктивные) влечения сексуального характера, являющиеся движущей силой социальных действий и всей творческой активности людей. При этом дурные бессознательные секс-импульсы постоянно конфликтуют с совестливым сознанием человека, ввергая его в состояние психической напряженности и борьбы с обществом и самим собой. Когда же индивиду удается переключить свою запретную сексуальную озабоченность на нормальное (приемлемое для общества) дело, из него часто получается весьма активный и творческий деятель – художник, писатель, политик и т.д. С точки зрения классического психоанализа, корни лидерства следует искать в сфере бессознательного личности.

У многих людей обладание руководящими позициями выполняет субъективно-компенсаторские функции, позволяет подавлять или преодолевать различного рода комплексы, чувство неполноценности и т.п.З.Фрейд составил длинный список исторических деятелей для подтверждения своей концепции (здесь и Гитлер с его сексуальными проблемами, и Сталин, у которого была сухотка правой руки, отчего при съемках старались снимать его так, чтобы это не бросалось в глаза).

- мотивационное, концентрирующее внимание на изучении влияния различных мотивов, их комбинаций на политическую деятельность, стиль и характер принимаемых высшим руководством решений;

- прикладное, исследующее факторы лидерства, касающиеся возможных стратегий принятия политических решений. Приверженцев этого направления интересуют стереотипы, соотношение эмоциональных и рациональных оценок в мышлении лидеров, разработанность причинно-следственных связей, категорий прошлого, настоящего и будущего.

Ученые франкфуртской школы Э. Фромм, Т. Адорно выявили тип личности, предрасположенный к авторитаризму и стремящийся к власти. Для авторитарной личности власть является психологической потребностью, позволяющей избавиться от собственных комплексов путем навязывания своей воли другим людям. Обладание безграничной властью над другими является формой своеобразного садизма. Причем такой тип поведения в психологическом смысле служит проявлением не силы, а слабости. Авторитарная личность, не имея подлинной внутренней силы, пытается убедить себя в обладании ею с помощью господства над другими.

Одной из наиболее показательных современных трактовок политического лидерства является рыночная теория. С точки зрения этой теории лидер выступает как своеобразный торговец особого рода благами (безопасностью, правосудием, благополучием и т.п.), а его целью является получение дохода от разницы между мобилизуемыми и реально затраченными на решение определенных задач ресурсами. Поэтому лидеры должны заботиться об экономии средств налогоплательщиков, разумном расходовании государственных запасов, минимизации хозяйственных и политических рисков и т.д.

К влиятельным современным доктринам, объясняющим природу и назначение лидерства, относится и реляционная теория. В ней доводы и аргументы строятся на основе комплексного, системного учета факторов, относящихся к внешней среде, индивидуальным и личностным качествам властвующего лица, а также особенностям ситуации и иным обстоятельствам, определяющим поведение лидера. В рамках данной теории создаются многочисленные методики эффективного отбора и подготовки лидеров.

Теория факторов политического лидерства, автором которой является М. Херманн, стремится соединить в себе позитивные стороны всех рассмотренных выше подходов. С точки зрения этой американской исследовательницы, на процесс становления конкретного политического лидера влияют следующие факторы:

- личность и происхождение лидера, а также тот процесс, благодаря которому он стал лидером, ибо именно они влияют на его убеждения, политический стиль и характер выбранных им целей;

- характерные черты групп и индивидов, которыми руководит данный лидер, так как лидер всегда зависит от их поддержки, от характера требований и интересов, которые он обязан учитывать;

- характер взаимоотношений между лидером и теми, кем он руководит, потому что нужда в их поддержке заставляет его идти на компромиссы и соглашения (в рамках демократического стиля руководства) либо иметь достаточно силы и авторитета для навязывания своей воли;

- контекст или условия, в которых осуществляется руководящая роль лидера в связи с тем, что именно они определяют стиль, программу и используемые лидером средства управления;

- результат взаимодействия между лидером и теми, кем он руководит, то есть, иначе говоря, эффективность и результативность управления, от которых зависит поддержка и сохранение лидером его руководящей роли.

В заключении можно сказать, что, несмотря на большое количество теорий и концепций, создать единую универсальную концепцию лидерства не удается. И, наверное, потому, что сам феномен лидерства чрезвычайно сложен, многогранен, зависит от исторических эпох, политических режимов и многого другого.

Личность политика несколько многогранна, что, как правило, в одном лице соединяется теоретик, организатор, идеолог, оратор, педагог, психолог, стратег, тактик.Не меньшее значение имеет и комплекс личностных качеств: характер, способности, талант, темперамент, ум, воля, память, опыт, чувство долга, требовательность к себе и другим, политическая интуиция, хладнокровие, чувство юмора и т.д. и т.п.