Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1055822_B83E2_bezborodov_a_b_obshestvoznanie_11...doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.69 Mб
Скачать

11. Принципы народовластия и формирования представительных органов власти

Важным достижением законодателя стало включение в основы конституционного строя принципов народовластия и суверенитета, народа (ст. 3). Основой суверенитета народа является народовластие, многонациональный народ выступает носителем и единственным источником власти (ч. 1 ст. 3). При этом суверенитет народа не может иметь пространственно-временных и территориальных параметров, и народ осуществляет свою власть непосредственно через систему выборов, референдумов, а также через органы государственной власти и местного самоуправления (ч. 2, 3 ст. 3).

Суверенитет же Российской Федерации (как государства) является производным от суверенитета народа и распространяется на всю ее территорию (ч. 1 ст. 4). Суверенитет государства предполагает независимость государственной власти во внешнеполитической сфере и верховенство власти на всей территории, на которую распространяет свою юрисдикцию Россия. Законодатель в связи с этим счел необходимым закрепить в основах конституционного строя норму о невозможности присвоения кем-либо власти в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону (ч. 4 ст. 3).

Свое волеизъявление народ может реализовать в форме непосредственной и представительной демократии. Такими институтами являются референдум, свободные выборы, различные формы плебисцита, обсуждение проектов важнейших документов и др.

Референдум (от лат. referendum — то, что должно быть сообщено), всенародный опрос, выявление мнения путем голосования граждан, обладающих активным избирательным правом. Референдум проводится по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. В обязательном порядке на референдум выносится вопрос о принятии новой Конституции, если такое решение принимает Конституционное Собрание. В соответствии с федеральным конституционным законом "О референдуме Российской Федерации" на референдум не могут выноситься вопросы изменения статуса субъектов Российской Федерации, досрочного прекращения или продления срока полномочий высших государственных учреждений и Президента РФ, проведения досрочных выборов или отсрочки выборов, амнистии и помилования, а также вопросы, связанные с принятием и изменением федерального бюджета, федеральных налогов (ст. 3).

Нельзя на референдум выносить и вопросы, связанные с принятием чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения (п. 5 ч. 2 ст. 3 ФКЗ "О референдуме..."). Видимо, эти вопросы не должны быть отягощены громоздкостью процедуры, связанной с организацией и проведением референдума, и требуют более оперативного решения

Историческая практика выработала несколько видов референдумов: императивные и консультативные; конституционные и законодательные; обязательные и факультативные; общегосударственные и местные. В нашей стране впервые норма о референдуме появилась в Конституции СССР 1936 г. (п. "д" ст. 49). Но право на проведение референдума было впервые использовано в 1991 г., а затем дважды в 1993 г. Это были общегосударственные референдумы, по своему характер) императивные. Но, к сожалению, императивные решения не всегда становились обязательными к исполнению. В этом плане можно выделить только конституционный референдум 12 декабря 1993 г., на котором большинство граждан России высказались за принятие новой Конституции Российской Федерации.

Формой высшего непосредственного волеизъявления являются и свободные выборы. В соответствии со ст. 3 федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 19 сентября 1997 г. граждане Российской Федерации участвуют в выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие в выборах является свободным и добровольным. Сейчас мы можем констатировать факт формирования избирательного законодательства, которое позволяет реализовать право на свободные выборы и надежно защитить права избирателей в ходе выборного процесса.

Это особенно необходимо подчеркнуть, поскольку практика предшествующих лет советского периода показывала другое отношение к выборам и участию избирателей в выборах как к выполнению своего гражданского долга, почетной, политической обязанности со всеми вытекающими отсюда последствиями в условиях тоталитарного политического режима. Реальное попрание прав избирателей, их незащищенность перед тоталитарным механизмом власти оставалась de facto на протяжении многих лет.

Многие стороны избирательного процесса оставались без правового законодательного регулирования, например: вопросы, связанные с гарантиями избирательных прав граждан, институтом наблюдателей, альтернативностью выборов, статусом избирательных комиссий, "нарезкой" округов, выдвижением кандидатов, ведением избирательной кампании, в том числе предвыборной агитацией, взаимоотношениями с административными органами и средствами массовой информации, финансированием выборов, методиками определения результатов голосования и распределением депутатских мандатов, ответственностью за нарушения избирательных прав граждан, не закреплялись принципиальные понятия конкурентных и справедливых выборов, свободного волеизъявления, соответствия норм национального избирательного Права нормам международного права.

Попытки реформировать эту систему впервые были предприняты в период перестройки во второй половине 80-х гг. Именно в это время были поставлены вопросы о правовом государстве, о принципе разделения властей, о приоритете общечеловеческих ценностей над классовыми, о необходимости нового подхода к правам человека в соответствии с основополагающими международными актами в этой сфере

Однако реальный ход перестройки оказался полиативным, в значительной степени фарсовым и лжедемократическим. Партноменклатура вовсе не собиралась в изменившихся условиях отдавать на откуп избирателя формирование высших представительных органов власти. Смысл преобразований скорее сводился к тому, чтобы в этих изменившихся условиях, отдав дань некоторым элементам демократизма, все так же прочно удерживать власть, как удерживали ее весь период, начиная с 1917 г., вначале с помощью голой силы "диктатуры пролетариата", затем используя некоторые элементы демократической процедуры

Вопросы защиты прав избирателей по-настоящему встали в связи с реконструкцией избирательной системы в постсоветский период. Именно тогда были приняты первые фундаментальные нормативные акты, поставившие вопрос о гарантиях избирательных прав граждан, а также другие законы, реконструирующие избирательную систему.

Законодатель при этом концептуально определял модель электорального права как базовую юридическую структуру, внутри и в рамках которой через и избирательные правила и процедуры, стандарты и ограничения осуществляются становление, формирование и преобразование демократической государственности, ее конструирование в качестве публично-правовой организации народовластия.

С самого начала реконструкции избирательной системы в ее основу был положен постулат, что избирательная власть может быть только правовой властью, основанной на конституционных полномочиях, реализуемой через демократические правила и процедуры. Любая альтернатива конституционным выборам как форме и способу организации и функционирования публичной власти и ее трансформации в государственную власть ведет к разложению демократического конституционного правопорядка, к оформлению режима политического господства государства над обществом и личностью.

Надо отметить, что фундаментальную основу реконструкции избирательной системы заложила Конституция РФ, принятая в ходе референдума 1993 г., которая определила основы избирательного права граждан России (ст. 32), закрепила нормы, обязывающие все органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивать реализацию этих прав.

В соответствии со ст. 46 Конституции избирательные права граждан подлежат судебной защите. Эта конституционная норма находит развитие в федеральных законах "Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ" (ст. 16), ст. 89 федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", в статьях Уголовного кодекса и кодекса "Об административных правонарушениях".

Важнейшей гарантией обеспечения демократического развития избирательного процесса и реализации конституционных избирательных прав и свобод граждан — участников выборов выступает система избирательных комиссий, сформированных на принципиально новых началах.

Ныне это система постоянно действующих органов избирательной власти (за исключением низших звеньев), многоуровневых и многофункциональных, действующих на профессиональной основе, с самостоятельными источниками финансирования и статусом юридического лица. Юридически, в финансово-материальном и организационно-техническом плане они независимы от монополизма какой-либо политической партии, государственных органов и их должностных лиц, располагают необходимым кадровым потенциалом, способным проводить избирательные кампании на уровне мировых демократических стандартов.

Именно такая система избирательных комиссии. как показывает практика, способна обеспечить свободное волеизъявление граждан в ходе периодического проведения свободных и политически конкурентных выборов.

Важным фактором гарантии прав избирателей является конституционное обеспечение сближение норм отечественного законодательства с нормами международного права, в частности в вопросах правового регулирования избирательного процесса, функционирования избирательной системы в целом.

В избирательном законодательстве России наиболее полно воплощены универсальные принципы и нормы международного гуманитарного права по реализации и защите избирательных прав граждан. В соответствии со ст. 21 Всеобщей декларации прав и свобод человека, закрепившей в нормативном тексте важнейшие принципы выборности, российский законодатель последовательно осуществляет реконструкцию избирательной системы, основываясь на том, что "воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования" (ст. 21 Всеобщей декларации прав и свобод человека).

Эти принципы легли в основу всех законов и подзаконных актов. Любой нормативный акт, регулирующий процесс выборности, немыслим сегодня без этих сущностных начал, даже если они и не находят текстуального выражения.

Реализуя подписанную Россией декларацию межпарламентского союза "О критериях свободных и справедливых выборов" от 26 марта 1994 г., законодатель не допускает ограничения избирательных прав, связанных с дискриминацией по расовому, национальному, половому, языковому, религиозному признакам, по политическим убеждениям и социальному происхождению, а также дополняя эти факторы местом жительства, убеждениями, принадлежностью к общественным объединениям (ст. 4 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").

В соответствии с этими принципами избирательным комиссиям представлены полномочия по рассмотрению заявлений о нарушении избирательных прав граждан, предусматривая сокращенные сроки рассмотрения исков избирателей во время избирательной кампании. Нарушения избирательных прав могут быть обжалованы в судебных органах.

В соответствии с Конституцией РФ, Декларацией Межпарламентского союза "О критериях свободных и справедливых выборов" законодательством РФ избирательные права могут быть ограничены в исключительных случаях, которые предусмотрены законом и обоснованно применяются в демократическом обществе. Такими факторами выступают интересы национальной безопасности, поддержание конституционного строя, общественного порядка, защита благосостояния и морали и, конечно же. защита прав и свобод граждан, в том числе их права на свободное волеизъявление.