Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1055822_B83E2_bezborodov_a_b_obshestvoznanie_11...doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.69 Mб
Скачать

6. Конституционные основы прав "и свобод человека и гражданина

Институт прав и свобод человека и гражданина является важнейшим фактором демократического развития нашего общества и вместе с нормами 1-й главы Конституции Российской Федерации утверждает основы конституционного строя нашего государства. Концепция прав и свобод человека и гражданина предопределена 2-й статьей Конституции, в которой на нормативном уровне провозглашается, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства. Такая норма впервые закрепляется в нашем Основном Законе и значительно дистанцируется от прежних конституционных начал, где приоритет отдавался государству, классу, партии, коллективу, а человек рассматривался как производный фактор, "винтик", "шурупчик", "приводной ремень" (по терминологии тех лет) в системе классовых приоритетов.

Государство имеет большую возможность эффективно обеспечить права и свободы человека и гражданина, утвердившиеся на основе права и демократии, в результате известных событий второй половины 80-х — начала 90-х гг. XX столетия. Необходимо отметить, что такой подход тоже является новаторским, поскольку советские конституции, закрепляя правовой статус гражданина через вовлечение его в устойчивую политико-правовую связь с государством, провозглашаемые права считали преимущественно правами граждан (трудящихся), что фиксировалось и в названии соответствующих глав (например, глава X Конституции СССР 1936 г. "Основные права и обязанности граждан"). В ныне действующей Конституции России приоритет отдан правам человека, а потому основополагающим является другой подход, как к правам человека, естественным и неотчуждаемым.

В истории политико-правовой мысли выделяется несколько волн (этапов) в развитии прав и свобод человека и гражданина. Первой такой волной являлись права и свободы человека и гражданина, закрепленные в основополагающих конституционных актах Англии, США, Франции, Польши и других государств в XVIII— XIX вв., знаменовавших собой утверждение важнейших принципов конституционализма. В первую очередь это были личные права: на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни и др. Второй группой прав )гой волны являлись политические права, связанные со свободой слова, печати, с различными избирательными правами, с реализацией принципов непосредственного волеизъявления народа.

Второй волной в развитии прав и свобод человека и гражданина являлось закрепление экономических и социальных прав в основных законах демократических государств, во многом обусловленных динамичными событиями первой половины XX в. и созданием качественно новой экономико-социальной структуры общества. Это была система прав и гарантий, связанных с правом на труд, социальное обеспечение, в том числе и пенсионное, правом на образование, медицинское обслуживание и др.

Третья волна, характерная для второй половины XX в., раскрывается через конституирование прав на здоровую окружающую среду, право на достоверную информацию, что вызвано обострением глобальных проблем, среди которых приоритетными становятся экологическая, геополитическая, информационная, поскольку мировое сообщество вступило в эпоху информатизации, создания всемирных телекоммуникационных систем, в том числе и единой сети Internet.

Классификация прав и свобод человека и гражданина может происходить по различным критериям. Так, например, по способам конституционного формулирования можно выделить позитивный и негативный. Позитивный способ это установление или констатация обладания определенным правом данного субъекта (каждый имеет право...). Негативный способ формулирует конституционное запрещение субъекту нарушать или ограничивать определенное право, свободу (никто не вправе...). По субъектному составу принято проводить дифференциацию прав на индивидуальные и коллективные. Индивидуальные права, свободы и обязанности являются приоритетными по количественному перечислению. Их особенность заключается в том, что они могут осуществляться и защищаться индивидуально. Коллективные — по своей природе не могут быть разрешены и защищены индивидуально. Это право на забастовку, субъектами которой могут быть трудовые коллективы, общественно-корпоративные организации, профсоюзы и т. д. К коллективным относятся права национальных меньшинств. По юридической природе различают основные и дополнительные (производные от основных) права и свободы. Так, основными правами выступают, например, право на жизнь (ч. 1 ст. 20). Право участвовать в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32); производными (дополнительными) от этих прав будут: право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ч. 1 ст. 41), право избирать и быть Избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 32).

Важное значение имеет классификация прав и свобод человека и гражданина по содержанию. Здесь имеют место различные группировки конституционных норм. Надо отметить, что в содержательной характеристике прав и свобод граждан не всегда удается провести какие-то разграничительные линии, поскольку многие права и свободы взаимообусловлены и взаимосвязаны и могут относиться к различным содержательным группам. Наиболее часто встречаемая в литературе классификация прав выглядит так:

1) личные (гражданские); 2) политические; 3) социально-экономические; 4) социально-культурные (духовные).

Личные (гражданские) права и свободы — важнейшие конституционные права и свободы. Относятся к естественным и неотъемлемым правам личности, поэтому распространяются не только на граждан, но и на всех лиц, проживающих на территории государства. Институт личных прав и свобод исторически сформировался ранее других. Эти права составляют основу правового статуса человека, рассматриваются как свобода человека принимать решения независимо от государства. Борьба с нарушением личных прав и свобод является обязанностью государства, составляет сферу уголовного и административного права. К важнейшим правам этой группы относятся: право на жизнь (ч. 1 ст. 20); достоинство личности (ч. 1 ст. 21); неприкосновенность частной жизни (ч. 1 ст. 23); неприкосновенность жилища (ст. 25); свобода совести и вероисповедания (ст. 28); свобода мысли и слова (ст. "29) и др. Особое место в структуре личных прав и свобод занимают также уголовно-правовые и процессуальные гарантии личности (ст. 19—25; ст. 45—56). Причем, как следует из нормы ч. 3 ст. 56, многие из этой группы прав и свобод не подлежат ограничению.

Политические права и свободы граждан. Политические права и свободы граждан связаны в первую очередь с возможностью реализации властных полномочий через участие в управлении государством, 4е' рез свободу в формировании органов государственной власти и органов местного самоуправления и непосредственное участие в их деятельности. Эти права предоставляют возможность доступа к государственной службе, право на объединение, участие в политических движениях и политических партиях, свободу собраний, манифестаций, петиций и т. д. Необходимо отметить, что политические права и свободы могут реализовываться как индивидуально, так и через коллективные объединения граждан. Одним из важнейших в этой группе выступает право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч. 1 ст. 32). Это право является основным, представлено в виде совокупности различных прав и свобод, раскрывается через конкретизирующие его права, закрепленные в других частях данной статьи. В первую очередь, это касается совокупности избирательных прав граждан (ч. 2, 3 ст. 3; ч. 2, 3 ст. 32; ч. 1, 2 ст. 81; п. "в" ст. 84; ч. 1 ст. 97 и др.). Однако законодатель отказался давать развернутую характеристику избирательных прав и избирательной системы в целом на уровне Основного Закона, как это было в советский период, закрепив это право за федеральными конституционными и федеральными законами (ч. 4 ст. 81. ч. 2 ст. 96; ч. 2 ст. 135 и др.).

Важной в этой группе прав является норма, закрепленная в ч. 4 ст. 32, по которой "граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе". Принцип равного доступа к государственной службе означает равное право граждан на занятие любой государственной должности в соответствии со своими способностями, профессиональной подготовкой без какой-либо дискриминации. В развитие данной конституционной нормы в июле 1995 г. был принят федеральный закон "Об основах государственной службы Российской Федерации", в котором получили развития конституционные принципы госслужбы, сформулированы основы правового положения государственного служащего.

Другими политическими правами являются: право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ч. 1 ст. 30); свобода собраний и манифестации (ст. 31), право петиций, т. е. личных, индивидуальных и коллективных обращений в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33), свобода массовой информации, запрет цензуры (ч. 5 ст. 29) и др.

Социально-экономические права — это тот срез прав, который позволяет человеку воспроизводить материальные ценности, получать гарантии и государственную защиту своей экономической свободы и социальной сферы своих интересов. На первом месте здесь стоит право частной собственности и, согласно ст. 34, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности. Как известно, частная собственность была отменена советской властью, что нашло закрепление в Конституции РСФСР 1918 г. (п. "а", ст. 3) и подтверждалось последующими конституциями, например 1936 г. (ст. 4). Однако институт частной собственности относится к основным правам человека и гражданина, что находило отражение в документах всех демократических стран. Так, например, в Декларации прав человека и гражданина Французской революции 1789 г. отмечалось, что собственность как право неприкосновенна и священна (ст. 17). Частная собственность является необходимым условием рыночных отношений и демократического гражданского общества. Собственник может осуществлять любую предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом и не нарушающую права других лиц.

Впервые в российском законодательстве нормы о праве собственности были закреплены в результате перестроечных преобразований в 1990 г., в законах о собственности в РСФСР (24 декабря) и о предприятиях и предпринимательской деятельности (25 декабря) и в других нормативно-правовых актах. Данные нормы нашли закрепление и в действующей Конституции РФ (ч. 2 ст. 8; ч. 2 ст. 9; ч. 1, 2, 3 ст. 35 и др. ). В них раскрывается содержание права частной собственности, формулируются важнейшие принципы ее Правового статуса и режима собственности различных субъектов, определяемого на основе юридического равенства, даны конституционные характеристики основных правомочий собственности (ч. 2 ст. 35 и др.).

С правом частной собственности непосредственно связаны и другие экономические права, в частности свобода предпринимательской деятельности (ч. 1 ст. 34), запрет на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34), право наследования (ч. 4 ст. 35) и др.

К этой же группе примыкают и нормы трудового ; права и связанные с ними социальные права и свободы (ст. 37 и др.). Основными моментами здесь выступает принцип свободы труда (ч. 1 ст. 37), реализация права на труд как работу по найму (трудовому договору контракту). Необходимо отметить, что в Конституции РФ не закрепляется абсолютная норма "право на труд". Такое право в советский период корреспондировало обязанности "обязательности труда" (ст. 12 Конституции СССР, 1936 г.), а человек, не занимающийся трудовой деятельностью, мог привлекаться к административной и даже к уголовной ответственности (статья о так называемом тунеядстве). Незанятость граждан трудовой деятельностью не является основанием для привлечения их к ответственности. Отсутствуют в Конституции РФ и нормы о всеобщей трудовой обязанности граждан. Законодатель счел необходимым, в соответствии со ст. 2 Конвенции МОТ, ввести абсолютную норму о запрете принудительного труда (ч. 2 ст. 37). Вместе с тем конституционные принципы позволяют ввести систему защитных мер против безработицы, для разрешения индивидуальных трудовых и коллективных трудовых споров, определить принципы реализации права на отдых, продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, ежегодного отпуска.

Важную роль в этой группе прав и свобод человека и гражданина играют конституционные нормы о праве на социальное обеспечение (ст. 39), на охрану здоровья (ст. 41), на здоровую и благоприятную окружающую среду (ст. 42), право на образование (ст. 43) и др.

Социально-культурные права как соответствующий институт в конституционном праве определяются сравнительно недавно. Вводя данный институт, законодатель стремился дистанцироваться от политико-правовых режимов авторитарно-тоталитарного содержания, тем более что в XX в. многие даже демократические страны пережили волновую этапность, связанную со стремлением правящих кругов установить всеобъемлющий идеологический контроль за духовным миром людей, их мышлением и творчеством, направить творческий потенциал населения на реализацию апологетических тоталитарных концепций. Надо отметить, что нормы данного института наиболее адекватно отражают общепризнанные принципы и нормы международного права, обеспечивающие свободу во всех сферах творческой деятельности (ч. 1 ст. 44). Так, например, вводя норму защиты интеллектуальной собственности законом (ч. 1 ст. 44), государство тем самым возлагает на себя юридическую защиту прав и свобод граждан в социально-культурной сфере, а вместе с тем провозглашает принцип невмешательства со стороны государственных структур и органов местного самоуправления в творческую деятельность граждан и их объединений. Государство принимает на себя также значительные функции по защите исключительных прав граждан на результаты интеллектуальной деятельности, используя для этого административный или судебный порядок рассмотрения споров.

Важными нормами этого института являются: право каждого на участие в культурной жизни (ч. 2 ст. 44), право на приобщение к культурным ценностям, право на бесплатное пользование архивными и библиотечными фондами, право на развитие культуры в соответствии со своей этнической принадлежностью. Развитию социально-культурных прав и свобод способствует политика финансовой поддержки учреждений культуры и образования, введения налоговых льгот для данных учреждений.

Конституционные обязанности также включаются в правовой статус человека и гражданина. Естественно, обязанности граждан по отношению к другим людям, обществу и государству не сводятся только к конституционным, а имеют более широкий спектр законодательного регулирования, в значительной степени корреспондируя правам и свободам на основе принципа равенства. Юридическая обязанность как мера должного поведения, безусловно, ограничивает конституционные свободы гражданина, но это общая предпосылка нормального существования общества и государства. Обязанности связаны с уважением конституции, необходимостью уплаты налогов, соблюдения законов, несения воинской повинности и т. д. В Конституции Российской Федерации четыре обязанности имеют всеобщий характер: 1) обязанность соблюдать Конституцию — она адресуется не только гражданам, но также их объединениям, органам государственной власти, местного самоуправления и должностным лицам (ч. 2 ст. 15); 2) обязанность каждого гражданина платить законно налоги и сборы (ст. 57); 3) обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58); 4) защита Отечества как обязанность и долг гражданина (ч. 1 ст. 59). Другие обязанности закреплены в отдельных статьях Основного Закона, косвенно или непосредственно связаны с Представленными конкретными правами и свободами (ч. 3 ст. 17; ч. 1 ст. 21; ч. 2 ст. 38; ч. 3 ст. 44 и др.). В целом перечень норм, закрепляющих обязанности, значительно сокращен по сравнению с конституциями советского периода.

Ограничение конституционных прав и свобод допускается в целях обеспечения безопасности граждан, защиты конституционного строя. Любые ограничения возможны только в том случае, если они предусмотрены Основным Законом. Как известно, основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рожденья. Но осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушав права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17), в противном случае, по логике данной нормы, предполагается ограничение в осуществлении прав и свобод гражданина, поскольку оно нарушает право другого. Однако это общее требование связано скорее не с конституционными ограничениями, а со злоупотреблением в осуществлении права Конституционные же ограничения предусмотрены ст. 56. Она не содержит перечня конкретных ограничений и не носит абсолютною характера в ч. 1 и 2, а говорит об "отдельных ограничениях", которые могут вводиться в условиях чрезвычайного положения, т е. при наличии особого правового режима в государстве, который неминуемо связан с ограничением прав и свобод граждан и других лиц, а также с возложением на них дополнительных обязанностей. Перечень этих ограничений и новых обязанностей определяется федеральным конституционным законом. Вместе с тем данная статья в ч 3 дает исчерпывающий перечень прав и свобод, которые не подлежат ограничению даже в условиях чрезвычайного положения. Неправомочное применение силы компетентными органами, нарушающее конституционные гарантии установленных прав и свобод граждан, даже в условиях чрезвычайного положения влечет за собой предусмотренную законом ответственность. Тем самым российский законодатель еще раз подтвердил приоритетность общечеловеческим ценностей в части прав и свобод человека и гражданина.

Следует также отметить, что в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами и органами местного самоуправления должностными лицами и государственными служащими в России на основании федерального конституционного закона от 4 марта 1997 г. введена должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, на которую был назначен О.О. Миронов. Основными направлениями его деятельности являются: рассмотрение жалоб и обращений о нарушениях прав и свобод человека и гражданина, принятие мер по их восстановлению; анализ законодательства Российской Федерации в области прав человека и гражданина, подготовка рекомендаций по его совершенствованию и приведению в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права и др. Работа Уполномоченного предполагает тесный контакт с президентскими структурами, высшими органами власти, судебными органами. Работа Уполномоченного привлекла значительное внимание в нашем обществе. Так, за неполный 1998 г. на имя Уполномоченного поступило около 7 тыс. жалоб и обращений по поводу нарушений прав и свобод человека и гражданина. В 1999 г. Уполномоченному поступило уже свыше 22 тыс. индивидуальных и коллективных жалоб и обращений граждан о нарушениях их прав и свобод. Таким образом, российский институт омбудсмена занял достойное место в демократической системе государства, обеспечивая защиту и восстановление нарушенных прав и свобод граждан России.