- •Генезис нравственно-правовых идей
- •Нравственность и право в России допетровской и Петровской поры.
- •Правовая культура Древнерусского государства
- •Нравственно-правовая культура в России XVIII-XIX веков.
- •Реформы XIX века: от Александра I до Александра II.
- •Демократические преобразования в российском судопроизводстве последней трети XIX века.
- •Роль а.Ф. Кони, ф.Н. Плевако, с.А. Андреевского, к.А. Урусова и др. В становлении и развитии нравственно-правовых идей рубежа XIX –хх веков.
- •Неоднозначность нравственно-правовой культуры Советского государства.
Нравственно-правовая культура в России XVIII-XIX веков.
В отличие от Франции, где идеи Просвещения способствовали революции, в России они воплотились в форме просвещенного абсолютизма, то есть исходили из идеи, разделяемой частью просветителей, что «просвещенный монарх» в состоянии преобразовать жизнь своего государства на разумных основах, ликвидировать некоторые, наиболее устаревшие, социальные институты. В определенной мере такое представление разделялось и самими правителями. В связи с этим они охотно вступали в переписку с виднейшими представителями Просвещения, поощряли распространение их произведений в своих странах и, наконец, действительно принимали отдельные меры, соответствующие духу Просвещения. Революционные события во Франции 1789 г. положили конец этому «заигрыванию» с просветителями.
Особенностью русского Просвещения было постоянное и пристальное внимание общественной мысли к крестьянскому вопросу. Оно было вызвано бесправием крепостного крестьянства, ростом движения против помещичьего произвола. Теоретическим инструментом борцов против крепостничества стала пришедшая из Западной Европы естественно-правовая теория с опорой на божественную волю (в рационально-деспотическом ее понимании). Общей для русских просветителей была характерна идея распространения образования и просвещение народа, в котором они видели путь, ведущий к улучшению состояния всего общества.
А. Правосудие в эпоху Екатерины II.
К середине 60-х годов у Екатерины возникли планы расширения социальной базы реформ путем созыва всесословной Комиссии для сочинения Уложения. В 1767 г. создается Уложенная комиссия, призванная разработать предложения по реформированию законодательства. В качестве инструкции Комиссии императрица составила «Наказ», в котором были сформулированы главные принципы будущего законодательства. В основу «Наказа» легли идеи Ш. Монтескьё, Д. Дидро, Ч. Беккариа. Считается также, что на содержание «Наказа» оказало влияние и сочинение С. Е. Десницкого «Представление о учреждении законодательной, судебной и наказательной власти в Российской Империи».
Официальный текст «Наказа» состоял их 20 тематических глав и 526 статей.
В основе «Наказа» императрицы лежали основные положения теории естественного права. Одна из первых статей провозглашала, что Россия является европейской державой, а самодержавие – единственно пригодная для России форма государства. Роль монарха она видела в создании «фундаментальных» законов, охватывающих все сферы жизни и обеспечивающих правовую защиту населения. Главной целью признавалось создание сословной структуры общества западноевропейского типа путем выработки законодательства о статусе отдельных сословий. Другой важнейшей целью провозглашалось «воспитание» подданных путем просвещения. При этом, в отличие от Петра I, каждый подданный рассматривался не как элемент государственной машины, а как член общества, сознательно исполняющий свой долг.
«Наказ» включал положения о правах отдельных сословий, затрагивал вопросы судопроизводства. В нем впервые в России были сформулированы принцип презумпции невиновности, соразмерности преступления и наказания, необходимости отмены пытки как средства дознания.
В состав Комиссии было избрано свыше 550 депутатов, представлявших все социальные группы, кроме помещичьих крестьян и духовенства. Дискуссии в Комиссии начались с обсуждения действующих законов, затем депутаты приступили к работе над уже подготовленными «частными комиссиями» законопроектами. Но в ходе работы Уложенной комиссии выявился низкий уровень политической культуры большей части депутатов, отсутствие у большинства из них видения проблем общегосударственного значения, и как результат, неспособность к законотворческой деятельности, а также, и это очень важно, глубокие противоречия между отдельными социальными и национальными группами. Осознав бесплодность работы Комиссии, Екатерина в декабре 1768 г. распустила «общее собрание». Однако «частные комиссии» продолжали работать, и подготовленные ими законопроекты были использованы императрицей в ее собственной законотворческой деятельности.
