
- •Аннотация.
- •Часть 1.
- •Часть 1. Антиковедческая увертюра
- •«Истинно классическая часть Одессы»*.
- •Часть 2. Борисфен.
- •Дело за тем, чтобы
- •Часть 3. Одессос и его гавани
- •«Блуждающие» гавани Одессоса, и его «неуловимая» Фиска.
- •Часть 4. Х а д ж и б е й и джинестра
- •Часть 3. «о, времена! о, нравы!»
- •Античные нравы Хаджибея. «Похищение сабинянок»
- •Часть 6. Чары диониса. Мистерии царя скила
- •Часть 7. Одесса, рожденная классицизмом одиссея иосифа де-рибаса
- •Франц де-волан: жизнь по витрувию
- •Вместо эпилога одесса, рожденная одессосом
ЮЖНОУКРАИНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. К.Д.Ушинского
Историко-философский факультет
Андрей
Добролюбский
АРХЕОЛОГИЯ
ОДЕССЫ
Одесса-2012
Памяти мамы –
Марии Гаврииловны Добролюбской-Фукс (1913-1998)
Рекомендовано к изданию как научное монографическое исследование по истории и археологии Украины решением Ученого совета Южноукраинского национального педагогического университета им. К.Д.Ушинского (протокол №___ от ______________2012 г.).
Рецензенты:
Доктор исторических наук, профессор Демин О.Б.
Доктор философских наук, профессор Кавалеров А.И.
Кандидат исторических наук, доцент Немченко И.В.
Аннотация.
В книге освещаются научные обстоятельства открытия в Одессе крупного античного города Борисфена (Гавани Истриан) и его историко-археологического изучения. Город был основан в VII/веке до н.э. и достиг своего наибольшего расцвета, в V-III веках до н.э. Тогда он стал именоваться Одессосом, в честь посещения этого места Одиссеем во времена Гомера. Привлекаются и новые исторические возможности изучения средневековых поселков и гаваней Джинестры и Хаджибея.
Рассматриваются исходные источниковедческие и ментальные подосновы существования здесь античных Борисфена и Одессоса, их культурологические контексты, последствия и плоды, а также их воздействие на ментальность и деятельность основателей Одессы в эпоху классицизма.
Основная идея книги – отображение духовного мира ушедших эпох предыстории Одессы, воссоздание системы представлений и образа жизни, которые, в сущности, и составляют то, что называется «культурным наследием».
ОТ АВТОРА
Часть 1.
АНТИКОВЕДЧЕСКАЯ УВЕРТЮРА
Мусорологическое краеведение
Опыт мусороведческой пушкинистики
Чернолаковая улыбка Судьбы
«Истинно классическая часть Одессы»
Одесская Атлантида
Искушение Гомером, Геродотом и Овидием
Эллины в Северо-Западном Понте
Варвары между Истром и Борисфеном
Часть 2.
БОРИСФЕН
Интуиция профессора Карышковского
Борисфен изначальный
Следы царя Дария у дворца князя Воронцова
Бегство и гибель царя Скила
Под знаком Диоскуров
На весах судьбы Зопириона
Финикийцы и евреи в Северо-Западном Понте
Часть 3.
ОДЕССОС И ЕГО ГАВАНИ
Ключ к тайне античной Одессы.
«Пуп Земли» и «Яйцо Пифона»
Пути в Аид неисповедимы
Одиссей в гостях у Тиресия
Блуждающие гавани Одессоса. Неуловимая Фиска.
Часть 4.
ХАДЖИБЕЙ И ДЖИНЕСТРА
«Свежие» турецкие памятники
Изначальный Хаджибей в документах и легендах
В поисках исчезнувшей Ени-Дуньи
Остатки Хаджибея в свидетельствах очевидцев
Хаджибейский замок в археологических остатках
Хаджибейский поселок в археологических остатках
Загадка Джинестры и Качибея
Еврейские надгробия под стенами Хаджибея
Часть 5.
«O, ВРЕМЕНА! O, НРАВЫ!»
Гарпии и их потусторонние родственники
«Прекраснозадые» каллипиды с «женской болезнью»
Античные нравы Хаджибея. «Похищение сабинянок».
Часть 6.
ЧАРЫ ДИОНИСА.
Мистерии царя Скила.
Часть 7.
ОДЕССА, РОЖДЕННАЯ КЛАССИЦИЗМОМ
Одиссея Иосифа де Рибаса
Жизнь по Витрувию. Франц де Волан.
Вместо эпилога.
ОДЕССА, РОЖДЕННАЯ ОДЕССОСОМ
Литература
ОТ АВТОРА
«…Касаться тайны
и дышать свободой»
Петр Карышковский. Березанские сонеты.
Исторические «судьбы местности, занимаемой Одессой» (выражение профессора Новороссийского университета Ф.К. Бруна) занимают автора этих строк всю его научную жизнь. Так получилось под влиянием моего незабвенного Учителя, профессора Одесского университета Петра Осиповича. Карышковского, которому, на мой взгляд (и вовсе не только на мой), следовало бы присвоить титул «Светлейшего Князя Истории», если бы это было возможно. Действительно, он был очень светлым человеком в науке и заслуживал обращения: «Ваша Светлость». Впрочем, такой титул – «Князь Истории» - французские историки школы «Анналов» посмели присвоить своему соотечественнику Фернану Броделю. Подобная инициатива похвальна и весьма заманчива. Ее очень хотелось бы подхватить и, даже, перехватить. Ученики профессора. Карышковского уже немало для этого сделали. Так, с 1989 года регулярно проводятся научные Чтения «Древнее Причерноморье», посвященные памяти этого великого ученого. С тех пор издано девять выпусков их материалов – случай почти уникальный в историографической практике.
Это книга является очередной данью памяти Петра Осиповича. Ее созданием я обязан очень многим людям, но более всего двоим. Это, естественно, сам П.О.Карышковский, а также мой друг, писатель и историк Одессы Олег Иосифович Губарь – вдохновитель и организатор первых археологических раскопок у Оперного театра в 1995 году, а в дальнейшем мой неизменный ментальный сподвижник. Годом позже нами был открыт и начал изучаться древнейший античный культурный слой у Воронцовского дворца. Так начались археологические раскопки в Одессе и вся связанная с ними общекультурная и научная деятельность.
В результате всей этой деятельности, помимо многочисленных статей в научной и околонаучной прессе, были изданы книги «Борисфен-Хаджибей-Одесса» (2002 г.), «У колыбели Одессы» (2002 г.), «Античная Одесса» (2004 г.), «Предыстория Одессы» (2006 г.) и др. В них, в частности, утверждалось, что найден крупнейший и древнейший в Северном Понте античный центр – «Торжище Борисфенитов», или просто Борисфен. Порт этого центра именовался Гаванью Истриан. По предложенной гипотезе, это торжище было основано в середине VII века до н.э. в виде сначала рыболовецкой выселки на месте теперешнего Приморского бульвара, а затем на Жеваховой горе и в Лузановке. Открытие крупнейшего сакрального центра на Жеваховой горе позволило установить, что, с конца V века до н.э., эти поселки и гавани – истриан и, позднее, иаков (или асиаков) получили общее наименование Одессоса, по его эпонимному святилищу, Одессос являлся античной «протогородской» агломерацией и был топографическим и ономастическим предшественником нынешней Одессы. Его порт в римское время назвался Фиской.
В связи с археологическим обнаружением непосредственного предшественника Одессы Хаджибея приводятся также новые данные о расположении итальянской якорной стоянки Джинестра и о локализации литовско-польского Качибея.
За прошедшие годы эта гипотеза была многократно обнародована в научных изданиях и обсуждалась на авторитетнейших форумах и конференциях историков и антиковедов. Она не подверглась вообще никакой критике в научной печати, и, если и опровергалась, то лишь в устных (преимущественно, кулуарных) выступлениях оппонентов, которые возмущались самой недопустимостью подобной постановки вопроса. И ее совершенной неожиданностью. Они никак не желали признать сам факт существования здесь античного культурного слоя. Однако никакой внятной аргументации высказано не было, кроме «этого не может быть, потому что этого не может быть никогда».
Со своей стороны, автор со своими помощниками продолжал археологические работы в Одессе, которые лишь подтвердили правомочность высказанной гипотезы. Такие же работы оказались продолжены и моими былыми академическими оппонентами Института археологии и Одесского археологического музея НАНУ и подтвердили нашу исходную научную позицию – действительно, здесь был античный город. На Приморском бульваре даже создана музейная экспозиция «под открытым небом». Это лишь означало верификацию и признание имеющихся научных разработок и заключений, что, тем самым, превратило исходную гипотезу в обоснованную и продуктивную научную концепцию, разработка которой таит в себе немалые и весьма привлекательные культурологические перспективы. Я считаю спасение культурного слоя Одессы своей миссией – стараться оберегать его и не давать в обиду, по возможности, ни один черепок. Помимо вероятного продолжения историко-археологического изучения Приморского бульвара, Жеваховой горы и Лузановки возможными последователями – учеными критиками, а также научными «эпигонами» и, хочется надеяться, «диадохами», они заключены в постижении значимости открытого здесь крупнейшего и уникального культового центра на Жеваховой горе, который метафорически назван «Пупом Земли», и может истолковывается как один из «главных входов» в мифологический Аид, где сам Одиссей консультировался с «главным» провидцем античной Греции слепым Тиресием. Масштабность такого открытия еще не осознана до конца. Но это не беда, потомки разберутся.
Наша археологическая деятельность, направленная на изучение Борисфена, Одессоса и Хаджибея, проходила при неизменном и устойчивом противодействии, а также вязкого и активного сопротивления академических структур, прежде всего, Полевого комитета Института археологии НАНУ. Поэтому она неминуемо носила все эти годы «незаконный», с их точки зрения, характер, и, порой, вынужденно приобретала хулиганские и диверсантские формы. Эти формы пребывали, однако, в пределах закона и носили исключительно открытый и публичный характер – «на глазах у изумленной толпы». Такие взаимоотношения с властями подробно описаны в моей книге «Одессея одного археолога» (СПб, 2009). Здесь даже нет смысла их комментировать. Хочется лишь выразить бесконечную благодарность руководству Южноукраинского национального педагогического университета, прежде всего, ректору, академику Алексею Яковлевичу Чебыкину за постоянную твердую поддержку и спасение, в полном смысле этого слова, нашей экспедиции от прокурорского и уголовного преследования, а также всем нашим преподавателям, студентам, магистрам и аспирантам.
Куда приятнее было знать и ощущать столь же неизменную помощь, поддержку и симпатию «широких кругов прогрессивной культурной общественности», независимо от возраста, профессии, занятий и занимаемого положения. Моими самыми активными и неизменными помощниками всегда были историки и археологи, прежде всего, Сергей Гизер, Владимир Носырев и Андрей Красножон, а также Сергей Маевский, Артур Будников, Павел Гибский, Ирина Антипенко, Игорь Любинский, Юрий Слюсарь, Валерий Савелий, Раиса Галяс, Евгения Редина, журналисты, ведущие телеканалов, писатели, Евгений Голубовский, Юрий Селиванов, Мария Гудыма, Олег Владимирский, Анатолий Горбатюк, Марина Жуковская, Феликс Кохрихт, Александр Ляхович, Александр Розенбойм, Наталья Огренич, отец Александр Чумаков и многие другие, которых перечислить невозможно. Отец-настоятель Александр убежден, что занятие археологией – это самая эффективная педагогическая процедура по воспитанию нравственности. Основные лозунги наших студентов «Все наши лопаты – всегда с вами!», «Институт археологии – на мыло!». Моя благодарность им всем не знает границ.
Настоящая книга представляет собой описание, обобщение и истолкование большинства имеющихся сегодня разработок по археологии и предыстории Одессы. Наряду с переизданием, переработкой и дополнением многих очерков, предлагаются новые археологические и историко-культурные сюжеты и соображения, связанные с изменившейся историко-культурной ситуацией в изучении «местности, занимаемой Одессой».
Научная манера преподнесения материала и его изложения сегодня становится едва ли общепринятой. Ее можно назвать «культурно-антропологической». Это методы исследования, разработанные исторической школой «Анналов», или «новой исторической наукой», которая изучает ментальности прошлого и картины мира людей и общественных групп в разные исторические эпохи.