Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Агеева Н.Д. Пособие по социологии.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
2.12 Mб
Скачать

Статьи для дополнительного чтения

Ч. X. Кули: Теория «Зеркального Я»

Чарльз Хортон Кули (1864— 1929) — американский экономист, переориентировавшийся позднее на соци­ологию и социальную психологию. Он считается од­ним из основателей социологии, приобрел известность благодаря работам в области социализации и первич­ных групп. Ему принадлежит создание одной из пер­вых социологических и социально-психологических концепций личности, положившей начало самостоя­тельному направлению в мировой социологии, — ин-теракционизму.

Главная концепция Кули называется теорией «зер­кального Я». Ее истоки восходят к прагматизму, в ча­стности к идеям о «социальном Я» У.Джемса и воззре­ниям Дж.Дьюи.

Окончательное свое завершение концепция Кули получила позже у Дж. Мила. Согласно У.Джемсу, чело­век имеет столько «социальных Я», сколько существу­ет лиц и групп, о мнении которых он заботится. Продолжая идеи Джемса, Кули называл важнейшим при­знаком социального существа способность выделять себя из группы и осознавать свое «я». Происходит это через общение с другими людьми и усвоение их мне­ний о себе.

«Зеркальное Я» (looking-glass self) — это общество, которое служит своеобразным зеркалом. В таком зер­кале мы можем видеть реакции других людей на наше собственное поведение. Наше понятие о самих себе берет начало именно в такой рефлексии. Наблюдая ответы других людей — или воображая, какими они должны быть, т. е. как должны были бы реагировать окружающие на то или иное наше действие, — мы только и способны оценивать самих себя и собствен­ные действия.

Если образ, который мы видим в зеркале или толь­ко воображаем, что видим, благоприятен, наша Я-кон-цепция получает подкрепление, а действия повторяют­ся. А если неблагоприятен, наша Я-концепция пере­сматривается, а поведение изменяется. Мы определены другими людьми и руководствуемся в своем поведе­нии и восприятии подобным определением.

Получая подтверждение нашему представлению о самих себе раз за разом, мы укрепляемся в себе, при­обретая постепенно целостность самого себя. Усваи­ваемые человеком представления о собственном «Я», которые возникают в сознании других людей, Кули называет «представлениями представлений».

Они признаются в качестве социальных факторов и выступают в роли основного предмета социологии. Я-концепция формируется, уточняется и укрепляется день ото дня во взаимодействии людей друг с другом. По тому, как относятся к нему другие, человек может судить, к какому типу людей он принадлежит. Мнение каждого о своих интеллектуальных возможностях, нрав­ственных качествах и физических способностях, о том, какие поступки от него ожидают, возникает в ходе вза­имодействия в организованных группах (первичных и вторичных). Поэтому Кули рассматривает чувство соб­ственной самоопределенности как «зеркальное Я».

Концепция самого себя — по существу, отражение свойств человека такими, какими они воспринимаются в обществе, членом которого он является. Он конст­руирует персонификацию на основе реакций, припи­сываемых другим людям. Если с вами обращаются так, будто вы представляете из себя нечто особенное, вско­ре вы начнете думать о себе как о ком-то выдающемся. Где бы ни жили люди, к какой расе или возрастной группе ни принадлежали, все они очень чувствитель­ны к реакциям других людей. Поэтому они реагируют, на любой сигнал, который мог бы послужить им ори­ентиром.

Человеческое общество, согласно Ч.Кули, основа­но на особого рода коммуникации между теми, кто симпатизирует друг другу. Ключ к пониманию поведе­ния человека лежит в его взаимоотношениях с други­ми людьми. Ни один человек, живущий в психологи­ческом одиночестве, не сохранит надолго те качества, которые делают его человеком.

Только взаимодействие людей, или интеракция, создает общество и формирует личность. В подобных интеракциях люди создают свое «зеркальное Я», кото­рое состоит из трех элементов:

  1. То, что, как мы думаем, видят в нас другие. К при­меру, я думаю, что люди обращают внимание на мою одежду.

  2. То, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что они видят. К примеру, они видят мою одежду, и она им нравится.

  3. То, как мы отвечаем на воспринятую нами реак­цию других людей. Поскольку моя одежда нравит­ся другим, я собираюсь и впредь одеваться так же.

Не существует иных путей, какими бы мы соста­вили мнение о себе — самосознание, самооценку и самочувствие, — за исключением того представления, какое можно себе вообразить, думая о том, как другие представляют себе нас самих. То, что они на самом деле думают, не имеет особого значения. Важнее то, как мы интерпретируем их действия в отношении нас. Они-то и определяют нашу самооценку и наши социальные ценности.

Интеракция протекает главным образом через контакты «лицом к лицу», которые происходят прежде всего в первичных группах, в частности в семье. Имен­но в семье младенец превращается из дикаря в соци­альное существо. Тесные связи с другими людьми поддерживают человека на протяжении всей его жиз­ни, упорядочивая его образ мышления, придавая ему ощущение целенаправленности.

Процесс социализации начинается с того, что ре­бенок научается понимать самого себя как объект по­средством принятия ролей других людей. Ребенок вос­принимает себя реципиентом действия прежде, чем действующим лицом. Замечая, как другие люди отно­сятся к нему, ребенок начинает осознавать свое место внутри культуры и межличностных отношений.

Процесс социализации проходит прежде всего в первичных группах. Термин «первичная группа», вве­денный в социологию Ч.Кули, характеризует общнос­ти, в которых существуют доверительные, «лицом к лицу» контакты и кооперация. Они первичны в нес­кольких смыслах, но главным образом потому, что они играют фундаментальную роль в формировании соци­альной природы и идей человека. Психологический результат интимных (доверительных) связей — соеди­нение людей в некую целостность.

Для описания такой целостности используют мес­тоимение «мы», которое характеризует некоторую сим­патию и взаимную идентификацию людей. Каждый из нас живет с некоторым ощущением целостности, объе­диняющей людей.

Базисом первичной группы служат первичные отношения. Они отличаются следующими особеннос­тями. Индивиды взаимодействуют в них как уникаль­ные и целостные существа.

Уникальность означает, что вопрос, адресованный одному индивиду, не может быть переправлен друго­му. В соответствии с этим первым критерием первич­ных отношений, отношения между продавцом и поку­пателем не могут называться первичными. Ведь они могут переадресовываться: продавец может вступить в контакт с другим или другими покупателями, и на­оборот. Они не уникальны, но взаимозаменимы. Одна­ко ребенок не может заменить свою мать, и наоборот. Они незаменимы и уникальны.

Продавец и покупатель заключают временный контракт и несут друг перед другом ограниченную ответственность. Таковы же и отношения между рабо­чими и работодателем. Но не таковы отношения между мужем и женой: они несут полную ответственность друг перед другом, любовь и семья поглощают их це­ликом, а не частично или временно. Таков второй кри­терий первичных отношений.

В окружающей нас действительности, говорит Кули, первичных отношений меньше, чем вторичных. Они встречаются реже, хотя играют в жизни людей более важную роль.

Первичные отношения более глубокие и интенсив­ные, чем вторичные, они полнее по способам проявле­ний: в интеракции «лицом к лицу» участвуют символы, слова, жесты, чувства, разум, потребности. Семейные отношения глубже, полнее и интенсивнее, чем дело­вые или производственные. Первые называются не­формальными, а вторые — формальными. В формаль­ных отношениях один человек служит средством или целью достижения того, чего нет в неформальных, первичных отношениях.

Там, где люди вместе живут или работают, на ос­нове первичных отношений возникают первичные группы: малые рабочие группы, семья, дружеские ком­пании, игровые группы, соседские сообщества (ком-мьюнити). Они возникают исторически раньше вторич­ных, существовали всегда и существуют сейчас.

Основы социологической теории Ч.Кули изложе­ны им в трилогии «Человеческая природа и социальный порядок» (1902), «Социальная организация» (1909) и «Социальный процесс» (1918).

Вам предстоит еще раз побывать в роли судьи, оценивающего методы воспитания своих родителей, а если брать шире, то процесс социализации в целом. Автор теста Дэвид Льюис обобщил опыт тысяч се­мей прежде, чем составил социологический измеритель.

Ритуал перехода

Во многих обществах границы между различными возрастами отмечаются особой церемонией — ритуа­лом перехода. Он является элементом процесса соци­ализации и символизирует перемещение из одного возрастного статуса в другой. Примером такого риту­ала служит инициация.

Инициация — обряд посвящения подростков во взрослые. У австралийских аборигенов он сводится к длительной изоляции юношей, тренировке в охоте и владении оружием, закалке и воспитанию выносливо­сти, дисциплины и беспрекословного повиновения старшим, соблюдению обычаев, усвоению религиозных норм и обрядов, соблюдению посвятительной тайны.

Непосредственно в день инициации ближайшие родственники юноши — взрослые мужчины — вскры­вают на своих руках вены и мажут кровью тело юноши. Он проходит испытание голодом и болью, чтобы укре­пить силу духа. Первый обряд инициации, связанный с обрезанием, повышает социальный статус юноши и является важнейшим шагом на пути к зрелости. После обрезания ему надевают на голову отличительную по­вязку и дают новое имя. Следующий обряд посвящения связан с подрезанием полового органа. Обряд символи­зирует, что юноша стал полноправным мужчиной. Те­перь он может жениться, принимать участие в совете племени или рода как полноправный член сообщества.

Вопросы к тексту:

  1. Каждый год мы празднуем свой день рождения. Он симво­лизирует переход из одного возраста в другой. Можно ли день рождения отнести к ритуалам перехода?

  2. Переход из одного возраста в другой часто регистрирует­ся при помощи официальных документов. Они могут быть частью ритуала перехода. Выполняют ли подобную функцию следующие документы: свидетельство о рожде­нии, аттестат зрелости, свидетельство о бракосочетании, паспорт, военный билет?

Т. Шибутани Поведение и контроль

Диапазон свободы действий любого члена социаль­ной группы жестко ограничен и контролируется обще­ством. Слово «социальный контроль» не всегда правильно понимают. Обычно термин «контроль» ассоци­ируется у нас с применением силы. Но физический контроль — лишь небольшая часть общей картины. Людей рассматривают в качестве объекта социально­го контроля прежде всего потому, что они не свободны поступать так, как им заблагорассудится.

Участвуя в коллективных действиях, каждый чело­век должен постоянно приспосабливаться к требова­ниям окружающих. Он вынужден подавлять некоторые свои импульсы или направлять их по другим каналам. Эти каналы предопределены обязанностями. Люди интуитивно чувствуют, что наиболее пристойно, и про­сто исполняют свои обязанности. Социальные санкции настоятельно необходимы лишь тогда, когда проходят обучение новички. Социальный контроль связан с сох­ранением поведения в рамках групповых экспектаций (ожиданий) и основан на согласии.

Подтекст социологического подхода к изучению человеческого поведения заключается в том, что люди редко бывают изолированы и редко действуют как не­зависимые агенты. Дыхание — это, пожалуй, наименее детерминированный волей процесс, но даже оно оказы­вается объектом социального контроля. Человек умыш­ленно сдерживает одышку, если не хочет показаться слабым, или намеренно вздыхает, чтобы выразить огор­чение. Он часто делает то, чего ему вовсе не хочется.

Контроль необязательно включает насилие; по­скольку люди участвуют в группах, на их действия налагаются различные ограничения.

Источник: Шибутани Т. Социальная психология. М., 1968г.