Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Левин Григорий - Философские категории в соврем...rtf
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
204.88 Кб
Скачать

Субстанция и акциденция

Эти категории в современном дискурсе практически не употребляются. Но философы иногда ими кокетничают. Поэтому стоит сказать о них несколько слов.

Вещественные имена существительные в грамматике – это имена, обозначающие однородные делимые массы. С этой точки зрения, «субстанция» и «материя» – вещественные имена существительные. Но если «материя» выступает в паре с «формой», то «субстанция» – в паре с «акциденцией». Понятие «материя» возникло в процессе разложения предметов на части, части этих частей и т. д. Движение к понятию «субстанция» началось с естественного, почти детского вопроса, который мы, взрослые, отметаем: к чему крепятся в вещах их признаки, акциденции: цвета, формы, твердости и т. п. Представлялось очевидным, что предмет – это не простой набор признаков. Должно существовать нечто, чему они присущи – substantia – подлежащее, лежащее под акциденциями, в основе акциденций. Это чисто умозрительное рассуждение и породило представление о субстанции. В его границах акциденции понимались как находящиеся вне субстанции. Возникает естественный вопрос: а сама субстанция обладает внутренне присущими ей признаками, или она так же лишена их, как и первоматерия – формы? На этот вопрос отвечают по‑разному.

Одни мыслители наделяют субстанцию предмета внутренне присущими ей признаками. Они называли их атрибутами, а те признаки предмета, которые не являются атрибутами, т. е. не входят во внутреннее содержание субстанции, – модусами. Те философы, которые понимают субстанцию, по аналогии с первоматерией, как лишенную внутренне присущих ей определенностей, делят акциденции на неотделимые и отделимые от субстанции; первые также называют атрибутами, вторые – модусами.

Еще один вопрос: может ли субстанция существовать самостоятельно? Если понимать ее как субстрат, из которого образованы предметы и которая является носителем акциденций, то наделять ее самостоятельным существованием в пространстве и времени так же неверно, как и акциденции. Поэтому, когда утверждают, что субстанция существует самостоятельно, ее понимают еще в одном смысле – как индивидуальный предмет.

Модусы иногда также трактуют не как признаки предметов, а как сами предметы. В общем, хотя эти термины вышли из употребления, вопрос, чем предмет, обладающий свойствами, отличается от набора этих свойств, по‑прежнему остается нерешенным.

Часть III. Категории – предельные продукты обобщения Глава 6. Объект, предмет, признак Объект

Это самое общее понятие. В его объем включают все, что существует: универсум – это объект, папиллярный узор на подушечке моего пальца – тоже объект. А можно ли назвать объектом то, чего не только не существует, но и не может существовать: кентавра, вечный двигатель, абсолютно черное тело и т. д.? Я предлагаю сделать это. Воображаемые объекты играют в познании не менее фундаментальную роль, чем реальные. Например, вечный двигатель участвует в формулировке второго начала термодинамики. Поэтому договоримся: воображаемые объекты – это тоже объекты. Иначе придется утверждать, что чистая теория никаких объектов не описывает.

Итак, объект – это все, на что может быть направлена мысль, «все, что может быть названо»1. «Объект» – понятие очень удобное в самом начале исследования. Еще не зная, о чем идет речь, мы уже знаем, что это объект.

Определение объекта как того, на что может быть направлена мысль, – гносеологическое. Объект характеризуется через отношение к познанию и, следовательно, к субъекту.

Термин «объект» выступает здесь в паре с термином «субъект». Это порождает утверждение, что без субъекта нет объекта, что объект существует только тогда, когда существует субъект. Это верно, если объект понимать как то, что реально отражается органами чувств реально существующего субъекта. Но в нашем определении речь идет о другом: объектом называется то, на что может быть направлена мысль, но не обязательно направлена. Так что ничего субъективно‑идеалистического в этом понятии нет.

Важно различать понятие, обозначаемое термином «объект», и сам термин «объект». То, что в современной литературе называют объектом, Аристотель называл сущностью и различал первые и вторые сущности. В этом же смысле нередко употребляют и термин «явление» («явление объективной действительности»), а также термины «предмет» и «вещь». В ряде контекстов в этом смысле употребляют термин «нечто». Речь пойдет не о термине «объект», а о том, что мы условились им обозначать.