Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Sots_psikhologia_K1.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
4.08 Mб
Скачать

1.3. Поведение и деятельность как проявления индивидуальной и социальной активности

Опираясь на возможность разнообразных вариантов методологических "исходных", а также учитывая не столько научное, сколько практическое созвучие двух дисциплин, автор данной книги "отправной точкой" и "центральным феноменом" в анализе взаимосвязи и взаимопроникнутости социальной и экономической психологии избирает понятия поведение и деятельность, выявив и обозначив их созвучия, взаимопереходы и взаимопроникнутость.

Здесь стоит напомнить читателю тот момент, что предметом экономической психологии, как и социальной, может выступать поведение. Важно то, что данное обстоятельство связано с зарубежными экономикой и психологией. Во-первых, с традиционным психологическим направлением бихевиоризм, которое в начале 20-го века разрабатывали американские ученые. В «Словаре американского культурного наследия» дано такое определение бихевиоризма: психологическая школа, считающая, что объективно наблюдаемое на уровне организма поведение составляет сущность или исключительную научную основу психологических данных и исследований, и подчеркивающая роль окружения в качестве детерминанты поведения человека и животных (158, с.61). Человек заметно ограничивался в своей личностной основе, становясь как бы своего рода «игрушкой» внешних сил, сориентированных на его основные потребности. «Концепция личности не должна занимать сколько-нибудь важное место в анализе поведения», - писал Б.Скиннер (цит. по 216, с.299). Для российского самосознания приятно отметить, что Б.Скиннер признавал «наш вклад» в развитие бихевиоризма: «Когда Павлов показал, как в результате дрессировки могут быть образованы новые рефлексы, родилась окончательно оформившаяся психология стимула – отклика, в рамках которой все поведение рассматривалось в качестве реакций на стимулы. Один из авторов выразил это таким образом: «Мы идем по жизни, подгоняемые тычками и хлыстом» (8, с.40).

Скорее всего, именно подверженность индивида окружающим экономическим факторам, пассивность личности перед их манипулирующим влиянием стала детерминантой взглядов значительного числа экономистов Запада. Поэтому вторым значимым для экономической психологии обстоятельством стало проникновение методологии бихевиоризма в исследования ученых. В зарубежной экономической науке, опираясь на основную идею бихевиористов – изучать можно только реальное поведение и его внешние детерминанты – оформилось особое направление «бихевиоральная» или «поведенческая» экономика. Изучая экономическую среду, бихевиоризм настраивал людей на контроль за внешними обстоятельствами и их изменение, что по Скиннеру составляло истинную основу свободы (там же, с.303).

Названные подходы предопределили, на наш взгляд, использование данного понятия и в отечественных науках, направленных на экономический анализ, и мы в своей книге в основном идем по этому пути. Дело в том, что поведение – это прежде всего вид особой активности индивидуального субъекта. Можно применять этот термин по отношению к группе или каким-то другим «социальным субъектам», и в данном случае это будет означать, что в каком-то сообществе людей, индивиды, его составляющие, имеют сходные, близкие и даже одинаковые характеристики поведения. Например, сочетание «экономическое поведение этнической группы» может показывать разные его ипостаси в зависимости от конкретных критериев: сферы труда, потребления, распределения и т.п.

Обращаясь к уже установившемуся в ряде социальных дисциплин в качестве предмета исследования понятию социальное и (или) «экономическое поведение», целесообразно соотнести его с широко распространенной преимущественно в отечественной психологии категорией «деятельности». Обе категории зачастую используются в психологии как термины, поясняющие формы человеческой активности, причем данные реалии по многим взглядам носят разноуровневый характер: поведение в отечественных исследованиях чаще выступало как более примитивная, упрощенная форма активности, свойственная и человеку, и животным. Хотя к человеку и «элите» животного мира больше подходило определенным образом дифференцированное понятие – целенаправленное поведение. П. К. Анохин – известный отечественный физиолог, психолог и философ, анализируя введенное И. П. Павловым понятие «рефлекс цели» пишет: «... вся наша жизнь состоит из непрерывной цепи формирующихся целей и их достижений. Такие цели могут быть большими, малыми, а иногда и просто пустяковыми, однако, только поставив перед собой такую цель, человек может в дальнейшем формировать гармоническое, а не хаотическое поведение. Сомнительно, чтобы вообще можно было представить себе какой-либо поведенческий акт человека или даже высших животных, который мог бы реализовываться без предварительного формирования самой цели или намерения к совершению данного действия» (13,с.292-293). Названные выше «укрупненные элементы» экономического поведения в полной мере соответствуют сути явления, описанного П. К. Анохиным, поскольку и в производстве и в распределении и в обмене и т.д. всегда наблюдается целенаправленность.

Но разработка универсальных принципов поведения, осуществляющаяся в биологических науках и в отраслях психологии типа бихевиоризма, далеко не всегда удовлетворяла ученых, в том числе и психологов. В частности, уже цитированный американский психолог М.Коул, отмечал: «…многие из не согласных с утверждениями общей психологии об универсальных принципах поведения, полагали, что психологический анализ должен начинаться с анализа повседневной деятельности людей, а не с установления абстрактных принципов для проверки их в экспериментах» (101, с.47). Несложно понять, что данное высказывание ученого «льет воду на мельницу» социальной и экономической психологии, рассматриваемых и в качестве науки и в качестве «повседневных» массовидных психических явлений.

В своих исследованиях по экономической психологии использует оба термина В.П.Позняков. Он своеобразно рассматривает соотношение понятий экономические поведение и деятельность, а также трудовая деятельность. «Под экономической деятельностью мы понимаем деятельность по производству товаров и услуг, основанную на распоряжении ресурсами (материальными, финансовыми, трудовыми) и направленную на получение дохода (прибыли). По своему содержанию оно несколько уже понятия «экономическое поведение», которое характеризует более широкий круг проявлений активности субъектов, связанной с распоряжением ограниченными ресурсами и включенной в экономические отношения не только производства и обмена, но также распределения, сбережения и потребления. Основное отличие понятия «экономическая деятельность» от понятия «трудовая деятельность» состоит в том, что активность субъекта рассматривается в первом случае преимущественно в ее экономическом аспекте как соотношение затрат и результатов в условиях обмена деятельностями, тогда как понятия «трудовая деятельность», «профессиональная деятельность» характеризуют, в первую очередь, процесс преобразования субъектом труда его объекта, производство определенных продуктов и реализацию конкретных профессиональных функций» (149, с.198).

Наличие разных подходов в анализе соотнесенности категорий «поведение» и «деятельность» в разных психофизиологических дисциплинах требует уточнения критериев их дифференциации. В связи с последним, «нащупывая» возможный взаимопереход поведения и деятельности, обратимся к дефиниции понятия деятельность. Деятельность - это целенаправленная активность индивида и группы, приносящая социально и (или) личностно значимые результаты. Деятельность является одной из форм активности живого мира, кульминационным ее проявлением, поскольку характерна лишь для высших животных (в примитивной форме) и человека и направлена в основном на познание и преобразование внешнего мира и самого субъекта деятельности (будь то личность или группа). Активность субстанционально заложена в психике индивида, а конкретная деятельность выступает в качестве "сценария", матрицы, по которой она разворачивается. Причем каждый такой сценарий можно постигать как в индивидуальном, так и в социальном контексте, т.е. каким образом осуществляется деятельность, субъектом которой является или индивид или группа. Возможен и совмещенный вариант рассмотрения. Но в любом случае концепция деятельности в психологии предстает как интерпретация целей и смысла человеческой активности, индивидуальных и коллективных механизмов ее реализации и ее влияния на развитие индивида и группы. Признавая приоритет трудовой деятельности в становлении и развитии человека и общества, мы все же не склонны умалять значение как обобщенных (игра, учение), так и более конкретных (спортивная, художественная, музыкальная и т.п.) видов деятельности. Существование человека и общества делает систематизированным, содержательным, многоаспектным и творческим именно наличие разнообразных деятельностей.

В психологическом плане существует ряд признаков, совокупности которых должна соответствовать любая человеческая (и иная) активность, чтобы признать ее деятельностью. Известный отечественный психолог Е. А. Климов относит к таким признакам следующие:

  1. Процесс действий (их совокупность, последовательность).

  2. Сознательно направлен в целом на приспособление к требованиям среды и (или) некоторое преобразование ее.

  3. Имеет значение для существования и развития человека и (или) общества (92, с.197).

Если все три признака присущи тому или иному предлагаемому для рассмотрения явлению, то его можно назвать деятельностью, вернее, фрагментом, отрезком деятельности (поскольку деятельность есть более или менее непрерывный процесс). Если хотя бы один признак не подходит, то это не деятельность (или ее отрезок), а что-то другое.

Вместе с тем, во многих социальных сферах, а тем более в экономической деятельности должна быть, на наш взгляд, сильна позиция, суть которой в том, что деятельность отдельного человека – это всего лишь «порождение» совместной деятельности, ее взаимоувязанный с другими «элемент». Таким подходом в отечественной науке известен философ Г.П.Щедровицкий. «Индивидуальная деятельность возникает из условия воспроизводства деятельности в формах фиксации ее в нормах культуры и т.д. Деятельность осуществляют все вместе, сообща, а вот учиться деятельности приходится каждому в одиночку. Поэтому коллективная, принципиально структурированная деятельность получает отображение (в своих фрагментах) в нормировании, в системе культуры, и именно это вкладывается в индивида» (231, с.345; подчеркнуто мной: А.К.).

В одной из работ исследователей из института психологии РАН экономическое поведение определяется как поведение людей, в котором имеют место принятие экономических решений, а также детерминанты и последствия экономических решений. Ориентированные на будущие результаты решения характерны и для деятельности, и в некоторых случаях рациональней использовать это сочетание. Например, принятие решений о производстве инновационных продуктов и их продвижении в практику лучше интерпретировать как деятельность. Одним из отличий категорий поведение и деятельность может быть более высокая абстрактность, «невнимание» к личностным аспектам со стороны последней. «Поток» деятельности, которую осуществляют организационные структуры разных предназначений (производство стиральных машин, телевизоров, автомобилей и т.п.), не только включает в себя «роботизированные», «автоматизированные», «компьютизированные» элементы, но также может требовать от человека строго стандартизированного поведения, не выходящего за определенные рамки. Порой сознательность, ответственность и разумность человека в такой деятельности в том и заключается, чтобы осознать себя в качестве «винтика» или «гаечки» и направить свою волю и рациональные мотивы на выполнение нудных, но нужных предписаний и ограничений. Вариант: «свобода есть осознанная необходимость» требует в первую очередь такого индивидуализированного участия в сложных деятельностях.

Даже краткий анализ показывает, насколько многообразными могут быть критерии, «разводящие» понятия «поведение» и «деятельность». И каждый из критериев открывает какой-то свой нюанс вопроса. Мы же считаем, что различение понятий можно и нужно осуществлять, опираясь на структурные особенности поведения и деятельности, что мы сделаем чуть ниже по тексту.