Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Sots_psikhologia_K1.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
4.08 Mб
Скачать

5.9. Слагаемые и проблемы коммуникативных качеств личности

Первородную суть латинского слова "communico" можно интерпретировать как "делаю общим", "связываю", "общаюсь". Именно к этому слову нисходят понятия коммуна (община), коммунизм, коммуникабельный и т.д. В содержании слова - первоосновы ясно вычленяется его суть: установление связи, контактов и их поддержание. Отсюда и определение понятия коммуникативные качества личности - это свойства и особенности человека, способствующие успешному установлению контактов и связи с другими людьми, их поддержанию и развитию, а также преодолению возникающих в общении разногласий и противоречий.

Коммуникативные качества - это чаще всего не какие-то уникальные исключительные параметры личности, а многие обычные ее проявления, ориентированные на других людей. Последнее означает, что истинно коммуникабельный индивид (коммуникабельный -склонный, способный к коммуникации) стремится предстать перед другими "в своем лучшем варианте", в наиболее приемлемом для других виде, в то время как личность со слабыми коммуникативными качествами не имеет таких стремлений и склонностей.

В целом же коммуникативные качества всегда имеют минимум три аспекта: во-первых, способность правильно воспринять и понять других людей; во-вторых, сформированную готовность к приему чувств и влияний партнеров по общению; в-третьих, умение так выразить свои мысли и переживания, так "подать себя", чтобы это вызвало адекватные внутренние и внешние реакции взаимодействующих лиц.

С появлением психологических теорий наблюдались разные попытки объяснения стремления к контактированию одних «особей» с другими, будь то люди, животные или птицы. Этологи считают, что в основе привязанности людей друг к другу лежат универсальные зоосоциальные потребности, о которых, к примеру, свидетельствует возможность выработки у собак инструментальных условных рефлексов, подкрепляемых только лаской и одобрением. К аналогичной теории примыкают взгляды, согласно которым стремление к контактам с другими в животном мире прошло следующую эволюцию: "забота о своем детеныше - забота о детенышах всей группы - забота о взрослых членах группы». Например, северные птицы гаги осуществляют объединение птенцов из двух-трех выводков в группу под контролем одной или нескольких самок-матерей с участием помощников – «тетушек» - не размножающихся молодых самок. Такие группы получили название «детских яслей». Более того, этологи обнаружили, что серебристые чайки или морские котики в своей жизнедеятельности создают специфические социальные структуры – «клубы». В клубах собирается на облюбованных территориях значительное число птиц и морских животных. Как считают ученые, единственная до сих пор известная функция клубов – непосредственное общение (см.146, с.143, 141-142).

Генетики, которые, как уже говорилось, утверждают, что разные аспекты психики человека определяются генотипом человека в неодинаковой степени, отводят его роли в общительности людей всего лишь на 10% (197, с.216). Это говорит о том, что коммуникативные потенциалы человека заданы не столько внутренней, сколько внешней средой. Данный момент хорошо выражен на схеме, которую мы продемонстрировали в начале разговора о личности.

Обращали внимание на сущность коммуникативных потенциалов и творцы теории о бессознательном. 3. Фрейд считал потребность в социальном контакте вторичным следствием ранней сексуальности (первично человеку необходим партнер для удовлетворения полового инстинкта).

В концепции К. Юнга о коллективном бессознательном также обнаруживаются филогенетические истоки коммуникативных качеств человека. В частности, к таковым относится так называемый феномен синхроничности. Он проявляется в том, что психологические архетипы имеют тенденцию локализоваться не только в отдельной личности, но и воздействовать на ее ближайшее окружение "через подпороговое восприятие мельчайших признаков данного аффекта" (243, с.95). К примеру, эмоциональные (пусть и неосознанные) переживания страха, радости, угрызений совести, по Юнгу, могут вызвать параллельное проявление таких же психических реакций и у другого партнера, который склонен приписывать эти чувства самому себе.

Отечественные физиологи и психологи П.В. Симонов, П.М. Ершов и Ю.П. Вяземский видят филогенетические корни потребности "для других", лежащей в основе сопереживания в феномене эмоционального резонанса. Последний, по их мнению, присущ некоторым животным, которые весьма чувствительны к голосовым и двигательным реакциям, свидетельствующим о состоянии других особей (см.174, с.34). Феномен эмоционального резонанса у человека трансформируется в способность постижения внутреннего состояния другого человека путем его отождествления с собственным эмоциональным опытом. Вместе с тем эмоциональный резонанс, по-видимому, невозможен без наличия интеллектуального интереса человека к внутреннему миру другого, или по крайней мере к его сообщениям.