Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Sots_psikhologia_K1.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
4.08 Mб
Скачать

I. Производственно-экономическая:

материальная обеспеченность;

содержание и результаты самого труда;

благоприятные и безопасные условия труда, возможность раскрыть свои лучшие потенциалы;

высокая оценка со стороны коллег и руководства;

добрые взаимоотношения с товарищами по работе.

II. Семья и воспитание детей:

любовь к супруге и детям;

понимание необходимости, значимости "продолжения рода";

стремление воспитать дочек работящими, интересными, по­рядочными людьми, "настоящими хозяйками";

ощущение комфортности и согласия в семье;

разнообразие вариантов семейного отдыха;

III. Дача:

любовь к земледельческому труду;

стремление к эффективному виду отдыха;

желание порадовать родных и знакомых различными лакомствами в летний период;

стремление обеспечить семью запасами продуктов "на зиму";

IV. "Коммерческая":

возможность пополнить бюджет семьи за счет продажи продукции и товаров;

желание принести пользу людям плодами своего труда;

возможность проявить себя в специфической роли, необычном амплуа;

V. Общественно-политическая:

стремление "не быть пешкой" в управлении коллективом и в общественной жизни;

стремление добиваться, чтобы к власти приходили порядочные люди;

понимание необходимости борьбы за чистоту природы, экономические установки;

членство в политическом объединении;

выражение своих национальных чувств и взглядов;

VI. Рыбалка:

радость от оригинального и увлекательного вида отдыха;

интересное общение с партнерами на рыбалке;

возможность пополнить и разнообразить рацион питания семьи;

возможность "расслабиться", "снять все стрессы" в неформальной обстановке, с принятием алкогольных напитков и т.п.

Таким образом, даже неполное перечисление конкретных деятельностей, которыми занят индивид N (он также коллекционер, автомобилист, любящий сын и т.п.) и активизирующих данные деятельности мотивов (перечень также неполный, если судить по приведенным ранее 12-ти мотивам трудовой деятельности) показывает весьма неординарный характер процесса мотивации человека. Психике "предстоит" иерархизировать систему жизнеобеспечивающих деятельностей и занятий, проранжировать (установить по рангу) мотивы, их реализующие, сверить, сопоставить, скорректировать внутренние побуждения и т.д. и т.п.. Многосторонность и замысловатость психологической направленности делает проблематичным адекватное познание совокупности потребностей, интересов установок конкретного человека, как и непосредственное, тем более не допускает авторитарное, воздействие на мотивационную сферу личности. Кроме того, сама личность может, и вернее всего будет, возмущаться не­санкционированным вмешательством в ее внутренний мир.

В связи с последними обстоятельствами, мы считаем что для социально-психологического обеспечения жизнедеятельности индивида и общества необходимо не столько детальное изучение социальных мотивов личности, сколько основанное на общих принципах построения мотивационной сферы человека создание, налаживание таких внешних условий жизни и труда, которые максимально способствуют самореализации и самовыражению личности. Рассматривая шире именно они ложатся в основу обеспечения возможностей для эффективной персонифицированной деятельности по оптимальному для личности числу направлений человеческой активности. Знание мотивов и направленности - это только инструмент, а отнюдь не цель организаторов различных деятельностей, и в первую очередь производственно-экономической и общественно-политической.

Вместе с тем сама личность не может и не должна быть пассивным потребителем создаваемых условий. Уход человека от поиска путей улучшения и гуманизации жизнедеятельности самого себя и других, от приближения перспектив социального прогресса, его созерцательное, бездеятельное отношение к окружающему миру свидетельствует о застое личности, если не о ее деградации. Еще раз обратимся к И. Тукубоку:

"Пусть будет

То, что будет!"

Таким

Я стал теперь.

И это страшно мне..."

Отсутствие каких-либо идеалов, ценностей, высших потребностей, разочарование в людях и т.д. – все это неминуемо ведет к деградации личности.

В свете некоторых примеров и положений, приведенных выше, говоря о мотивации человека, нельзя не сказать о связи побуждений личности с ее моральными установками. Весьма значимо достигнуть их единства и взаимопроникнутости. Это происходит тогда, когда материальные, в том числе и экономические нужды, желания, влечения, интересы "преломляются" личностью через призму нравственных норм и в таком виде становятся руководством к действию. Ведь что значит сказать о человеке -он честен? Это показывает прежде всего, что человек не испытывает потребность в чужом, не привык жить за счет других. У порядочного человека нет желаний, стремлений строить свое счастье, свою карьеру на несчастье и унижении товарищей по учебе и труду. Скромность - это прежде всего воспитанная потребность ставить интересы, помыслы других людей не ниже своих, считать их не хуже собственных и т.п.

Говоря о конкретном содержании мотивов деятельности, мы тем самым так или иначе затрагиваем вопрос о нравственном значении побуждений человека. Причем моральность мотивационной сферы заключается не в том, что человек отказывается от личных потребностей, интересов, замыслов, перспектив, а в том, что достижение собственных, возможно, даже эгоистичных целей, он не собирается и не будет осуществлять за счет других людей, их трудностей и горестей, не будет делать их "средствами" и "инструментами" достижения своих интересов. Он будет добиваться исполнения желаний самостоятельно, за счет собственного ума, собственного труда, собственных усилий, собственных страданий. И такую моральность мотивов в человеке желательно культивировать независимо от его возраста.

Нравственная регуляция человеком своих поступков требует подкрепления моральных механизмов поведения развитыми волевыми характеристиками, способностью управлять собой. Социальное поведение личности, преодоление ею своих негативных эгоистических качеств невозможны без дисциплинированности, настойчивости, решительности, ясности жизненных целей, умений бороться с трудностями. Но нередко за правильными словами о предоставлении личности всяческих свобод данные аспекты забываются. Нам кажется, что сейчас также актуальна когда-то давно прозвучавшая мысль Ф.М. Достоевского: "В нынешнем обществе полагают свободу в разнузданности, тогда как настоящая свобода - лишь в одолении себя и воли своей, так чтобы под конец достигнуть такого нравственного состояния, чтобы всегда, во всякий момент быть самому себе настоящим хозяином. А разнузданность желаний ведет лишь к рабству вашему" (57, с. 376).

Характеризуя потенциалы нравственной деградации, отвлечемся на литературный пример. В работе научно-учебного плана, возможно, он будет не к месту, но автору хочется показать возможные "мерзостные " перипетии психологии людей, насквозь пропитанных стремлением к удовлетворению своих потребностей любыми, даже аморальными путями и средствами.

М.М. Зощенко в своей книге "Повесть о разум" рассказывает о поэте, который в стабильные дореволюционные годы писал романтические возвышенные строки:

Как девы в горький час измен

Цветы хранили грустный вид,

И, словно слезы, капли пены

Текли с их матовых ланит.

В годы революции и НЭПа, позволивших раскрыть низменные чувства, человек сразу стал хищником: "и торгует всяк собой..., я -талантом и душой". Цинизмом, пропастью человеческого падения, ярким свидетельством недавних притворности и ханжества наполнено его стихотворение "Моление о пище ": Пищи сладкой, пищи вкусной Даруй мне, судьба моя,, И любой поступок гнусный Совершу за пищу я. В сердце чистое нагажу, Крылья мыслям отстригу. Совершу грабеж и кражу, Пятки вылижу врагу.

Вскоре этот поэт стал нищим: стоял на углу Литейного проспекта в Санкт-Петербурге и кланялся. Когда Зощенко дал ему все, что у него было, он стал целовать ему руки. На мысль об унижении, он ответил примерно так: "Унизительно не жрать. Унизительно околеть раньше положенного срока. Все остальное - не унизительно ". Подобные отвратительные метаморфозы людей - рабов собственных вожделений вполне возможны и в современной обстановке.

Выше мы говорили об изъянах, которые хочешь – не хочешь возникают в психологии людей обедневших, потерявших материальный фундамент собственной жизни. Вместе с тем психология социальных групп, которые в силу ряда причин улучшили свое положение или повысили уверенность в своих перспективах, также претерпевает изменения, адаптируется к во многом беспорядочной рыночной экономике. Свое реальное воплощение эта психология нередко получает в следующих житейских установках и привычках:

Желание достичь материального достатка любыми средствами и способами (даже за счет нарушения общепризнанных элементарных норм жизни).

Тяготение к высоким должностям и внешним атрибутам славы без приложения адекватных усилий, старания, самосовершенствования.

Надежда на везение, счастливый случай (типа получения приза в телепередаче "Поле чудес").

Безусловное признание принципа "ты - мне, я - тебе" и растранжиривание общественной собственности.

Стремление оправдывать собственные ошибки и недостатки прежде всего и более всего внешними обстоятельствами, происками врагов и недругов (механизм, "проекции").

Склонность к зависти, к сплетням, к распространению ложных слухов.

Лицемерие и услужливость по отношению к должностным лицам, от которых зависимы, которым подчинены при одновременном манкировании зависимых людей.

Проявления мещанства и вульгарности, хвастовства, излишества в употреблении спиртных напитков.

Читатель видит, что использованы больше "черные краски" при описании отдельных особенностей объективно мятущейся психологии современных людей, но все же это сделано сознательно. Жизнь доказала, что гораздо полезнее, сделав отправной точкой "свинцовые мерзости жизни", постепенно идти к их преодолению, чем перекрасив повседневность и обыденность в "розовый" цвет, затем столкнуть человека в грязь. Именно по такому фальшивому принципу часто срабатывала наша идеологическая система, а вслед за ней и наше воспитание. Психологические издержки подобной со­циальной практики предстоит преодолевать еще долгое и долгое время.