Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Sots_psikhologia_K1.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
4.08 Mб
Скачать
  • О важных особенностях людей

«По своей природе люди близки друг к другу; по своим привычкам люди далеки друг от друга».

«Глупец жалуется, что люди плохо знают его, а мудрец, - наоборот, - что он не знает людей».

Строить правильно отношения труднее всего с женщинами и низкими людьми. Если приблизишь их к себе – они станут развязанными, если удалишь от себя – возненавидят.

«Есть ли одно такое слово, руководствуясь которым можно было бы прожить всю жизнь? – спросили у Конфуция. – Да, есть. Это – снисходительность».

«Благородные живут в согласии с другими людьми, но не следуют за ними, низкие следуют за другими людьми, но не живут с ними в согласии».

«Благородный муж держит себя строго, но не устраивает споров с людьми, он умеет быть в согласии со всеми, но не вступает ни с кем в сговор».

«Пять качеств говорят о человеколюбии: почтительность, обходительность, правдивость, сметливость, доброта. Если человек почтителен, то его не презирают. Если человек обходителен, то его поддерживают. Если человек правдив, то ему доверяют. Если человек сметлив, он добивается успехов. Если человек добр, он может использовать других».

К молодым людям нельзя относиться свысока. Очень может быть, что повзрослев, они станут выдающимися мужами. Только тот, кто ничего не достиг, дожив до сорока или пятидесяти лет, не заслуживает уважения.

  • О практике самосовершенствования

«Учить и с каждым днем совершенствоваться не так же ли приятно, как встретиться с другом, пришедшим из далеких стран?»

«Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания».

«Если совершенствуешь себя, то разве будет трудно управлять государством? Если не можешь усовершенствовать себя, то как же сможешь усовершенствовать других людей?».

«Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок».

«Благородный муж движется вверх, низкий человек движется вниз».

«Благородный муж беспокоится о том, что не обладает способностями, но не беспокоится о том, что люди не узнают о нем».

«Учиться и не размышлять – напрасно терять время, размышлять и не учиться – губительно».

«Те, кто обладают врожденными знаниями, стоят выше всех. За ними следуют те, кто приобретают знания благодаря учению. Далее следуют те, кто приступают к учению, встретившись с трудностями. Те же, кто, встретившись с трудностями, не учатся, – стоят ниже всех».

«Как можно в шести фразах сказать о шести пороках? Любить человеколюбие и не любить учиться. Порок в том, что это ведет к тупости. Любить мудрость и не любить учиться. Порок в том, что это ведет к тому, что человек разбрасывается. Любить правдивость и не любить учиться. Порок в том, что это ведет к нанесению ущерба самому себе. Любить прямоту и не любить учиться. Порок в том, что это ведет к грубости. Любить мужество и не любить учиться. Порок в том, что это ведет к смутьянству. Любить твердость и не любить учиться. Порок в том, что это ведет к сумасбродству».

Значение приведенных выше нравственных канонов и заповедей в ряде азиатских стран сказывалось, прежде всего, в том, что правители разных эпох заботились, чтобы конфуцианские нормы и ценностные ориентиры стали общепризнанными, превратились в символ «истинно восточного». Традиции, заложенные в наставлениях Конфуция, становились практической основой всех видов социализации, в том числе и хозяйственной. К примеру, с первых шагов жизни каждый адепт конфуцианских заповедей в быту, в обращении с людьми, в исполнении важнейших семейных и общественных обрядов и ритуалов действовал так, как это было санкционировано конфуцианскими традициями. И даже если со временем субъект данных традиций китаец был вынужден в чем-то изменить образ жизни, осваивал иные традиции и становился, например, даосом, буддистом, даже христианином – все равно, пусть не в убеждениях, но в поведении, в обычаях, в манере мышления и речи, а так же во многом другом, часто подсознательно, он оставался конфуцианцем.

В целом можно сказать, что конфуцианство заметно окрасило в свои тона всю национальную культуру азиатских стран, национальный характер значительной части их населения. Оно сумело стать извечно востребованным, причем эта его востребованность претерпела лишь незначительные изменения. Можно и сегодня найти у приверженцев конфуцианской религии воспитанные ею черты «восточного» характера:

  • социальная дисциплина в сочетании с умением в случае нужды довольствоваться малым и не роптать,

  • трудолюбие и любовь к знаниям, к постижению нового и умению использовать это новое во имя упрочения устоявшегося старого,

  • постоянный импульс к самоусовершенствованию и соревновательности в стремлении занять более высокое по сравнению с другими положение,

  • крепость социально-семейных связей, перерастающая в прочность связей деловых в современном мире и т.п.

Нет сомнения в том, что понимание таких особенностей субъекта конфуцианского мышления и поведения необходимо не только для успешного взаимодействия с ним, но для обдуманного заимствования лучших сторон его этики и психологии.

Резюме

В свою очередь она отмечает как минимум три ветви этнопсихологии: «психологическая антропология», сравнительно-культурная (или кросс-культурная) психология и психология межэтнических отношений. Каждая из дисциплин по-своему связана с психологическими отраслями.

Психологическая антропология только использует психологические понятия и методы, следовательно, связана с ней косвенно. Сравнительно-культурные исследования проводятся в рамках разных отраслей психологии: общая психология, индустриальная психология, возрастная психология. Особое место занимает социальная психология, так как сравнению подвергаются не только закономерности поведения индивидов, малых групп и организаций, обусловленные их включенностью в этнические общности, но и психологические характеристики этих общностей. Психология межэтнических отношений является составной частью социальной психологии и лишь косвенно связана с культурантропологией. Но, кроме психологии, у нее есть еще одна «родительская» дисциплина – социология (там же, с.41).

Психология межэтнического взаимодействия интегрирует в себе научные положения ряда общественных наук, затрагивающих в своих концепциях закономерности и особенности контактов между этносами и нациями. К ним в первую очередь относятся этнология, этнография, этнопсихология, этика и т.д. В связи с этим при рассмотрении феномена межэтнического взаимодействия весьма ценны междисциплинарные исследования. Значимость психологии межэтнического взаимодействия вытекает из следующих обстоятельств: а) она помогает строить оптимальные взаимоотношения между этносами и их представителями, а контакты взаимообогащают партнеров; б) давая понимание особенностей психологии других народов, она способствует лучшему пониманию собственных характеристик; в) она способствует преодолению негативного этноцентризма.

Межэтническое взаимодействие возможно в таких видах, как породнение (кровосмешение); сближение норм, традиций и ценностей; участие в совместных деятельностях и событиях и т.п. Кровосмешение в историческом и современном планах делает проблематичным кардинальное противопоставление этносов и наций, а близость актуальных общих интересов и проблей требует единения деловых и нравственных целей и ценностей этносов, интеграции народов при сохранении уникальности каждого.

К формам межэтнического взаимодействия относятся: ассимиляция, конформизм, дискриминация, геноцид, сегрегация. Высшей формой содействия этносов друг другу является сотрудничество. Объективный анализ позволяет сформулировать некоторые основные социально-психологические условия межэтнического взаимодействия. Оно будет успешным, когда:

  • взаимодействующими этносами признается уникальность и самоценность каждого из них и личностей, их составляющих, право любого на собственный менталитет и оценку происходящих событий;

  • принимается как нечто не подлежащее никаким сомнениям уровень национального достоинства представителей этносов, их высокие адекватные самооценки и самоуважение, в то же время чуждые элементов национальной исключительности, самодовольства, пренебрежения другими нациями;

  • партнеры не допускают взаимной предвзятости, вульгаризированных стереотипов "ярлыков" (прежде всего образов "агрессора", "притеснителя"), стремятся к преодолению различных предрассудков по отношению друг к другу;

  • признаются и положительно оцениваются своеобразные традиции, обычаи, обряды, другие этнические нормы народов (в частности, этические, включая этикет), во взаимных контактах соблюдаются наиболее значимые из них;

  • участие в совместных взаимовыгодных деятельностях, в решении общих проблем, в обмене товарами и услугами позволяет представителям этносов эффективно реализовать индивидуальные роди, соответствующие их склонностям и способностям, дают личностям возможность поднять собственный престиж и статус;

  • представителями и образовательными структурами этносов обеспечивается изучение языков друг друга, реализация межкультурного образования, включающая в себя, с одной стороны - знание особенностей культуры и быта других народов, с другой - учет этнопсихологических особенностей субъектов познавательного процесса при их обучении;

  • лучшие атрибуты "иной" культуры, уникальные особенности других этносов, специфические умения и навыки их представителей воспринимают­ся как возможность расширения собственных потенциалов и способностей, как перспективы своего развития.

Естественно, названные социально-психологические условия нуждаются в организационном обеспечении и не столько со стороны психологов, сколько со стороны социальных институтов и органов государственной власти.