
- •Глава 3.
- •3.1. Природа познавательного отношения человека к миру.
- •3.2. Чувственное и рациональное познание.
- •3.3. Многообразие форм познания.
- •3.4. Процесс познания носит социально-исторический характер.
- •3.5. Истина как цель познания.
- •3.6. Абсолютность, относительность и конкретность истины.
- •3.7. Критерии истины.
- •Целенаправленностью;
- •Предметно-чувственным характером;
- •Преобразованием окружающей действительности.
- •3.8. Заблуждение, ложь.
- •3.9. Научное познание.
- •3.10. Формы знания.
- •3.11. Признаки, назначение и условия использования научного знания.
- •3.12. Назначение и условия использования научного знания.
- •3.13. Знание и вера и их отличие.
- •3.14. Информация, управление.
- •3.15. Факт, проблема, задача – понятия и роль в научных исследованиях.
- •3.16. Единство науки, многообразие и взаимосвязь наук.
3.12. Назначение и условия использования научного знания.
Бескорыстный поиск истины - это ли не задача ученого? Этот поиск связан, однако, с преодолением целого ряда сложностей. Вспомним три концепции истины: корреспонденции, когеренции и прагматическую. Каждая из этих концепций получает в науке нетривиальное развитие.
Понимаемая в рамках науки корреспондентская концепция истины настаивает на соответствии теории экспериментальным данным. Это требование принимается в науке, причем именно оно является одним из основных в определении того, действительно ли предлагаемая концепция - гипотеза относится к сфере науки. Теоретическая концепция должна находиться в соответствии с экспериментом, не противоречить ему, позволять предсказывать его результаты .
Неопозитивисты считали, что эксперимент является исчерпывающей характеристикой правильности теории. Теория проверяется, верифицируется экспериментом: либо она проходит эту проверку успешно, либо нет; либо она верна, либо неверна. Но эта точка зрения не единична.
Человек реализует в науке свои уникальные возможности отнюдь не тривиальным образом. В соответствии с этим изменилась трактовка научной истины. Истинное научное утверждение входит в состав науки как системы знания.
Обратимся теперь к прагматической концепции истины, согласно которой практика – критерий истины. В науке критерий практики часто довольно прямолинейно связывают со значением эксперимента. Но научная практика не сводится всего лишь к эксперименту, а представляет собой все поле применения науки, ее жизненное значение для человека. Нет такой области деятельности человека, где бы не использовалась наука, она стала одной из важнейших сущностных сил человека. С учетом этого не будет преувеличением утверждать, что полем проверки науки на истинность стала вся жизнь человека, все ее сферы, в которых она действительно используется.
Разветвленный, сложный характер науки предъявляет непростые требования к ее истолкованию. В чем сила науки? Каковы ее идеалы? Достаточно ли требовать от науки ответа лишь на вопрос "Как происходят явления?" или же на вопрос "Почему они именно так происходят?".
Применение достижений науки в первую очередь несут сами творцы науки, ученые. Никто не в состоянии лучше самих ученых оценить положительные и слабые стороны применения результатов научных исследований. Прогресс науки - не самоцель для человечества, он призван способствовать всемерному развитию человека, в том числе улучшению материальных условий его жизни. Наука не отменяет первостепенную значимость таких ценностей человеческой жизни, как свобода, справедливость, счастье. Она должна помогать развитию человека и как творческой личности. Но будет ли наука действительно способствовать прогрессу общества и человека или же, наоборот, она будет служить силам реакции, - это уже зависит от людей данного общества, от их ответственности перед будущим.
3.13. Знание и вера и их отличие.
Знание претендует на адекватное отражение действительности. Оно воспроизводит объективные закономерные связи реального мира, стремится к отбрасыванию ложной информации, к опоре на факты. Знание делает истину доступной для субъекта посредством доказательства.
Вера, в отличие от знания, есть сознательное признание чего-либо истинным на основании преобладания субъективной значимости. Вера - это не только основное понятие религии, но и важнейший компонент внутреннего духовного мира человека, психический акт и элемент познавательной деятельности.
Вера обнаруживает себя в непосредственном, не требующем доказательства принятии тех или иных положений, норм, истин. Как психологический акт вера проявляется в состоянии убежденности и связана с чувством одобрения или неодобрения. Как внутреннее духовное состояние вера требует от человека соблюдения тех принципов и моральных предписаний, в которые он верит, например, в справедливость, в нравственную чистоту, в мировой порядок, в добро.
Понятие веры может полностью совпадать с понятием религии и выступать как религиозная вера, противоположная рациональному знанию. Религиозная вера предполагает не доказательство, а откровение. Слепая вера не отличается от суеверия. Проблема взаимоотношения знания и веры активно обсуждалась средневековыми учеными – схоластами. Вера основывалась на авторитете догматов и традиций. Считалось необходимым познать в свете разума то, что уже принято верой.
Соотношение знания (разума) и веры не может быть решено в пользу какой-либо одной. Как знание не может заменить веру, так и вера не может заменить знание. Нельзя, опираясь на веру, решить проблемы физики, химии, экономики. Однако, вера как доинтеллектуальный акт, досознательная связь субъекта с миром предшествовала появлению знания. Она была связана не с понятиями, логикой и разумом, а с чувственно – образным, фантастическим восприятием мира. Религия – это вера в сверхъестественное.
Если вера отрывалась от религиозной принадлежности, то в составе познавательного процесса она обозначала убежденность в правоте научных выводов, уверенность в высказанных гипотезах, являлась могучим стимулом научного творчества. Мы верим в существование внешнего мира, в трехмерность пространства, необратимость времени, верим в науку. Вера есть бездоказательное признание истинным того или иного явления.