- •Раздел II Теоретические основы использования цвета
- •Раздел III. Художественно-технические приемы в полихромией
- •Предисловие
- •Раздел I. Архитектура и цвет
- •I.I. Полихромия в архитектуре
- •1.2. Цвет в архитектурной графике
- •Раздел II. Теоретические основы использования цвета в архитектурной графике
- •2.1. Понятие "цвет". Основные характеристики цвета
- •2.2. Основные закономерности восприятия цвета
- •2.3. Типы цветовых гармоний и возможности их использования в практике архитектурной полихромии
- •2.4. Формообразующая роль цвета
- •2.5. Психофизиологические воздействия цвета
- •Раздел III. Художественно-технические приемы в полихромной архитектурной графике
- •3.1. Изобразительные материалы и их технические свойства
- •3.2. Технические приемы в полихромией графике с использованием гуаши
- •3.2.1. Сечение цветового тела.
- •3.2.2. Цветовое моделирование плоскости.
- •3.2.3. Цветовое моделирование объемно-пространственной формы.
- •3.3. Акварель в архитектурной графике
- •3.3.1. Цветовая палитра акварельных красок.
- •3.3.2. Приемы проектирования цвета.
- •3.3.3. Цветовая организация архитектурной формы в акварельной технике.
- •3.4. Элементы дополнения полихромного чертежа. Приемы изображения антуража.
Раздел I. Архитектура и цвет
I.I. Полихромия в архитектуре
Архитектура как пространственно-организованная среда, окружающая человека, в значительной степени формируется с использованием цвета.
Из истории архитектуры известно, что во все времена полихромия неизменно служила одним из основных композиционных средств архитектуры и средством взаимосвязи с окружающей средой. Эти критерии использования цвета в архитектуре принадлежат всем значительным стилям мирового зодчества.
Каждая эпоха по своему использовала цвет, его формообразующее действие. Цвет подчеркивал размеры сооружения, обострял их Функционально-конструктивные стороны, выражал эстетические принципы различных народов.
Используя полихромию, зодчие прошлого придавали зданиям легкость и монументальность, объединяли их в единое целое. Ритмическим чередованием цветов они создавали соподчиненность отдельных частей здания или ансамбля, определяя главное и второстепенное.
В зависимости от понимания целей и возможностей использования цвета в различные эпохи, менялось его значение как формообразующего фактора. Порой многоцветие приводило к отходу от тектонической логики, к усилению декоративного начала и даже полному зрительному разрушению архитектурной формы.
В начале XX в., в связи с появлением новых художественных идей в пластических искусствах, цвет приходит в архитектуру на качественно другой теоретической основе. Архитектурная полихромия поднималась до организации цветовой урбанистической среды, перерастала в колористику города. Примером могут служить работы группы ACНОВА ВХУТЕМАС в 1924 г. по созданию цветовой среды г. Москвы. Близкие теоретические концепции архитектурной полихромии почти в одно и то же
время возникали в Советской Росии, Голландии, Германии и Франции.
Возможности архитектурной полихромии в наши дни значительно расширились. Искусственные материалы и красители дают в руки архитектора почти полную палитру спектральных цветов и их многочисленных оттенков.
Цветное освещение, создающее практически новое звучание полихромии, с наступлением темноты раздвигает временные границы полноценного восприятия колорита архитектурной формы. Новые возможности архитектурной полихромии в связи с использованием современной концепции цветовой среды, как теоретической основы колоризации архитектуры, делают архитектурную полихромию значительно более действенной и повышают ее роль в архитектурном формообразовании.
Исходя из вышесказанного, архитектор обязан мыслить колористически уже в начале своего проектирования, используя всю многогранность формообразующего действия полихромии в архитектуре. А роль ее не исчерпывается теми эффектами, которые в той или иной степени используют в настоящее время: видоизменение геометрического вида и размеров сооружения, гармонизация цветового чередования фрагментов, создание эмоционально-символического образа.
Создавая любое соружение, архитектор в первую очередь должен учитывать неразрывную связь цвета и объемно-пространственной формы. Известно, что архитектурная форма обусловливается функциональным назначением объекта и его идейно-художественной концепцией. Элементы архитектурной формы, в том числе и цвет, при соответствующих сочетаниях, представляют собой средства выражения архитектурного сооружения и его эстетических достоинств. Этой задачей и определяется роль полихромии в создании архитектурной формы. Связывая объем и пространство, цвет выступает в то же время как материал и инструмент для формирования архитектурной композиции. Поэтому понятие архитектурной полихромии имеет двоякое значение. Во-первых, это сама система цветностей: сочетание цветов строительных материалов и покраски отдельного архитектурного сооружения или комплекса, включая цвет малой формы. Во-вторых, это творческое
применение системы цветностей в процессе создания архитектурной композиции с использованием научных исследований в области теории цвета.
В окружающей среде цвет проявляется по-разному. В одном случае полихромия изменяет зрительное ощущение архитектурного объема или пространства, т.е. их величина и конфигурация визуально меняются с помощью цвета. В другом - чередование цвета в этом пространстве определяет схему движения и акцентирует внимание зрителя. Тогда мы говорим о цвете, как о средстве ориентации. Если цвет создает оптимальный "климат" для пребывания человека, мы говорим о психо-физиологическом комфорте.
Творческое использование цвета, как средства формирования архитектурной композиции, становится наиболее эффективным при учете всего многообразия цветового действия. Результаты исследований цвета уже давно используются в промышленности для контроля за различными процессами: в педагогике - для эффективного усвоения знаний, в медицине - для диагностики и предупреждения некоторых заболеваний и т.д. Архитектурная полихромия пока недостаточно освоила результаты этих исследований. К примеру, установлена взаимосвязь между особенностями восприятия цвета и возрастом людей, подтверждающая действенность социально-информативной роли цвета в архитектуре, но эта зависимость еще не используется архитекторами. Точно также широкому кругу архитекторов неизвестен пока механизм пространственного действия полихромии.
Архитектурная форма интегрирует пространство, объем и цвет, а полихромия является одним из мощных средств формообразования. И, тем не менее, активное участие цвета в архитектурном формообразовании до сих пор не для всех, безусловно. Существует мнение, что цвет - средство второстепенное, подчиненное объему и пространству, и полихромия в архитектурном сооружении рассматривается как камуфляж. Сторонники такой точки зрения считают, что цвет должен лишь подчеркивать форму, ошибочно отождествляя при этом геометрию формы с архитектурной формой, в которой сплавлены воедино геометрический вид, цвет и другие ее свойства. Разве в композиции жилого образования, состоящего из вертикальных и горизонтальных параллелепипедов крупнопанельных домов, цвет не является элементом, способным обогатить эту геометрию эмоционально-образной выразительностью, колористическим акцентом функциональных связей? Определенная самостоятельность цветовой темы на основе композиционного цвета, безусловно, способна сообщить архитектурной форме новое качество.
Две различные тенденции формообразования проявляются современной архитектуре с использованием полихромии. Одна из них следует принципам формообразования, объективно заложенным природе, подразумевает органическое включение объектов, созданные рукой человека, в природу окружения. Вторая, в отличие от первой утверждает противопоставление этих объектов природному антуражу в силу их геометричности, подчеркнутой четкости, рациональности.
Используя цвет в рамках первой тенденции, формообразование строится на непосредственном использовании цветовых закономерности природы, что способствует слиянию архитектуры и ландшафта. Вторая -подразумевает использование соотношения цветов, которые характеризуются контрастностью, насыщенностью, локальностью полихромии, лишенной подчас привычных природных колористических связей. Это усиливает противопоставление рукотворной архитектурной среды и природного окружения.
Обе эти тенденции архитектурной полихромии имеют право на существование, они динамичны и объективно связаны с развитием общественного сознания. Некоторые архитектурные сооружения сочетают в различных соотношениях черты, присущие этим двум различным направлениям. При этом каждый раз конкретизируется и роль цвета.
Итак, архитектурная форма несет в себе цвет, как объективную реальность, и если архитектор уклоняется от его применения, цвет все же неизбежно выступает затем, как свойство строительных материалов или случайной окраски.
Робкое, случайное применение или пренебрежение цветом можно расценить как исключение из архитектурной композиции средства выразительности. Это обедняет ее идейно-художественный облик и дает искажения последующей цветовой трактовки. Проектирование же колористики отдельно, после того, как сооружение уже возникло, в большинстве случаев сводит цвет к внешне-декоративному средству,
глубоко не связанному с архитектурной формой.
Разумеется, в жизни мы воспринимаем цветовую данность одновременно во многих аспектах, постоянно ощущая ее образно-эмоциональное воздействие, хотя не исключено, что в зависимости от направленности восприятия архитектурной композиции одна или несколько
сторон могут преобладать и расцениваться как главное. Различные свойства цвета архитектор может использовать для выявления идейно-художественного замысла композиции и ее функционального назначения.
В силу широты своей профессии архитектор имеет отношение к живописи и обычно владеет цветом как изобразительным средством. Но этого недостаточно для профессионального овладения колористикой архитектурной формы, поскольку необходимы разнообразные подходы к изучению цвета.
Специфика изучения цвета в Высшей архитектурной школе должна состоять, в частности, в изучении "работы" цвета при формировании объема и пространства. В этом принципиальное отличие от изучения цвета в художественных вузах, где в основном решается проблема "цвет -плоскость" и цвет понимается в основном через изображение. Гораздо больше общего в вопросах изучения цвета между архитектурной и дизайнерской школами, в которых цвет рассматривается как средство формообразования пространства.
В настоящее время изучение цвета в архитектурной школе развивается в трех основных направлениях: цветоведение (физика цвета, систематизация, комбинирование); живопись (изучение цвета окружающей среды, практические навыки работы с цветом на плоскости); цвет в объемно-пространственной композиции (формообразующая роль цвета в архитектурно-пространственной композиции, навыки работы с цветом на трехмерной форме).
Практическое знакомство с цветом у студентов КазГАСА начинается с курса архитектурной (полихромной) графики.
