
- •Кристофер Дей Места для души.
- •Кент с. Блумер и Чарльз у. Мур Тело, память и архитектура.
- •Роберт Вентури Сложность и противоречия в архитектуре.
- •1975Г. Колин Роу и Фред Коэттер Город-коллаж.
- •Джеффри Кипнис Формы иррациональности.
- •Джанкарло де Карло Аудитория архитектуры.
- •Чарльз Дженкс и Натан Сильвер Адхокизм
- •Роберт Вентури, Дениз Скотт Браун и Стивен Изеноур Уроки Лас-Вегаса.
- •Чарльз Дженкс к радикальному эклектизму.
- •Освальд Матиас Унгерс Архитектура как тема.
- •Кеннет Фрэмптон к критическому регионализму: 6 моментов архитектуры сопротивления.
- •3.Критический регионализм и мировая культура.
- •4.Сопротивление места - формы.
- •5.Культура против природы: топография, контекст, климат, свет и тектоническая форма.
- •6.Визуальное против тактильного.
- •Люсьен Кролл Архитектура сложности.
- •Ян Ричи Архитектура с (хорошими) связями.
- •Уилл Элсоп к архитектуре практического восторга.
- •Элисон и Питер Смитсоны и Тео Кросби Новый брутализм
Тексты.
( все капслоки - мои определения)
Прошу никуда не копировать не отсылать, в публикациях не использовать, цитаты в проектах - только со ссылкой на мой перевод.
Это огромный труд. Делюсь, потому что доверяю.
1990г.
Кристофер Дей Места для души.
ДАЛОГ ПРОЕКТИРОВЩИКА С «ДУХОМ МЕСТА»
ДИАЛОГ ВНУТРИ ПРОЕТНОГО ПРОЦЕССА МЕЖДУ РАЗЛИЧНЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ
АРХИТЕКТУРА «ИЗ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ» = АРХТИКТУРА ДЛЯ ДУШИ – Р.Е.
Получивший образование архитектора и скульптора, Кристофер Дей озабочен и откликом людей на здания, и воздействием зданий на окружающую среду. Его исходная точка проектирования – чувство восхищения местом, строительство идет вокруг места, чтобы освоить его и усилить его воздействие. В поисках возможности работать за пределами полярных точек текущих стилистических дебатов, Дей разработал узнаваемую комбинацию форм, избегая прямых линий и прямых углов, используя в основном каменную кладку и древесину. «Места для души», откуда взят этот текст, - это попытка определить принципы, дающие начало этим формам.
Архитектура оказывает такое большое влияние на людей, на место, на человеческое сознание, и на мир в целом, что она слишком важна, чтобы беспокоиться о стилистических средствах, обращающихся к моде. Она может оказать такое мощное негативное воздействие, что мы должны также задуматься: а может ли она, если сознательно работать над этим, оказывать столь же сильное положительное воздействие?
Все, что оказывает такое сильное влияние, несет определенную ответственность – сила, если она не ограничивается ответственностью, опасная вещь! Архитектура несет ответственность за то, чтобы минимизировать негативное биологическое влияние на жителей, несет ответственность за то, чтобы быть чувствительной к окружающей среде и действовать в гармонии с ней, несет ответственность перед индивидуальностями, которые вступают в контакт со зданием, ответственность не только в визуальной эстетической сфере и через внешние ощущения, но также перед нематериальным, но вполне ощутимым «духом места».
Эта ответственность подразумевает сохранение энергии с помощью изоляции, расположения зданий вокруг центрального источника энергии, такого как очаг или плита, теплиц или гиперкастовых стен, повторного использования энергетических ресурсов – например, получение энергии из отработанной воды или катушек холодильных установок, и
до альтернативных источников энергии, таких как солнечная энергия. Они подразумевают тщательный выбор строительных материалов и способов их соединения, в связи с вопросами здоровья жителей, а также производственных и строительных рабочих, и в связи с воздействием этих продуктов на экологию, от первоначальной экстракции до уничтожения мусора. Такие широкие критерии позволяют по-новому посмотреть на, например, тропические леса, уничтожение которых ведет к огромному экологическому ущербу, на пластик, производство которого обычно требует около 15 операций синтеза, эффективность каждой из которых составляет примерно 50%, в результате чего конечный продукт составляет около 0,002% от первоначального материала, и на воду, новые резервуары для которой серьезно разрушают гористые местности.
Такое отношение к ответственности подразумевает отказ от стилистических или индивидуальных предпочтений в пользу того, чтобы услышать, чего просят место, момент и сообщество.
ДИАЛОГ МЕЖДУ ИДЕЯМИ И МАТЕРИАЛАМИ – Р.Е.
Архитектура как искусство.
Архитектурные требования зачастую уводят в разные стороны, являясь источником потенциального конфликта – например, сохранение энергии и биологические эффекты, прямые и кривые линии, космическая геометрия и органический ответ на обстоятельства окружающей среды – что результаты будут односторонними и катастрофическими, если не найти баланс между ними, подразумевающий диалог. Подобным же образом, архитектурные элементы необходимо заставить вступить в диалог, потому что иначе они будут бороться друг с другом.
Я говорю не просто о том, что приятно, а что нет, но о том, что представляет собой духовную пищу для человека. Чтобы стать ею, вещи должны соответствовать нашим потребностям, также как кочегару и медитирующему отшельнику нужно разное питание. Окружающая нас среда, таким образом, должна соответствовать необходимым материальным функциям; она должна давать нужный биологический климат; она должна быть поддержкой нашей жизни, настроения, самочувствия. Но чтобы вывести архитектуру за пределы материальной пользы, биологической поддержки или эмоционального удовлетворения, необходимо культивировать и соединять вдохновение, дающее моральную силу нашим идеям и ощущение, что мы слышим окружающую среду, что делает эти идеи подходящими. Переплетение и диалог между идеями и материалом могут существовать только в сфере искусства.
ГАРМОНИЯ КАК СЛЕДСТВИЕ ДИАЛОГА
ДИАЛОГ ДАЕТ ВДОХНОВЕНИЕ, КОТОРОЕ ПРЕВРАЗЩАЕТ АРХИТЕКТУРУ В ИСКУССТВО -Р.Е.
Диалог или конфликт.
Гармония в окружающей нас среде не просто роскошь. Окружающая нас среда – рамка, которая едва различимо определяет, организует и окрашивает нашу повседневную жизнь. Гармоничная окружающая среда поддерживает внешнюю социальную и внутреннюю личную гармонию. Гармонии можно достичь с помощью правил – но правилам не хватает жизни. Или она может возникнуть как неизбежное, но полное жизни следствие прислушивания к диалогу. Даже внутри одной и той же группы людей разное время и место дают толчок разным диалогам – и еще в большей степени это относится к разным людям. Этот единый принцип может дать начало многим формам – не просто так, как я это делаю! Этот источник вдохновения настолько важный центральный момент моего подхода к архитектуре, что я не могу представить себе работу без него.
Душа зданий.
Материалы и свет – 2 абсолютно противоположных полюса, которые взаимосвязаны. Толстые стены и солнечные лучи, падающие на них через глубокие окна, темные скалы в светящейся спокойной воде, деревья, окаймленные светлой полосой, если смотреть на них против солнца – все это радует сердце. Их нельзя сфотографировать, потому что они живые. Свет и материя – величайшая из полярностей в архитектуре – полярность космоса и вещества, один из которых приносит оживление, обновляющиеся ритмы, другое стабильно, не
16а
поддается никакому влиянию, укоренено в пространстве и времени. Эта полярность – фундамент здоровой архитектуры, поскольку единство стабильности, равновесия и обновления составляет основу здоровья.
Древние друиды работали с этой полярностью – со скалами и солнцем, потому что из напряжения, создающегося между ними, возникает здоровая жизнь. Я также пытаюсь работать с этим качественным способом, и скорее именно чувствительность к качествам повела меня в этом направлении, а не оригинальность мышления. Я начал с того, что просто почувствовал эти вещи. Я, следовательно, совершил много ошибок, но процесс, через который я прошел, сходен с тем, который необходим для того, чтобы ощутить дух места.
Это начинается с развития способности чувствовать соответствующее настроение, затем создается сильная душа места с помощью материалов и переживания соответствующих чувственных качеств. Это начинается с ощущений; архитектура, созданная из прилагательных, - архитектура для души.
1977г.