
4 Соцреализм
Литературное направление, возникшее как антитеза критическому реализму (т. е. обычному реализму), поэтому иногда определяется словосочетанием «утверждающий реализм».
его господство в рус ской литературе длилось более тридцати лет. Все художественные процессы в последующие десятилетия так или иначе "реагировали" на соцреализм —усовершенствовали его, выламывались из него или с полемизировали с ним. Термин «социалистический реализм» появился в советской печати в 1932 году и был закреплен в «Уставе Союза советских писателей СССР», принятом на Первом съезде советских писателей в 1934 году. Там содержится главная формула этого реализма: «основной метод советской художественной литературы и литературной критики, требует от художника правдивого, исторически-конкретного изображения действительности в ее революционном развитии».
Метод охватывал все сферы художественной деятельности (литературу, драматургию, кинематограф, живопись, скульптуру, музыку и архитектуру).Конечно, утверждению такой "монокультуры" способствовал и политический террор по отношению к тем, кто не следовал соц реалистической догме. Но в целом становится ясно: метод соцр образовался не по указке властей, просто власти удачно использовали потребность общества, задерганного катастрофами и неопределенностью, придав новой художественной тенденции государственный статус. Соцреализм в огромной степени рожден такой тенденцией XX века, как «восстание масс». Масса потребовала искусства на доступном ей языке, без модернистских сложностей.
Главными принципами СР стали:
Народность. Под этим подразумевалась как понятность литературы для простого народа, так и использование народных речевых оборотов и пословиц.
Идейность. Показать мирный быт народа, поиск путей к новой, лучшей жизни, героические поступки с целью достижения счастливой жизни для всех людей.
Конкретность. В изображении действительности показать процесс исторического развития, который в свою очередь должен соответствовать материалистическому пониманию истории (в процессе изменения условий своего бытия люди меняют и свое сознание, отношение к окружающей действительности).
Метод включал в себя единство реализма и советской романтики, сочетая героическое и романтическое с «реалистическим утверждением подлинной правды окружающей действительности».
Государство давало заказы, посылало в творческие командировки, организовывало выставки — таким образом, стимулируя развитие необходимого ему пласта искусства. Писатель, по известному выражению Сталина, является «инженером человеческих душ». Своим талантом он должен влиять на читателя как пропагандист. Он воспитывает читателя в духе преданности партии и поддерживает её в борьбе за победу коммунизма. Субъективные действия и устремления личности должны были соответствовать объективному ходу истории.
Представители: Александр Фадеев, Александр Серафимович, Николай Островский, Константин Федин, Вениамин Каверин, Дмитрий Фурманов, Максим Горький
5Поэзия 20-40-х
В советское время «серебряный век» (лучшие поэты «серебряного века»:А. Блок, Н. Гумилев, А. Ахматова, В. Ходасевич, М. Волошин, В. Маяковский, С. Есенин, М. Цветаева и Б. Пастернак.) определялся чисто хронологически как литература конца XIX — начала XX века, а принципиально новой на основании идеологического принципа считалась советская литература, якобы возникшая сразу после революции 1917 г. (Независимо мыслящие люди понимали, что «старое» кончилось уже с мировой войны, что рубежным был 1914 г.)
Символизм, акмеизм, футуризм ( осн. течения модернистской поэзии) в чистом виде прекращают свое существование вскоре после 1917 г., однако их представители и наследники продолжают обновлять и обогащать литературу.Из–за грандиозного политического катаклизма единая национальная литература была разделена на три ветви: литературу, именовавшуюся советской, «задержанную» (внутри страны) и литературу русского зарубежья. У них достаточно различные художественные принципы, темы, состав авторов, периодизация. Революция определила чрезвычайно многое во всех трех ветвях литературы. Установки в разных ветвях литературы были противоположны. Советские писатели мечтали переделать весь мир, изгнанники — сохранить и восстановить былые культурные ценности.
Советская литература. Блок положил начало будущей советской литературе своими «Двенадцатью», «Скифами», статьей «Интеллигенция и Революция». У истоков советской литературы оказались еще два крупнейших и очень разных русских поэта — В. Маяковский и С. Есенин. В конечном счете все три основоположника советской поэзии стали жертвами советской действительности.С самого начала 20–х годов резко усиливается культурное самообеднение России. В 1921 г. умер от «отсутствия воздуха» сорокалетний А. Блок и был расстрелян тридцатипятилетний Н. Гумилев, вернувшийся на родину из–за границы в 1918–м. В год образования СССР (1922) выходит пятая и последняя поэтическая книга А. Ахматовой (спустя десятилетия ее шестая и седьмая книги выйдут не в полном составе и не отдельными изданиями), высылается из страны цвет ее интеллигенции, добровольно покидают Россию будущие лучшие поэты русского зарубежья М. Цветаева, В. Ходасевич и сразу затем Г. Иванов.
Литература русского зарубежья делится на три периода, соответствующие трём волнам в истории русской эмиграции: 1918—1940 годы — первая волна,1940—1950-е (или середина 1960-х) годы — вторая волна,1960 (или середина 1960-х) — 1980-е годы — третья волна. Начавшаяся в 1918 году первая волна русской эмиграции была массовым явлением и продолжалась до начала Второй мировой войны и оккупации Парижа. В этот период значительная часть русской интеллигенции (философы, писатели, художники) эмигрировали или были высланы из страны. Одна из наиболее известных акций по высылке интеллигенции вошла в историю под названием «Философский пароход».Солженицын, И. Бродский, С. Довлатов,М. Цветаевой, Б. Пастернака, А. Платонов,В. Набоков, Г. Газданов
Что касается «задержанной» литературы, то тут не было устойчивой закономерности. Тоталитарная власть отторгала и действительно чуждых ей художников, и верных ее адептов, провинившихся иногда в сущей малости, а порой и вовсе не провинившихся. Многое зависело от субъективных причин, от случайностей. Среди уничтоженных тоталитаризмом прозаиков и поэтов, чьи произведения тут же вычеркивались из литературы вместе с их именами, были не только О. Мандельштам, И. Катаев, Артем Веселый, Борис Пильняк, И. Бабель, крестьянские поэты Н. Клюев, С. Клычков, П. Васильев и другие не очень вписывавшиеся в советскую литературу художники, но и большинство ее зачинателей — пролетарских поэтов, многие «неистовые ревнители» из РАППа и огромный ряд не менее преданных революции людей. В то же время жизнь (но не свобода творчества) была сохранена А. Ахматовой, М. Булгакову, А. Платонову, М. Зощенко, и т.д. «Задержанные» произведения частично вернулись к советскому читателю в годы хрущевской критики культа личности», частично в середине 60–х–начале 70–х годов, как многие стихи Ахматовой, Цветаевой, Мандельштама, «Мастер и Маргарита» и «Театральный роман» М. Булгакова, но полное «возвращение» состоялось лишь на рубеже 80–90–х годов, когда российский читатель получил и ранее скрытые от него (скрытые за исключением некоторых, преимущественно бунинских) произведения эмигрантской литературы.
Самые достойные люди в страшную эпоху совершали поступки, которые легко осуждать. Б. Пастернак по заказу покровителя творческой интеллигенции Н. Бухарина написал и напечатал в «Известиях» 1 января 1936 г. хвалебные стихи о Сталине: возможно, не решился отказать опальному политику, но, безусловно, были и творческий интерес и попытка «вписаться» в общество, уже с 1934 г. восхвалявшее Сталина вовсю. Очень скоро Пастернак коренным образом изменил свою позицию.М. Зощенко писал рассказы о Ленине в духе обычной советской мифологии. А. Платонов отдал дань официальной фразеологии как критик (хотя и проводил в своих лучших статьях мысль о приоритете общечеловеческих гуманистических ценностей над всякими другими).Все это делалось более или менее добровольно. Но были и другие ситуации. Сломленный ссылкой, под угрозой смерти О. Мандельштам вымучивал из себя «оду» Сталину и сопутствующий ей цикл стихов. А. Ахматова ради спасения сына напечатала в 1950 г. официозный цикл «Слава миру!» Она хотела, чтобы об этом забыли.