Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История учений о праве и государстве.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
775.17 Кб
Скачать
  1. Начала отечественной политико-правовой мысли

«Слово о Законе и Благодати».

Закон и благодать различаются как по цели, содержанию, так и по действию во времени — это путь прогресса от рабства к свободе. У Илариона закон — предтеча, условие благодати и истины, истинного христианства. Приняв христианство, по Илариону, народы перешли от рабства к свободе, замене закона (иудаизма) благодатью и истиной (христианством).

«Слово о Законе и Благодати» утверждает идею равноправия всех народов: «Вера благодатная на все народы распространилась и до на­шего народа русского дошла». Время богоизбранности одного народа прошло, теперь народы «малые и великие славят Бога». Принятие Ру­сью христианства, по мнению Илариона, положило конец «идольскому мраку», «служения бесам», т. е. язычеству. Русский народ стал вровне с другими христианскими народами как равноправный и не нуждает­ся ни в чьей опеке, в т. ч. Византии.

В следующей части «Слова» Иларион славит великого князя Вла­димира — крестителя Руси. В трактате утверждается законность власти ве­ликого князя, благородство его происхождения — «славный от слав­ных народился, благородный от благородных».

Единовластие с точки зрения древнерусского мыслителя служит опорой христианского вере, которая, в свою очередь, неразлучна с еди­новластием. Решая острый для Средневековья вопрос о приоритете духовной или светский власти в государстве, автор «Слова» сравни­вает великого князя с римским императором Константином, который на Никейсюм соборе оформил союз между императорской властью и цер­ковью. Источник верховной власти в государстве мыслитель видит в божественной воле, называет Владимира «причастником Божественного царства». Иларион — за союз, согласие светской и духовной власти, он — сторонник их общей законодательной работы.

«Поучение» Владимира Мономаха

На первое место в «Поучении» ставятся христианская вера и добро­детель. Они понимаются Владимиром Мономахом как начала мудрого и справедливого правления, заботы о людях. Он ссылается на соб­ственный опыт: охранял христианских людей от всяких бед, не поддер­живал межудельных раздоров и войн. Собственный опыт подтверждал важность следования в управлении государством политическим и нрав­ственным принципам: «Не следуй лиходеям, не завидуй тем, кто тво­рит беззаконие», «избегай зла, твори добро, ищи мира, и иди за ним», «не ленись», «не давайте сильным погубить человека», «а главное — убогих не забывайте». Владимир Мономах завещает эти принципы бу­дущим князьям. Следование им — гарантия мира в государстве.

Эти требования к верховной власти великий князь дополняет тре­бованием ее правильной организации и осуществления. Он совету­ет сыновьям все государственные дела решать с советом бояр и дру­жинников, не допускать в стране усобиц, сохранять единство государ­ства, действовать «по правде» (по закону), осуществлять правосудие.

  1. Мусульманская политико-правовая мысль в Средние века

Согласно преданию, в 610 г. житель Мекки Мухаммад (ок. 570 — 632 гг.) выступил против древнеарабского многобожия с проповедью покорности единому богу — Аллаху (ислам по-арабски — «покор­ность»).

Творец новой религии призывал мусульман принимать участие в «священной войне» с язычниками, «неверными» (инаковерцами) ради изменения жизни на Земле, утверждения мира, социальной справедли­вости, правосудия, единой веры. Идеей насильственного переустрой­ства мира ислам принципиально отличен от других мировых религий, особенно христианства.

Источником вероучения ислама являются Коран (запись пропове­дей и изречений Мухаммада) и Сунна (предания о высказываниях и поступках Пророка и его сподвижников). Коран и Сунна — основа ре­лигиозных, правовых и моральных норм, регулирующих все стороны жизни мусульманина, определяющих «правильный путь к цели» (пра­во — «шариат»). Особенность ислама в том, что Коран и Сунна счита­ются действующим правом.

Во-первых, как и всякая религия, ислам проповедует братство ве­рующих, необходимость соблюдать общепризнанные нормы мора­ли, «любить благочестие». В сурах Корана содержатся призывы не до­пускать «смут и угнетения», воцарять правосудие и веру в Аллаха, помогать сиротам и беднякам. Коран осуждает жадность, богатство, запрещает ростовщичество, однако оправдывает социальное и имуще­ственное неравенство, считает законным рабство. За посягательство на собственность Коран определяет жестокое наказание: «Вору и воровке отсекайте руки за то, что сделали они, в назидание от Бога».

Во-вторых, среди норм Корана, регулирующих взаимоотношения людей, заметно преобладают общие положения, имеющие форму от­влеченных морально-религиозных ориентиров, дающих простор для их толкования. Мусульманские ученые-юристы часто приводят предание, согласно которому сам про­рок Мухаммад всячески поощрял «иджтихад» — свободное усмотре­ние судьи в случае молчания общепризнанных источников мусульман­ского права. Бурное развитие иджтихада в VIII — X вв. привело к тому, что мусульманские ученые-юристы сформулировали большинство конкретных норм и общих принципов мусульманского права. Роль основного источника права закрепилась за его доктриной. Термин «фикх» (понимание сути), первоначально использовавшийся для обозначения мусульманской правовой доктрины, стал приме­няться и в отношении самого права в объективном смысле. Оно в зна­чительной степени стало «правом юристов».

В-третьих, Коран и Сунна предписывают безусловную покор­ность властям: «Верующие! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь по­сланнику его и тем из вас, которые имеют власть». Власть объясня­ется как божественное установление: «Воистину Аллах дарует свою власть, кому пожелает». Хотя теоретически признавалось, что от име­ни Аллаха высшую власть на земле осуществляет община, обладаю­щая полным суверенитетом, его посланник — Пророк исключал вза­имную ответственность государства и общества, контроль последне­го за действиями власти.

Мусульманские юристы выделяют в составе права две группы тесно связанных и взаимозависимых норм. К первой относятся Коран и Сунна, считающиеся воплощением божественного откровения и по­тому — священными, безошибочными, вечными. Правила поведения, прямо взятые из них, — важнейшая часть шариата. Вторая группа включает нормы, сформулированные арабо-мусульманской правовой доктриной — «иджму» (единогласное мнение наиболее авторитетных правоведов-муджтахидов) и «кияе» (умозаключение по аналогии, в сравнении).

Муджтахиды — законодатели, «люди религии» — проповедники, учителя богословия, кади и муфтии, осуществляющие суд по шариату, руководители общин, имеют огромное влияние на массу верующих, на политику султанов и эмиров. В странах Арабского Востока продолжают действовать разные доктрины, определяющие приемы толкования, при­менения права, а также местные правовые обычаи — адат (система норм-обычаев, частью отразившихся в действующем законодательстве, а частью продолжающих функционировать в качестве традиционных обычаев на уровне государства, местной общины). Адат имеет само­стоятельное значение в исламском праве и рассматривается как нечто естественное. Вследствие модернизации государственного законодатель­ства в конце Х1Х-ХХ вв. во многих исламских странах были приняты гражданские, уголовные, торговые, налоговые и другие кодексы.

Наиболее изучаемыми проблемами в средневековой арабской фило­софии, были проблемы искусства власти правителя и ее задач, важ­ность его нравственных качеств и компетентности. В разработке по­литических проблем важную роль сыграли такие выдающиеся мыслители, как аль-Фараби (870 — 950), Авиценна (Ибн Сина) (980 — 1037) и Ибн Рушд (1126 — 1198).

Своеобразную концепцию развития государства разработал вы­дающийся арабский историк Ибн Хальдун (1332 — 1406). Он раз­личал общество и государство, стремился выявить их соотношение и закономерности развития. Согласно его концепции, люди создали общество для совместного добывания средств к жизни, защиты от внешней опасности и проявлений агрессивной природы людей в от­ношениях между собой. У историка выделяются три типа государств: «естественная монархия» — деспотическое государство, осущест­вляющее только интересы правителей, опирающихся на силу; «по­литическая монархия», в которой проводится разумная политика, защищаются интересы подданных, которая, однако, остается для них «чужой», ибо не связана с ними общей религией; «халифат» — госу­дарство, защищающее веру, поддерживающее земной порядок, му­сульманская община с правителем.

Ибн Хальдун делает вывод о неизбежности гибели любого государ­ства, средний возраст он определяет в 120 лет в соответствии со сменой трех поколений правящей династии, и уподобляет империи людям, ко­торые растут, достигают зрелого возраста, а затем клонятся к упадку.