Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История учений о праве и государстве.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
775.17 Кб
Скачать
  1. Концепция всемирного монархии а. Данте

Первым, кто среди мыслителей выступил в защиту независимости королевской власти от папства, был великий поэт Средних веков Данте Алигьери (1265 — 1321 гг.). В своем сочинении «О монархии» он до­казывал необходимость сильной светской власти для преодоления усо­биц, объединения Италии, обосновывал идею всемирной монархии.

Цель всего человеческого рода, по Данте, — всеобщий. Это и есть дело всемирной монархии. Основные доказательства, которые он приводит в ее пользу, следую­щие: единая цель требует одного управляющего начала. Если челове­ческий род имеет одну цель, то он должен управляться одним монар­хом. Как единый Бог владычествует во всей Вселенной, так и род че­ловеческий должен быть устроен по такому образцу. Споры между отдельными князьями должны разрешаться высшим судьей-императором. В мире должна царствовать правда, а она лучше всего водворяется всемирным монархом, поскольку ему нечего желать для себя. В монархии правитель существует для граждан, а не граждане для монарха. Всемирный монарх издает законы для всего человечества, отдельные же князья прилагают эти законы сообразно особенностям своих стран.

Во второй части своего сочинения Данте подкрепляет свою теорию историей «всемирного владычества» Римской империи. В победах рим­лян ясно видна, считает он, рука Провидения, и сам Христос, родив­шись под властью римлян, признал справедливость их господства.

В третьей части сочинения Данте доказывает, что наследник рим­ского владычества — император получил власть непосредственно от Бога, а не от Папы. Последнему не дана вся полнота божественной власти. К тому же императорская власть возникла значительно раньше папской. Право утверждать светских князей, говорится в сочинении, противоречит самой природе церкви, естественному праву.

  1. Политико-правовое учение м. Падуанского

Развивающийся класс предпринимателей, купцов и банкиров, за­житочных бюргеров в Западной Европе нуждался в преодолении фео­дальной раздробленности, сильной централизованной власти, в демо­кратических свободах. Теоретическим выражением их чаяний стало учение Марсилия Падуанского (ок. 1275 — ок. 1343 гг.). Этот яркий политический мыслитель в своей пространной книге «Защитник мира» (1324 г.) изложил ряд оригинальных идей, далеко опередивших его время — о светской теории государства, демократи­ческой трактовке власти, народном суверенитете.

Для всякого государства, пишет Падуанский, наиболее желательно спокойствие, наиболее вредно — раздоры. Основная причина послед­них — неверные представления о соотношении церкви и государства, божественного и человеческого законов. Попытки церкви вмешаться в дела светской власти сеют раздоры и лишают мира европейские госу­дарства, особенно Италию. Они преодолимы, если церковники будут заниматься исключительно сферой духовной жизни людей. Религия — частное дело каждого. Церковь должна быть отделена от государ­ства и подчинена светской политической власти.

Общество (и государство) не нуждаются в теологическом обоснова­нии. Власть и представляющее ее государство («политический союз») возникли, по Падуанскому, в процессе постепенного усложнения форм человеческого общежития: семья, род, племя, город, государство. По­следнее — результат человеческих нужд. Цель государства — общее благо.

В государстве, продолжает рассуждения Падуанский, где много нужд, важно разделение занятий и должностей, из которых и образу­ются части государства. Он насчитывает шесть таких частей: земле­делие, ремесла, торговля, военное дело, священство и суд. Первые три составляет народ, который сохраняет государство и умеряет его дей­ствия. Последние три части — главные или почетные. Каждая из них имеет свое назначение. Власть судебная устанавливает праведное и полезное обществу. Принудительной силой выступает должность во­енная. Священство учреждено для служения Богу, его цель — учить людей закону и поучать их.

Верховная власть в государстве, пишет Падуанский, принадлежит законодателю, который всегда один и тот же, тогда как формы прав­ления могут быть правильными (монархия, аристократия, полития) или неправильными (тирания, олигархия, демократия). Правильные формы правления установлены по доброй воле граждан, здесь власть управляет «по закону». Неправильные устанавливаются насильственно и неизбежно ведут к тирании.

Кому принадлежит право издавать законы или кто настоящий законодатель в человеческом обществе? — задается вопросом автор «Защитника мира». И отвечает: «народ, то есть совокупность граждан или большая их часть». Здесь следующие доводы. 1. Законодательная власть должна принадлежать тому, кто может дать наилучшие законы: таков именно народ, ибо законы издаются для общего блага, а оно луч­ше усматривается всеми, нежели некоторыми. 2. Законода­телем должен быть тот, чьи законы лучше всего исполняются. Таков опять народ, ибо каждый здесь повинуется не по принуждению, а добро­вольно, законам, которые он сам на себя налагает. Таким образом, Падуанский первый предложил политико-правовую фор­мулу — legislator humana (народ — законодатель).

А кому должно принадлежать право назначать правителя? Паду­анский отвечает — тому же, кто издает законы, то есть народу. Он же вправе исправлять и сменять правителя. Народ устанавливает и форму правления. Правителю надлежит исполнять волю народа: повелевать, судить и исполнять законы. Лучше исполняются законы, когда испол­нительная власть вверяется одному или нескольким, нежели всем. Главное, чтобы их действия исходили из общего решения, а исполни­тельная власть была подзаконной.

Марсилий распространяет народный суверенитет и на духовную власть в государстве. Поскольку церковью называется в истинном смысле собрание (собор) верующих, постольку, по его мнению, верую­щим принадлежит право назначения или смещения пресвитеров в каж­дом округе и епископов. Наконец, как считает мыслитель, народу-законодателю принад­лежит право толкования Священного Писания, установления догматов и обрядов церкви. Это он может сделать через своих представителей на Вселенских соборах.

Таким образом, у Падуанского народ — единственный носитель суверенитета и верховный законодатель, источник власти светской и духовной.