Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебное пособие История культуры Санкт-Петербур...docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
15.12 Mб
Скачать

Глава 6. Просвещение и образование в Петербурге

Как бы мы не толковали и не определяли понятие «культура», оно всегда включает в себя образование и просвещение.

Именно в Петербурге закладывались принципы системы российского образования, и было обозначено значение просвещения для народа.

В шкале жизненных ценностей жителей допетровской России образование занимало далеко не ведущее место. Для граждан феодальной страны с сельскохозяйственным укладом жизни, натуральным хозяйством, небольшим количеством городов и длительной изолированностью от мира вопросы жизненного выбора, свободы передвижения в поисках карьеры, осознание взаимосвязи образования и перспектив развития личности были не вполне понятны и не актуальны. Даже важнейший идеологический тезис “Москва – третий Рим”, который объективно мог бы обернуть Россию к изучению и возрождению великих традиций Византии и европейской античности, парадоксально оборачивался тенденцией к самоизоляции и консерватизму.

Длительной прелюдией к петровским преобразованиям в области культуры явился XVII век. Смута, раскол, кризис международной политики, отсталая экономика заставляли Россию постепенно уходить от самоизоляции, внимательно присматриваться к опыту своих соседей. По указу отца Петра I царя Алексея Михайловича в Москве в 1687 г. была создана Славяно-греко-латинская академия. Это учебное заведение, выпускавшее государственных чиновников, учителей и церковнослужителей, являлось далеким прообразом университета европейского образца. Постепенный процесс европеизации (латинизации, как принято его называть относительно XVII века) России создал необходимую базу для преобразований Петра Первого.

Школьное дело при Петере I.

С начала ХVIII в. вопросы просвещения и образования россиян впервые в истории были поставлены в ранг государственной политики. Прагматичные взгляды Петра определили смысл преобразований в школьном деле. Для победы в Северной войне Россия, прежде всего, нуждалась в профессиональных военных кадрах. В 1701 году в Москве Петр I открывает школу математических и навигацких наук, в дальнейшем, с основанием Петербурга эта школа была переведена в новую столицу. Перечень специальностей, которым обучали в школе, стремительно расширялся – навигация, фортификационное дело, устройство корабля, артиллерия, геодезия, топография, картография. В связи с этим уже в первой половине XVIII века и далее это учебное заведение пережило несколько реорганизаций. В 1715 году из старших классов навигацкой школы (учащихся старших классов называли гардемарины) была создана Морская академия. А 1752 году она была преобразована в Морской шляхетский кадетский корпус, который расположился в бывшем дворце Х. Миниха (ныне наб. Лейтенанта Шмидта 17). В конце XVIII века дворец был перестроен архитектором Ф. Волковым и приспособлен для учебных целей.

Морской шляхетский кадетский корпус

Это учебное заведение считалось одним из лучших не только в Петербург, но и в России. В нем учились дети почти всех знатных фамилий страны: Волконские, Лопухины, Шаховские, Урусовы, Долгорукие, Щербатовы и т.д. В здании на Васильевском острове никогда не предавались традиции петровской навигацкой школы. Сегодня здесь располагается Морской корпус Петра Великого.101 Стены Морского корпуса украшены мемориальными досками с именами выпускников, составивших славу Отечества – адмиралы М.П. Лазарев, В.А. Корнилов, П.С. Нахимов; знаменитые художники В.В. Верещагин, А.П. Боголюбов; писатели К.М. Станюкович, В.И. Даль; ученый А.Н. Крылов, композитор Н.А. Римский – Корсаков; промышленник Н.И. Путилов и многие, многие другие. Напротив учебного здания на набережной Лейтенанта Шмидта стоит памятник ещё одному славному выпускнику, а с 1827 по 1842 гг. директору Морского корпуса, руководителю первой русской кругосветной экспедиции И.Ф. Крузенштерну. Частично деньги на установку памятника были собраны моряками русского флота. Памятник по модели скульптора И.Н. Шредера был установлен в 1873 году.

Памятник И.Ф. Крузенштерну.

Заботясь о подготовке образованных людей для ведения успешных военных действий, Пётр создал ещё целый ряд профессиональных школ – артиллерийскую, инженерную, медицинскую, которые можно считать преемниками первой навигацкой школы. Государь держит под пристальным вниманием механизмы, без которых в русской действительности было трудно почувствовать реальные плоды образования. Светское профессиональное образование освобождается от церковной схоластики, монополии духовенства. Вместо скорописи102 в ХVIII в. появляется упрощенный гражданский шрифт, на смену старой русской традиции обозначения цифр буквами приходят арабские цифры и новая упрощенная система счета, развивается книгопечатание, появляются первые в России газеты, типографии занимаются изданием учебников. Следует помнить, что и музей как наглядное пособие тоже рассматривался Петром I в круге тех задач, которые делали получение образования занятием увлекательным, доступным, полезным. 103Двери петровских учебных заведений были открыты для всех свободных людей независимо от сословий. Однако, перебороть традиционное нежелание учиться оказалось делом непростым. Особый консерватизм в отношении учёбы проявляли дворяне. Решительные петровские указы о запрете женитьбы без начального образования или об объявлении недоросля «дураком» были малоэффективны. Только после принятия «Табели о рангах»(1722 г.), поставившей карьерный рост в прямую зависимость от образования, дворяне задумались о новых приоритетах в меняющемся мире. В Петербурге, городе, который с самого начала своего существования был торгово-промышленным центром и сосредоточением чиновничьего люда, принятие «Табели о рангах» имело особое значение.

Помимо профессиональных школ в петровскую эпоху большое внимание уделялось распространению простого начального образования – цифирных школ. Если в целом по стране таких школ открывалось немного, да и народ сельской глубинки традиционно не видел преимуществ обучения, то в столице они стали чертой петербургской культуры. Известно, что такие школы, например, были созданы для работников Адмиралтейства. Характерной особенностью петербургской культуры является её светский характер, и инициатива создания цифирных школ в отличие от простых школ Западной Европы исходила, как правило, от власти и светских частных лиц, а не от церкви. История Петербурга хранит память о школе архиепископа Феофана Прокоповича – соратника Петра, первого вице-президента Святейшего Синода. Школа была создана в 1721 году и находилась на территории усадьбы Феофана Прокоповича на Аптекарском острове. Образование, которое получали здесь дети бедных родителей и сироты, было очищено от церковной схоластики. Детям стремились дать представления о современном мире, развить их творческий потенциал через занятия рисованием и музыкой, укрепить физически.

В 1724 году в Петербурге при Академии наук Петр учредил первый русский университет (его традиционно называют Академический университет). Набор студентов был объявлен на юридический, медицинский и философский факультеты. В отличие от западноевропейских университетов в Петербурге не было факультета богословия. Судьба Академического университета показывает, как медленно и трудно прививались в обновленной Петром России ценности европейского всестороннего образования. Постоянно испытывая трудности из-за неукомплектованности как педагогами, так и русскими студентами, университет формально существовал до 1766 года. В составе студентов большинство составляли иностранцы, преимущественно немцы. Российские власти для поддержания работы университета предпринимали такие шаги как перевод в Петербург учеников из московской Славяно-греко-латинской академии и духовных семинарий. Среди таких учеников был и М.В.Ломоносов, который в 1735 году приехал в Петербург из Москвы. С 1742 года М. Ломоносов сам начал преподавать в Академическом университете, а с 1758 по 1765 годы возглавил его. Попытки Ломоносова оживить деятельность университета привели к углублению внутренних конфликтов в научной среде и в конечном итоге к закрытию университета. Опыт работы Петербургского Академического университета показал незрелость, неготовность России к организации целостной трехступенчатой системы образования, призванной давать не просто профессиональные знания, а всесторонне воспитывая учащегося, формировать у него способность аналитического мышления. Но уже к концу XVIII века ситуация изменится в корне.