- •Раздел 1. Общая психология.
- •Глава 1. Психология как научная дисциплина
- •Глава 2. Методология и методы психологического исследования
- •2.2. Фазы психологического исследования.
- •2.3. Классификация методов психологии.
- •Глава 4. Основы психологии личности.
- •4.3. Личность и ее психологическая структура
- •Глава 5. Направленность личности и ее психологические
- •Глава 7. Психология деятельности.
- •Глава 9. Способности в психологической структуре личности.
- •9.1. Способность и деятельность.
- •Глава 12. Психология сенсорных и перцептивных процессов.
Глава 9. Способности в психологической структуре личности.
Способности и задатки являются одним из параметров целостного психического облика личности (смотри параграф 4.3). Значит, они дают психологическое описание человека с какой-то своей, специфической стороны, являющейся практически, жизненно значимой. Слова «способный» или «неспособный» широко употребляются в быту, особенно, в практике обучения. Понятие способности является дискуссионным, содержит в себе не простые, в том числе, этические, нравственные вопросы. Это понятие, естественно, пересекается со многими другими психологическими категориями и явлениями. Любое научное знание понятийно, а составляющие его понятия и термины не изолированы, не рядоположены, а должны быть связаны в непротиворечивую системную конструкцию, в концепцию, в теорию. Рассмотрим собственно психологическую, научную трактовку способностей, которая отличается, разумеется, от трактовки житейской.
9.1. Способность и деятельность.
В принципе, в психологии существует два основных подхода к пониманию способностей, их происхождения и места в системе деятельности, психики и личности. Можно говорить, что за последние годы в отечественной психологии оформляется некий третий подход к этой сложной проблеме, которая тесно связана с пониманием самой природы психики.
Начнем с общеизвестной позиции Б.М.Теплова, работа которого по психологии музыкальных способностей выполнена в 40-х годах прошлого века, но ничуть не потеряла своей научной значимости, в том числе, в плане необходимого и возможного развития.
Способности – это индивидуально-психологические особенности, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности, не сводимые к знаниям, навыкам и умениям личности, но объясняющие быстроту и легкость их приобретения.
В этой трактовке способностей есть четыре основных момента, четко выделенные и аргументированные Б.М.Тепловым.
Во-первых, он относит способности к индивидуальным особенностям, хотя в психологии существует и другое их понимание - способности, как принадлежащие всему человечеству. Мы говорим, например, что суть психического развития человека - это усвоение общественно выработанных общечеловеческих способностей (смотри раздел «Возрастная психология»).
Во-вторых, связь способности с эффективностью деятельности является, согласно данной концепции, не линейной, не однозначной. Способности, конечно, связаны с деятельностью, «имеют отношение» к качеству ее результата, но не предопределяют его автоматически.
Можно, например, успешно выполнять что-то, не имея соответствующих способностей, то есть, за счет усердия, воли, долготерпения и тому подобное. И наоборот, неудачное исполнение деятельности вовсе не обязательно говорит об отсутствии у человека соответствующих способностей.
Способность обозначена здесь как некая потенция, как одно из условий эффективности деятельности. Другими словами, допускается сама возможность компенсации способностей.
В-третьих, способность не сводится к простой сумме наличных у человека знаний, навыков и умений. Смысловая дихотомия: уметь – не иметь, в принципе, отображает нечто иное, чем противопоставление: быть или не быть на это способным. Но здесь имеются и вполне определенные связи. Ведь человек может, например, сказать, что способен прочитать данную книгу, потому что знает, как это делать, и умеет делать, готов, в состоянии делать.
Пояснения предыдущих пунктов построены, так сказать, от противного. Они подчеркивают то, чем способности не являются, к чему не сводятся.
В четвертом смысловом пункте определения Б.М.Теплова дается позитивная, собственно отличительная особенность способностей: они обеспечивают быстроту и легкость достижения заданной эффективности деятельности.
Из всего этого вытекает принципиально важное положение: само понятие способности является динамическим, то есть, существующим только в изменении, в развитии, только в соответствующей целенаправленной деятельности.
Для иллюстрации этого положения можно провести некоторую аналогию с понятием силы в школьном курсе физики. Сила – понятие динамическое, векторное, и без этого оно теряет свое содержание, свое значение.
Так, и категория способности перестает психологически существовать, если отделяется от своего «вектора» деятельности. Не бывает способности вообще, вне более или менее конкретной деятельности. Человек не вправе, например, говорить о том, что у него пропали способности к рисованию, если он этим рисованием никогда серьезно не занимался.
Однако развитие способности должно иметь какое-то «начало», точку отсчета. Вектору нужно из чего-то исходить.
Задаток – это предпосылка способности. Это анатомо-физиологическая особенность, лежащая в основе развития способностей. Но способность есть функция не задатка, а развития.
Задатки врождены и неизменны, статичны, в отличие от динамичных способностей. Задаток сам по себе слеп, неопределенен, ни на что не направлен, многозначен. Он получает свою определенность, только будучи включенным в структуру деятельности, в структуру способности.
Если продолжить начатую ранее аналогию, то статичный задаток подобен точке (в школьном курсе геометрии). От этой точки можно повести вектора в самых разных направлениях, которыми в данной иллюстрации являются деятельности и способности. Не развиваемые задатки просто не видны, им не в чем проявиться.
Возможно, из какого-то задатка разовьются, например, математические способности, а возможно – какие-то другие. Дело в том, что вопреки расхожим и, порой, сильно упрощенным бытовым представлениям, в человеческом мозге не существует однозначной и механически четкой локализации высших психических функций, а тем более – способностей. Из одного и того же физиологического «материала» могут развиться разнонаправленные способности. Все определено направленностью деятельности, направленностью личности.
Конечно, существует, вероятно, некоторый «сектор» возможных направлений развития того или иного задатка. Здесь, в извечной проблеме соотношения врожденных и приобретенных личностных особенностей, заложено множество вопросов для современной психофизиологии и психогенетики.
Есть виды деятельностей (соответственно, способностей), которые требуют относительно большего обеспечения задатками. Например, для выдающегося оперного певца необходимо наличие соответствующего голосового аппарата. Но и он обязательно развивается, голос «ставится», и стоящая за этим трудоемкая, непрерывная работа не вызывает сомнений ни одного певца..
