Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
СОЦ-Я УПРАВ-Я ЛЕКЦИИ.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
308.74 Кб
Скачать

Функции элиты:

Стратегическая – определение программы действий и развития путем генерирования идей, отражающих интересы и ценности различных социальных субъектов и широких слоев общества. Это – функция топ-менеджмента.

Коммуникативная – сбор, изучение и представление (отражение) в социальных программах интересов различных социальных субъектов.

Организаторская – воплощение программ в жизнь; обеспечение поддержки со стороны объекта управления (народа, масс, общностей) реализации социальных программ. Это – функция вторичного звена власти.

Интегративная – обеспечение и укрепление стабильности системы (общества) путем непосредственного управления (согласование интересов, компромиссы, принуждение, контроль и т.п.).

Структурный анализ элиты показывает ее неоднородность и функциональное разнообразие. Можно выделить несколько подходов, которые дают различные версии описания структурно-функциональных характеристик правящих элит (российский политолог О.В.Кры-штановская):

1-ый подход выделяет две проекции анализа:

- горизонтальную: чиновники (назначаемая бюрократия, иерархия) – депутаты (избираемые лица, легислатура;

- вертикальную: единственная элита (А :моноцентрия, номенклатура, диктатура) – множественность элит (Б: полицентрия или полиархия по Р.Далю).

2-ой подход выделяет два типа структур (принципов организации и функционирования): формальную и неформальную.

Формальная структура – официальная, явная архитектура элиты:

Первый вариан: элита = сумма субэлитных групп, которые могут быть:

- отраслевыми (экономические, политические, военные и др.);

- функциональными (идеологи, силовики, администраторы и т.п.);

- репутационными (назначенцы, избранники);

- иерархическими (субэлитные слои).

Второй вариант (Дэвид Рисмен «Одинокая толпа»): элита = группы интересов, которые бывают двух видов:

1) непосредственно принимают решения («вето-группы») и

2) влияют на принятие решений.

Третий вариант (Энтони Гидденс): в структуре самой элиты есть специфический элемент – топ-элита или «карцерная группа» (закрытая, изолированная общность) = 20-30 человек.

Четвертый вариант выделяет в структуре правящей элиты:

  • политическую элиту (властные функции )

  • бюрократическую элиту (управленческо-административный аппарат)

  • коммуникационные и идеологические элиты (представители науки, СМИ, культуры, духовенства).

Неформальная структура – скрытая организационная и функциональная характеристика элиты – клиентела как совокупность неформальных связей и личных зависимостей-обязательств; клиентела суть антагонист бюрократии как принципа управления (типа М.Вебера). М.Афанасьев определял клиентелу как форму «социальной — персональной или коллективной — зависимости, происходящей из неравномерного распределения ресурсов власти». Дж.Виллертон писал, что даже самое развитое бюрократическое государство не может избежать патронажа при рекрутации и мобильности элитных кадров.

Клиентела характеризуется множеством организационных элементов:

  • клан – группы взаимопомощи при лидере (группа политической поддержки, экономической, интеллектуальной и силовой), которые отличаются неиерархической структурой, отсутствием фиксированных должностей, непостоянным членством, наличием некоторых моральных принципов и общих интересов, связывающих группу. Они совместно участвуют в разработке проектов, накапливают информацию и полезные контакты. Такие клановые группы взаимопомощи создаются вопреки бюрократической разобщенности различных институтов власти и являются, по сути дела, межинституциональными неформальными общностями, существующими параллельно с формальными иерархизированными группами. Клан формируется вокруг одного или нескольких политических деятелей, вербует сторонников, разрастается, стремясь к покрытию всего политического поля. Чем больше членов клана работает в разных иерархиях, тем больше его капитализация.

  • клика – термин придумал Ч.Кули (от франц. шайка, банда), ввел в оборот Г.Дикс – неформальное политическое объединение, ставящее своей целью захват власти или установление контроля над ней путем использования нелегальных средств. По внутренней структуре и характеру взаимодействия выделяют клики партнерского типа («группу равных») и авторитарного типа («лидер – последователи»), которые, достигая своей цели, трансформируются соответственно в олигархию и клиентелу.

  • обойма –  мини-пирамида из патрона и его клиентов, которая не вписывается вписанные в геометрию формальной организации. Обоймы и формальные иерархические группы постоянно борются между собой, так как сами принципы их функционирова­ния и целеполагания несовместимы. Клиентелистские свя­зи, не являясь легальными, а тем более легитимными, иног­да становятся важным механизмом существования целого политического режима.

  • внутренние партии – группы интересов, которые формируются внутри элиты вокруг лидеров как носителей и выразителей конкретных интересов (политических, экономических и т.п.).

  • стратегические группы (мозг, субэлита планирования и проектирования) + группы давления (сила)

Джеймс Мэйзел в своей книге «Миф правящего класса», исследуя характеристики элиты, вывел знаменитую формулу «трех С»: «Conscience — Cohesion — Conspiracy (Сознание — Сплоченность — Сговор)». Эта формула содержит в себе утверждение, что элита суть социальная группа, насквозь пронизанная неформальными патрон-клиентскими отношениями, которой имманентно присущи такие черты, как групповое сознание, замкнутость, сплоченность и автономия от других страт общества. По Мэйзслу, элита— внутренне гомогенная, сплоченная группа, обладающая самосознанием, которая вовсе не является объединением изолированных индивидов. Принадлежность к элите больше похожа на членство в эксклюзивном клубе, чем на формальную идентификацию себя с абстрактным классом. Каждый в элите знает каждого, его бэкграунд, степень лояльности и интересы. Элита объединена сговором и тайной «круговой порукой». Элита — самосохраняющийся (а иногда и самовоспроизводящийся), эксклюзивный, замкнутый сегмент общества. Власть в ней репрезентируется богатством и престижем.

Как бы мы не анализировали элиту, её фундаментальным признаком будет максимальная степень общности интересов, общности целей и единства действия.

Системы рекрутирования (отбора, формирования) политических элит:

Система гильдий

(корпоративная система – имеет давние традиции, распространена в среде недемократических поликультур)

Антрепренерская система

(предпринимательская система - складывалась в западноевропейском культурном пространстве)

характерные черты системы:

  •  закрытость (отбор претендентов на более высокие посты, как правило из нижестоящих слоев самой элиты) и медленный, постепенный путь продвижения;

  •  высокая степень институциализации процесса отбора, наличие многочисленных фильтров и формальных требований (стаж, возраст, пол, образование и др.) для занятия должности;

  •  небольшой круг селектората (как правило, члены вышестоящего руководящего органа или один первый руководитель);

  •  тенденция к закреплению и воспроизводству уже существующего типа лидерства и политической элиты (от претендентов требуется прежде всего лояльность, верность лидеру);

  • взвешенность решений, которая гарантирована преемственностью и консерватизмом системы.

  •  открытость (широкие возможности для представителей любых общественных групп претендовать на места в политических и управленческих структурах);

  •  небольшое число формальных требований к претендентам на должности;

  •  широкий круг селектората, которым могут выступать все избиратели страны;

  •  высокая конкуренция среди лидеров при отборе;

  • первостепенность личностных качеств, умение заинтересовать электорат, понравиться новыми идеями и проектами.

недостатки системы:

  • тенденция к бюрократизации и формализации;

  • культивируется массовый конформизм, затрудняется инициатива снизу;

  • догматизация и формализм могут вести к деградации политической системы.

  • большой риск допуска в политику непрофессионалов;

  • сравнительно низкая предсказуемость процессов развития и действий политиков;

  • склонность к внешним эффектам (выборы как шоу), демагогии и популизму.