Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Obschaya_psikhologia_Myshlenie.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
233.47 Кб
Скачать

Тема 2.Деятельностный подход к исследованию мышления.

В отечественной психологии мышление понимается двояко: в широком и узком смыслах слова. В широком смысле слова мышление рассматривается как мыслительная деятельность, обладающая структурой соответствующей деятельностной модели, принятой в отечественной психологии (А.Н.Леонтьев, 2000; С.Л.Рубинштейн, 2008). В узком смысле слова мышление – это процесс решения задач.

Иными словами, в качестве основного предмета психологического исследования мышление выступает как процесс и как деятельность. С одной стороны, оно развернуто во времени и включает в себя ряд этапов, а также предполагает определенную направленность субъекта. С другой стороны, мышление является вариантом ориентировочно-исследовательской деятельности, включающей в себя мотивационную и операционально-техническую составляющие.

Мотивация — главная характеристика субъекта деятельности, основной источник его активности. Именно необходимость актуализации потребностно-мотивационных структур как условие развертывания решения задачи часто опускается, когда говорят о мышлении.

В психологии выделяют две группы мотивов: внешние мотивы мыслительной деятельности и внутренние мотивы мыслительной деятельности. Когда говорят о внешней мотивации, то подчеркивают, что задача решается ради достижения каких-то результатов, не связанных с познанием объекта. Та же самая задача может решаться на основании внутренней мотивации, например, разоб­раться, что из себя представляет данная головоломка, каков метод ее решения и т.д.

О.К.Тихомиров (2002) подчеркивает комплексность влияния внутренних и внешних мотивов на процесс решения задач. Как правило, запускают мыслительный процесс некоторые внешние факторы. Однако, задача на мышление предполагает некоторое затруднение, столкновение с которым автоматически запускает комплекс внутренних мотивов, которые дополняют исходные. Иными словами, деятельность по решению задач всегда полимотивирована. Субъект характеризуется множеством мотивов, находящихся в иерархических отношениях, поэтому акт принятия задачи — это связывание ее с целой группой мотивов.

Мотивы — это не просто условия развертывания актуальной мыслительной деятельности, а фактор, влияющий на ее продук­тивность. Так, например, в экспериментальном исследовании Э.Д. Телегиной и Т.Г. Богдановой сравнивалось решение одних и тех же задач в трех разных ситуациях эксперимента:

а) выполнение «нейтральной» инструкции («решите предложенную Вам задачу»); б) решение задач в ситуации соревнования;

в) решение задач в ситуации «исследование умственной одаренности» (последнее использовалось лишь как экспериментальный прием).

Эксперименты обнаружили закономерное повышение продуктивности решения задач как результат включения их в деятельность, регулируемую высокозначимыми для человека мотивами. Повышение продуктивности отмечалось как по общему количеству ответов (от 1,4 до 2 раз), так и по изменению их качественной, содержательной стороны (максимальное увеличение количества оригинальных ответов в 6 раз). В задачах, имеющих не сколько решений, увеличивается число находимых решений, а в „ задачах, имеющих одно решение, увеличивается число испытуемых, находящих это решение (О.К.Тихомиров, 2002).

Решаемая задача всегда вызывает некоторое отношение к ней субъекта, оценивается им, имеет для него личностный смысл, в них и проявляются особенности мотивации мышления. Отношение может различаться по «модальности» (позитивное или негативное), по объекту (что именно вызывает отношение), по форме выражения (вербальные и невербальные индикаторы), по характеру проявления отношения (переделывание задачи, готовность к повторным участиям в опытах).

Оценка задачи как интересной положительно влияет на ее последующее решение и наоборот. Также положительно коррелируют с решением задачи оценка ее как решаемой, положительное эмоциональное отношение к задаче, активность этого отношения. Само отношение к задаче формируется под влиянием таких факторов, как форма предъявления задачи испытуемому, характер инструкций и вопросов.

Результаты решения задачи (решена или не решена) оказывают обратное влияние на ее оценку, на отношение к задаче. Если человек не решил задачу, то он склонен оценивать ее как нерешаемую, неинтересную, «неумную».

В ходе решения задач познавательные мотивы не просто взаимодействуют с внешними мотивами, но имеют свою собственную логику развития в ходе решения задачи. Обнаружение несоответствия используемых способов действия условиям задачи, разрыв между условиями и требованиями задачи, противоречие между исходным и искомым, отношения между предыдущими и последующими целями при их последовательном достижении — все это выступает как внутренний источник развития мотивации в ходе решения задачи.

В мыслительном процессе особую роль играет целеобразование. Цель – осознанный образ будущих результатов деятельности, косвенно связанных с мотивом. Цели связаны с предвосхищением результатов действия, на основании чего действия квалифицируются как успешные и неуспешные.

Мотивационная обусловленность мышления должна быть дополнена механизмом влияния эмоций на решение задач, поскольку именно эмоции отражают отношения между потребностями и возможностью успешной реализацией отвечающей им деятельности субъекта. В данном контексте важны положение Л.С.Выготского о единстве интеллекта и аффекта и положение С.Л.Рубинштейна о том, что мышление как реальный психический процесс само является единством интеллектуального и эмоционального, а эмоция – единством эмоционального и интеллектуального.

Как подчеркивал А.Н.Леонтьев – мышление является деятельностью, имеющей аффективную регуляцию, непосредственно отражающую ее пристрастность (А.А.Леонтьев, 2001). Эмоциональные состояния выполняют в мышлении эвристические функции. В самоотчетах испытуемых присутствуют такие названия эмоциональных состояний как «чувство близости решения», «удовлетворение», «разочарование» и др. Благодаря эмоциям в задаче выделяется некоторая зона, которая определяет не только дальнейшее развертывание поиска в глубину, но и при необходимости, возврат к определенному пункту.

Операционально-техническую сторону мыслительной деятельности составляют мыслительные действия и операции. Выделяют три типа мыслительных действий, характерных для процесса решения задач:

1.Ориентировочные действия. 2.Исполнительные действия. 3. Нахождение ответа.

Ориентировочные действия начинаются с анализа условий задачи и способствуют возникновению гипотез. Исполнительные действия сводятся в основном к выбору приемов решения задачи. Нахождение ответа состоит в сверке решения с исходными условиями задачи. Если в результате сличения результат согласуется с исходными условиями, процесс прекращается.

Основу мыслительных действий составляют мыслительные операции, составляющие различные взаимосвязанные и друг в друга переходящие стороны мыслительного процесса. Охарактеризуем основные мыслительные операции (по С.Л.Рубинштейн, 2008).

Анализ – мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих его частей, элементов, сторон. Посредством анализа субъект вычленяет явление из тех случайных несущественных связей, в которых они часто даны нам в восприятии.

Синтез – восстановление целого из частей, вскрывая более или менее существенные связи и отношения выделенных анализом элементов. Анализируя и синтезируя, мысль идет от более или менее расплывчатого представления о предмете к понятию, в котором анализом выявлены основные элементы, а синтезом раскрыты существенные связи целого.

Сравнение – выявление сходства и различия в воспринимаемых объектах. Выявляя тождество одних объектов и различие других, сравнение приводит к их классификации.

Абстракция (абстрагирование) – мысленное отвлечение от каких-либо частей или свойств предмета для выявления его существенных признаков.

Конкретизация – представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению.

Абстрагирование и конкретизация связаны между собой в едином мыслительном процессе. «Переходя к абстрактному, которое раскрывается через отношения конкретных вещей, мысль не отрывается от конкретного, а неизбежно к нему возвращается. Отталкиваясь от конкретного и возвращаясь к нему через абстрактное, познание мысленно реконструирует конкретное во все большей полноте его содержания как сращение многообразных абстрактных определений. Всякий процесс познания происходит в этом двойном движении мысли» (С.Л.Рубинштейн, с.326).

Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим существенным признакам. В мыслительной деятельности индивида процесс обобщения совершается в основном как опосредующая обучением деятельность по овладению созданными предшествующим историческим развитием понятиями, закрепленными в научных терминах.

Необходимо подчеркнуть, что с точки зрения теории деятельности, обобщение является не только мыслительной операцией, но и ключевым механизмом, обеспечивающим способ и эффективность познания. Максимально подробно данный вопрос рассмотрен В.В.Давыдовым в монографии «Виды обобщения в обучении» (2000).

В.В.Давыдов выделяет два вида обобщения: рассудочно-эмпирическое и теоретическое. В основе рассудочно-эмпирического обобщения лежит действие сравнения. Сравнивая объекты, человек выявляет общие наблюдаемые свойства, которые могут стать содержанием понятия о данном классе объектов. Обозначение данного класса одним словом позволяет классифицировать многообразие наблюдаемых явлений и оперировать ими без обращения к непосредственному опыту. Обобщение осуществляется от частного к общему посредством операции абстрагирования. Эмпирическое мышление характерно доя начальных этапов познания и имеет ограничения, связанные с возможностью ошибки на этапе выделения сходных свойств объектов.

Теоретическое (содержательное) обобщение начинается с операции анализа, или генетического анализа (В.В.Давыдов). На данном этапе фиксируются сущностные свойства наблюдаемого объекта как представителя класса объектов. Далее мысль разворачивается путем восхождения от абстрактного к конкретному, поскольку каждое новое явление воспринимается как часть системы более высокого порядка.

Таким образом, эмпирическое знание вырабатывается при сравнении, благодаря чему выявляются формально общие, внешне наблюдаемые свойства, обобщающие объекты в классы. Эмпирическое мышление нуждается в примерах и иллюстрациях и требует фиксации в словах-терминах. Теоретическое знание посредством анализа выходит за пределы чувственных представлений, проникая во внутренние связи объектов, характеризуя их одновременно как единичные и являющиеся частью всеобщего, благодаря чему возможно выведение и объяснение конкретных элементов системы из всеобщего основания. Теоретическое знание выражается в способах умственной деятельности и может не иметь терминологического оформления.

В зависимости от типа обобщения, лежащего в основе формирования понятия, выделяют эмпирические и теоретические понятия. Эмпирическое понятие фиксирует нечто одинаковое в каждом отдельном предмете класса на основе сравнения. Теоретическое понятие представляет собой единство всеобщего и единичного (целостного и отличного); оно отображает переход, отождествление различного в едином, происходящее в самой действительности, воспроизводит развитие, становление системы целостности конкретного.

Особое значение в деятельностном понимании мышления принадлежит теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Ведущим для концепции П.Я.Гальперина является понятие ориентировочной деятельности. Ориентировочная деятельность человека выполняет следующие функции: удовлетворение витальных потребностей, выживания при условии отсутствия готового способа действия. Ориентировка включает в себя: отражение потребности; анализ ситуации; целеобразование; смыслообразование; построение плана действий и контроль за его исполнением; внесение необходимой коррекции.

П.Я. Гальперин разработал концепцию поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, 2000). Она основывается на том, что психическая деятельность есть результат перенесения внешних материальных действий в план отражения — в план восприятия, представлений и понятий, то есть во внутреннюю структуру психической деятельности. П.Я. Гальперин выдвинул свою гипотезу на основании рассмотрения совокупности следующих эмпирических фактов: сближение внутренней структуры психической деятельности со строением соответствующего внешнего действия, поразительные изменения действия в процессе его сокращения, лестница постепенного восхождения от внешнего действия к внутреннему. Перенос внешнего действия вовнутрь совершается в строгом порядке, поэтапно.

При переходе извне вовнутрь действие должно пройти следующие этапы формирования умственных действий:

  1. Мотивация.

  2. Формирование ориентировочной основы будущего действия: ознакомление с существом будущего действия в практическом плане.

  3. Выполнение действия во внешней форме в практическом плане с реальными предметами или их заменителями.

  4. Выполнение действия без опоры на внешние предметы; перенесение действия из внешнего плана в план громкой речи — «речевое выполнение предметного действия».

  5. Перенесение речевого действия во внутренний план; проговаривание действия целиком «про себя».

  6. Выполнение действия в плане внутренней речи с необходимыми преобразованиями и сокращениями. На данном этапе происходит переход действия из сферы интеллектуального контроля на уровень интеллектуальных умений и навыков.

Экспериментальные исследования П.Я.Гальперина показали, что важнейшей частью познавательной деятельности являются не логические операции, а ее ориентировочная часть, которая служит психологическим механизмом действия. Регуляция действия осуществляется на базе ориентировочной основы действия, проходя через выделенные этапы формирования действий. В данном подходе раскрывается внутренний механизм осуществления действия. Подход к развитию с позиций ориентировочной деятельности позволяет рассмотреть этот процесс в единстве его содержательного и структурного компонентов.

Дополняет картину деятельностного подхода к исследованию мышления теория Я.А.Пономарева о соотношении осознанного и неосознанного в мышлении. В результатах любого действия можно выделить прямой продукт как результат, соответствующий предварительно поставленной цели, и побочный продукт, который изначально не был предусмотрен. Перевод отражения побочного продукта на место прямого трактуется как переориентировка, что является одним из ключевых механизмов творческого мышления (Я.А.Пономарев, 1999).

Раздел . Принцип развития в психологии мышления.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]