Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Голузина.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
4 Mб
Скачать
    1. Танец – разновидность пластического искусства

Различным видам художественной деятельности присущи свои выразительные средства для создания и передачи художественного образа, отражающие конкретные культурно-исторические условия и удовлетворяющие их. Тем самым формируется потребность в акцентировании внимания на тех выразительных средствах создания художественного образа, наличие которого определяет внутреннее единство художественной культуры. Соответствие этих выразительных средств канонам и интерпретациям явлений художественной культуры делает понятным и приемлемым содержание художественного образа в широкой зрительской аудитории. Такими важными выразительными средствами в художественной культуре и искусстве, несомненно, предстают пластические искусства.

Внешняя выразительность и кажущаяся простота в восприятии пластического образа скрывают ту большую работу и напряженные творческие усилия, которые затрачены художником при его создании и презентации зрителю. Эта внешняя обманчивость зачастую не только у зрителей, но и у профессионалов приводит к недооценке значимости теоретических исследований в области пластических искусств.

Феномен пластических искусств принадлежит к числу малоисследованных проблем отечественной и зарубежной культурологии. Осмысление этого вопроса сопряжено с конституированием базисных понятий культуры, художественного творчества, которые непосредственно связаны с эволюцией основных форм отношения человека к окружающему миру. Тем не менее, наличие философских и культурологических традиций, обладающих значительным запасом идей, позволяют осмыслить художественное творчество, его специфику, а также, его основные содержательные компоненты.

Исследование и проживание роли актером, в сфере пластических искусств, непосредственно связано с таким видом понимания, как эмпатия, представляющая собой сложный, многоуровневый психический процесс постижения эмоциональных состояний другого человека, способность вживаться и перевоплощаться в мир неживых объектов.

Художественный образ является главным содержательным элементом любого вида искусства, представляющий собой некую теоретическую конструкцию, содержание которой раскрывается в реальном бытие конкретного вида искусства - театра, музыки, литературы, скульптуры, танца и др. Тело актера в пластических искусствах несет основную смысловую нагрузку, выступая материализованной формой художественного образа.

Телесные проявления, зафиксированные в пластических искусствах, представляют собой информацию, дополняющую картину эпохи, дающую представление о ее специфике, о самом человеке, о состоянии его духовного мира [18, с. 68].

На протяжении всей истории постоянными и единственными возможностями для пластической выразительности являлись только танец и пантомима. Два уникальных пластических выразительных средства, присущие человеку чуть ли не с самого зарождения человечества на Земле. Они являются своеобразным способом передачи информации на тонком уровне, способом общения без слов на уровне восприятия чувств и мыслей. Поэтому они и являются основой пластического искусства в искусстве актера, как человека в первую очередь действующего, а не говорящего.

В европейском драматическом театре танец наряду с пантомимой, на протяжении многих веков был неотъемлемой частью театра: танец «эммелея» в греческой трагедии, сатирические пляски в комедии, пиррические танцы трансформировавшиеся со временем в танцевальное шоу в древнеримском театре. А позже сольные танцы актеров жанра пантомим, веселое буйство чертей в средневековой мистерии, тарантелла в комедии дель арте, сарабанда, байле в испанском театре Возрождения, придворные танцы в произведениях Шекспира, балетные дивертисменты и менуэт в театре Мольера.

Начиная со зрелищных танцевальных представлений придворного балета и пантомим Джона Уивера, Джона Рича и других европейских новаторов, сценический, или, как в то время было принято называть «театральный» танец, к XIX веку постепенно принимает самостоятельную форму исполнительского искусства, со своими принципами пластической выразительности, основой которых, по утверждению историка танца Блок Л.Д., является техника античного танца. Однако через тысячелетия развития этот вид пластического искусства сегодня представляет собой совершенно иное явление, имеющее под собой веками отточенную и упорядоченную систему и далеко ушедшую от своих античных прародителей – «Классический танец - система художественного мышления, оформляющего выразительность движений, присущих танцевальным проявлениям человека на различных стадиях культуры. В классический эти движения входят не в эмпирически данной форме, а в абстрагированном до формулы виде» [6, с. 52].

Танец - вид искусства, в котором художественный образ создается посредством ритмичных пластических движений и смены выразительных положений человеческого тела. Танец неразрывно связан с музыкой, эмоционально-образное содержание которой находит свое воплощение в его движениях, фигурах, композиции. С помощью танца мы можем видеть и чувствовать музыку.

Первый танец возник еще в древности и был основан на воспроизведении движений охоты и трудовых процессов, как средство объединения людей. Первоначально танец был неотделим от обрядов. Но постепенно, отделяясь от прямой связи с трудом и обрядами, танец приобрел значение искусства, воплощающего состояние человеческого духа.

«Танец - это искусство, а всякое искусство должно отражать жизнь в образно-художественной форме» [6, с. 65]. Поэтому танец, как и любое целостное произведение, имеет свою композицию, сюжет, образность, тему, идею и сверхзадачу. Главное в танце, с помощью тела передать идейно-эмоциональный замысел режиссера. В данном случае мы будем рассматривать танец как составляющую пластического театра. По своей природе пластический театр - течение современности, поэтому танцы в данном виде искусств используются современные.

Под «современным танцем» (в русскоязычной практике часто используется английский термин «contemporary dance») обычно понимают направление искусства танца, включающее танцевальные техники и стили XX – начала XXI веков, сформировавшиеся на основе американского и европейского танца модерн и танца постмодерн. В этом смысле не существует единой техники современного танца – австралийский, европейский, канадский, американский современный танец отличаются друг от друга во многих аспектах, так же как и каждая школа имеет свой собственный подход.

Лев Шульман, директор Екатеринбургского центра современного искусства, в своем интервью для радио «Свобода» от 28 апреля 2006 года дал следующее пояснение современного танца: «Современный танец не имеет никакого отношения к тому, что является клубным танцем, шоу-танцем, эстрадным танцем и так далее. То есть это не современные танцы, а современный танец – это один из видов хореографического искусства. То есть то, что когда-то было тем, что называлось «танец-модерн», потом это стало называться, переросло в «танец-постмодерн», потом «пост-постмодерн». И когда уже все устали прибавлять вот это «пост-», решили, что это будет называться «contemporary dance» [21, с. 5].

Современный танец рассматривается как инструмент для развития тела танцовщика и формирования его индивидуального хореографического языка через синтез, актуализацию и развитие различных техник и танцевальных стилей. Для современного танца характерна исследовательская направленность, обусловленная взаимодействием танца с постоянно развивающейся философией движения и комплексом знаний о возможностях человеческого тела и взаимодействия тела-разума, тела-пространства, тела-тела.

«Для современного танца характерна многосторонность, универсальность и гибкость. Его можно танцевать в любой акустической среде (различные направления музыки, тишина, естественные звуки), комбинировать и объединять с другими танцевальными техниками и формами, создавая новые стили движения. Современный танец работает с природной структурой тела и поэтому безопасен и доступен начинающим. В то же время легкость и естественность движения, которую воспитывает это направление танца, позволяет профессиональным танцорам открывать для себя новые грани танца» [21, с.7].

Не менее важной проблемой является соотнесение балета и современного танца. Если принцип балета – это гармония, тяга к идеалам красоты и пропорциональности, то contemporary dance – это дисгармония, отсутствие эталонов, вопросы без ответов. Томас Келей, шведский хореограф, танцовщик, педагог так говорит об этом: «Балет – это очень высокий стандарт физически. Модерн тоже, но он просто обращен в другое направление. Балет очень высок, а модерн стремится к низу». Современный танец – это о том, что есть обычные люди с кучей комплексов. Вместо танца маленьких лебедей – человек с безумным взглядом, лезущий на стену, сбивающий руки в кровь, падающий и вновь поднимающийся. «Перформер ничего и никого не изображает, – говорит балетный критик Наталия Курюмова. – Он ни больше, ни меньше, чем тело в настоящем. В идеале современный танец стремится выйти за рамки искусства и стать орудием самопознания и саморазвития»[21, с. 11].

Не менее важным фактом при разговоре о contemporary dance является то, что в процессе своих стремительных трансформаций он теряет границы жанра. А именно: одна из основных форм современного танца – данс-спектакль утрачивает свои позиции, и на его месте мы видим ««двигательные эксперименты», которые уподобляют зрителей посетителям некой научной лаборатории. А на переднем крае – «уличные» танцы, направление, представителей которого совсем недавно невозможно было завлечь в театры даже в качестве зрителей».

Contemporary dance полон противоречий. Несмотря на то, что его существование насчитывает уже целое столетие, он продолжает меняться, искать новые формы проявления и не застывает, чтобы появилась возможность дать ему строгое определение. Уже сформировались такие формы современного танца как кинотанец (смешение кино и танца) – в данном случае под танцем понимается не только хореографическая постановка, но и любое движение вообще; танцевальный перфоманс – танец, выходящий за рамки сцены, использующий городское пространство; танцевальный спектакль. Но на наш взгляд, именно эта изменчивость и является источником интереса людей, дает возможность для экспериментов. Если танец постоянно развивается – значит, он живет [21, с. 17].

Направление contemporary dance стало самостоятельной единицей в хореографическом искусстве, но его элементы активно используют постановщики пластического жанра. Они так же экспериментируют с формами, образами, лексикой. Например, ныне действенный театр «ПробуждениЯ» существует на стыке искусства и психологической практики. В его основе синтез театра, современного танца, психологии и духовных традиций. В их идеологии господствует движение, движение как магия трансформации и преображения, движение, как основной принцип жизни. Главное в их работе это эксперименты. Путем долгих поисков они создали театр зрительских историй - это уникальное и магическое пространство, где рассказанная зрителем история немедленно превращается в танцевально-театральную постановку. Это происходит так: зритель рассказывает свою историю и с помощью «режиссера» выбирает роли в своей постановке и актеров из труппы на роли. Затем актеры спонтанным образом импровизируют, разыгрывая эту историю. Задача актеров театра – стать «зеркалом» для зрителя, отразить и выразить в движении, танце, звуке его внутренние состояния и противоречия. Через игру актеры делают внутреннюю жизнь зрителя видимой и подвижной. Зритель всегда смотрит этот спектакль по особенному, включаясь, присоединяясь и проживая все действие вместе с актерами, которые как правило исполняют роли различных частей личности зрителя. Это метод драматизации — т.е. обнажения и обострения внутренних противоречий. Для того чтобы встретиться с ними, увидеть, осознать, а затем интегрировать и принять через работу своей души. Это нужно для того, чтобы сделать свой внутренний мир проявленным, увидеть его своими глазами, со стороны, а так же встать в позицию свидетеля всего происходящего и в тоже время через присоединение прожить все роли. Это исцеляющий и магический процесс, в котором на сцене разворачивается спектакль жизни.

Танец и пластика не могут существовать отдельно друг от друга. Это две взаимозависимые субстанции. Танец помогает пластике обрести завершенность формы и ее композицию, а пластика дает танцу красоту, плавность и грацию.