
2.2. Зрительная сигнализация
Половой диморфизм. У большинства видов животных имеет место половой диморфизм, который заключается в том, что самцы имеют более развитые вторичные половые признаки по сравнению с самками. До половой зрелости, а точнее до первого сезона размножения, самки и самцы многих видов животных очень похожи друг на друга. Под влиянием половых гормонов внешний вид самцов, а у видов, для которых характерна полиандрия - самок, заметно преображается. Некоторые рыбы приобретают необыкновенно яркую окраску, у самцов копытных отрастают рога, у некоторых обезьян - гривы, усы и борода. У птиц образуются совершенно невероятные наряды из перьев, отрастают гребни, набухают сережки. У некоторых видов эти изменения сохраняются в течение всей жизни, у других же подобные наряды служат признаками готовности к размножению и проявляются только в брачный сезон. Подобные ритуальные органы обнаруживаются у представителей любой другой группы животного мира. Таковы, в частности, броские, яркие отметины и экстравагантные, удлиненные, расширенные или причудливо вырезанные перья многих птиц, видоизмененные плавники рыб, меняющие окраску кожные "воротники" рептилий. Все эти "украшения" явно демонстрируются перед прочими особями своего вида, перед самкой или соперником за счет специфических форм демонстративного поведения. С приближением сезона размножения под воздействием половых гормонов, животные начинают демонстрировать свои половые признаки. Они поднимают и опускают хохлы, распускают хвосты, как, например, павлины, производят множество ритуальных движений, в общих чертах весьма похожих у представителей разных таксономических групп. Очевидно, в ходе эволюции и сами украшения, и способы их показа развивались параллельно. Демонстрирование этих сигнальных структур несет жизненно важную информацию, которая указывает другим особям на половую принадлежность демонстрирующего животного, на его возраст, силу, право собственности на данный участок местности и т.д.
Если рассматривать зрительные сигнализации относительно человека, то нам свойственна игра в "вот он я". И мужчины, и женщины, войдя в помещение, первым делом оглядываются в поисках места, где можно сесть, облокотиться, занять какую-то позицию. Дальше начинается фаза привлечения внимания.
Мужчины обычно расправляют плечи, играют мышцами, потягиваются. Напитки помешивают всей рукой от плеча – словно месят глину. Легкое и плавное движение, необходимое, чтобы зажечь сигарету, превращается в мощный жест, в котором задействовано все тело, а гасится спичка широким резким взмахом.
Интересно наблюдать за мужчиной, прохаживающимся взад-вперед. Кстати, самец-бабуин, рассчитывая на сексуальный контакт, тоже расхаживает очень важно. Самец гориллы ходит туда-сюда на вытянутых напряженных лапах, краем глаза следя за самкой. Многие обезьяны при этом прихорашиваются. Мужчина приглаживает волосы, оправляет на себе одежду или потирает подбородок (неосознанный жест, рассеивающий нервную энергию).
Женщины начинают фазу привлечения внимания с похожих маневров: улыбаются, глядят по сторонам, потягиваются, прихорашиваются, раскачиваются. Часто используется и набор специфических женских приемов – подкрутить локон, стрельнуть глазками, хихикнуть или облизнуть губу. У некоторых появляется специфическая походка: спина прямая, грудь вперед, бедра ритмично покачиваются.
Очень распространенный способ продолжения знакомства – свидание в ресторане. В самом деле, не существует более банальной мужской уловки, чем попытка предложить угощение в надежде на благосклонность.
К подобной хитрости прибегают не только люди. Самец ктыря (хищная муха), поймав тлю, долгоножку или обычную муху, выделяет из специальной железы пахучий секрет, оповещающий о добыче. Пролетающая мимо самка задерживается, чтобы вкусить деликатес, – и пока она ест, происходит копуляция.
Такой ритуал, вероятно, возник еще до динозавров – ведь он очень важен для воспроизводства: обеспечивая самку пищей, самец демонстрирует свои способности охотника, добытчика, а значит, достойного партнера в деле продолжения рода.