Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
куликов 8.rtf
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
491.84 Кб
Скачать

Групповая изоляция

Психологический анализ данных ситуаций провел В.И. Лебедев (1989). Он обращается к истории научных экспедиций, зимовок в Арктике и Антарктике, длительных плаваний на кораблях и плотах. Большое количество наблюдений подтверждает, что небольшие группы перед лицом трудностей и опасностей сплачиваются еще сильней. При этом люди сохраняют в своих взаимоотношениях чувство сердечной заботы друг о друге, нередко жертвуют собой во имя спасения товарищей. Ярким примером может служить экспедиция к Южному полюсу, возглавлявшаяся Р. Скоттом. Девять месяцев на арктической льдине сплоченно работала четверка папанинцев.

Однако история научных экспедиций и плаваний знает и немало печальных случаев разобщенности людей, попавших в условия длительной групповой изоляции. Так, в первый международный полярный год (1882 – 1883) американская экспедиция высадилась на «Землю Элсмира» (Крайний Север). В условиях групповой изоляции между членами экспедиции начали возникать конфликты. Для наведения порядка начальник экспедиции Грилли использовал систему суровых наказаний. Даже прибегая к расстрелу своих подчиненных, он не сумел справиться с порученным ему заданием. В 1898 г. небольшое судно «Бельжика» осталось на зимовку у берегов Антарктиды. Во время зимовки у членов экипажа появились раздражительность, недовольство, недоверие друг к другу, стали возникать конфликты. Два человека сошли с ума.

Советский полярник Е.К. Федоров пишет, что «в маленьких коллективах складываются своеобразные отношения… Пустяковая причина – может быть, манера разговаривать или смеяться одного – способна иной раз вызвать… нарастающее раздражение другого и привести к раздору и ссоре». Конфликтность, агрессивность, возникающую, казалось бы, без видимых причин, Р. Амундсен назвал «экспедиционным бешенством» («болезнь, о которой ни слова не говорится в медицинских справочниках»), а Т. Хейердал – «острым экспедиционитом». «Это психологическое состояние, когда самый покладистый человек брюзжит, сердится, злится, наконец, приходит в ярость, потому что его поле зрения постепенно сужается настолько, что он видит одни лишь недостатки своих товарищей, а их достоинства уже не воспринимаются».

В социально-психологических исследованиях психологов и врачей убедительно показано, что с увеличением времени пребывания полярников на антарктических станциях вначале появляется напряженность во взаимоотношениях, а затем и конфликты, которые за шесть-семь месяцев зимовки перерастают в открытую враждебность между отдельными членами экспедиции. К концу экспедиции значительно увеличивается число изолированных и отвергаемых членов группы. Комплексное медико-психологическое обследование 13 гидрометеорологических станций за Полярным кругом, проведенное И.К. Келейниковым, показало, что на всех станциях имеются более или менее выраженные нарушения в сфере взаимоотношений, приводящие к конфликтам и появлению «отвергаемых». И.Ф. Рябинин и другие, проводившие исследования на полярных и высокогорных гидрометеорологических станциях, на которых живут по четыре – семь человек, отмечают, что больше всего огорчают зимовщиков конфликты. «Полярники говорят в один голос: избавьте нас от конфликтов, все остальное придет само». Авторы приводят случаи, когда из-за конфликтности приходится в условиях полярной ночи снимать со станций неужившихся людей. В ряде случаев конфликты разрешаются убийством или самоубийством (Лебедев, 1989).

Леонов А.А., Лебедев В.И. (1975) проанализировали экстремальные факторы групповой изоляции. Опыт показывал, что человека сильнее всего раздражает то, что находится в большой зависимости от него, на что он может в наибольшей мере воздействовать. Наименее эмоциональны те раздражители, на которые человек не может воздействовать. Вот почему человек, живущий в группе, должен научиться мысленно «переводить» раздражители из казалось бы доступных его влиянию в недоступные. Авторы приводят точку зрения Б.С. Алякринского. «Если источником раздражения является особенность речи партнера, его медлительность или, наоборот, высокая подвижность, следует убедить себя в том, что эти черты личности партнера не являются нарочитыми и не зависят от него так же, как его рост, цвет волос и т.п. Следует представить себе, что и партнеру могут быть неприятны некоторые присущие мне особенности и что, следовательно, я не имею права осуждать его, быть недовольным им. Так постепенно вырабатывается способность к объективированию психического облика своих товарищей по группе и тем самым ослаблению вызываемых ими отрицательных эмоций. Тренирующийся должен быть «нацелен» на проявление «максимальной бдительности» в отношении зарождающихся у него отрицательных эмоций. Он должен научиться переводить в фокус своего сознания эмоцию, формирующуюся где-то на его периферии, связанную с партнером по группе. Б.С. Алякринский подчеркивает, что «даже незначительное, быстро исчезнувшее, раздражение не должно проходить незамеченным каждым членом группы. Следует отдавать себе отчет, что это мимолетное чувство может перерасти в сильную, уже плохо управляемую эмоцию». Следовательно, каждый из членов группы должен устанавливать причину отрицательной эмоции и подавлять ее (по Леонову и Лебедеву, 1975).

Леонов А.А., Лебедев В.И. (1975) пишут еще об методе снятия психической напряженности во взаимоотношениях, который был эмпирически найден испытателями в годичном эксперименте. «Мы решили, - пишет А.Н. Божко, - при трениях откровениях и спокойно обсуждать предмет ссоры, вникать в ее суть. При этом соблюдать одно правило: каждый должен говорить о своих собственных ошибках. Критика другого запрещена. Результаты оказались отличными. У нас даже появился термин «оздоровить отношения».

«Дренажем» отрицательных эмоций в условиях групповой изоляции может явиться ведение дневниковых записей. Подтверждением этому могут служить выдержки из дневниковых записей двух испытателей, у которых возникла психическая напряженность в групповой изоляции.

Б.С. Алякринский считает, что дневник как средство изживания негативных эмоций только тогда оправдывает свое назначение, «когда его автор преимущественное внимание уделяет анализу своего поведения в группе, своих переживаний в отношении других членов группы, когда он предельно откровенно и самокритично рассматривает все случаи назревавшего или уже возникшего конфликта и долю своей вины в этом» (по Леонову и Лебедеву, 1975).