
- •Куликов л.В. Глава 8. Ситуации риска
- •Общая характеристика ситуаций риска
- •Стрессовые ситуации в сфере труда Стрессоры в сфере труда
- •Рабочий стресс
- •Профессиональный стресс
- •Организационный стресс
- •Ситуации испытаний Сенсорная депривация
- •Социальная депривация
- •Групповая изоляция
- •Экстремальные ситуации
- •Психологическая помощь человеку, получившему серьезную травму
- •Ситуации утрат Картина острого горя
- •Помощь в ситуации утраты
- •Помощь при утрате близкого, покончившего самоубийством
- •Ситуации реадаптации
- •Потеря работы
- •Выход на пенсию
- •Преодоление трудных жизненных ситуаций
- •Ресурсы преодоления жизненных трудностей
- •Совладание
- •Ведение дневника
- •Психопрофилактика в ситуациях риска
- •Контрольные вопросы
Преодоление трудных жизненных ситуаций
В русскоязычной литературе более распространен термин преодоление. Если хотят подчеркнуть, что далеко не все препятствия преодолимы, а трудности — разрешимы, то используют термин «совладание» (в англоязычной литературе coping). Под ним понимают реакции (копинг-механизмы) и действия (копинг-поведение), позволяющие сохранить психологическую устойчивость и устранить или уменьшить вред от неблагоприятной жизненной ситуации, проблем, трудностей повседневного существования или жизненных событий, вызывающих стресс.
Люди стараются справляться со своими проблемами тремя основными путями: пытаясь изменить свое восприятие проблемы, либо пытаясь изменить ситуацию, породившую ее, или пытаясь справиться со стрессом, порожденным проблемой.
Вполне очевидно, что для ситуаций, не зависящих от воли индивидуума, наиболее типичен последний способ. Именно в этом смысле модели поведения риска (например, курение, чрезмерное употребление алкоголя, злоупотребление лекарствами) становятся как способами преодоления, так и его возможными вариантами. Укрепление здоровья должно быть направлено на то, чтобы находить такие варианты совладания, при которых модели поведения риска станут гораздо менее подходящими механизмами совладания. Соответствующие стратегии могут быть направлены и на изменение ситуации, породившей проблему. Это может предусматривать усиление социальной поддержки, развитие индивидуальных навыков и ресурсов повышения автономии и ослабление чувства беспомощности, а также содействие изменению окружающей среды, которое влияет на материальные ресурсы, имеющиеся у индивидуума для совладания.
Ресурсы преодоления жизненных трудностей
Л.И.Анцыферова (1994) считает основными стратегиями совладания с жизненными трудностями: преобразующие и стратегии приспособления (изменения собственных характеристик и отношений к ситуации). К вспомогательным приемам самосохранения в ситуациях трудностей и несчастий относятся «техники» борьбы с эмоциональными нарушениями, вызванными неустранимыми, с точки зрения субъекта, негативными событиями. Таковы уход или бегство из трудной ситуации, которые могут осуществляться не только в практической, но и в чисто психологической форме – путем внутреннего отчуждения от ситуации или подавления мыслей о ней. Эти приемы неконструктивны в том смысле, что не устраняют трудную проблему, но все же они адаптивны, поскольку облегчают психическое состояние.
Индивидуальность человека делает неоднозначным влияние на него трудных ситуаций, но учет типологических особенностей создает предпосылки для предсказания поведения и переживаний в ситуациях преодоления. Л.И.Анцыферова, основываясь на анализе работ зарубежных психологов, полагает, что выбор стратегии и успешность совладания с трудными жизненными ситуациями в наибольшей степени зависит от такого качества личности, как интернальностьэкстернальность, то есть от склонности человека принимать на себя ответственность за происходящее с ним. Х.Шредер (Schroder, 1984) выделяет пять групп личностных переменных, ответственных за интенсивность и качество реакции на стресс: 1) когнитивные структуры; 2) представление о себе; 3) поведенческие программы; 4) мотивационные структуры; 5) опыт межличностного поведения. В эмпирическом исследовании поведения студентов при сдаче экзаменов автор выявил, что у боящихся экзаменов студентов страх не ограничен только ситуацией экзамена. Для них характерны стратегия избегания рискованных ситуаций, повышенное внимание к себе, выраженная эгоцентрическая оценка. Результаты деятельности такие студенты оценивают по внешним критериям (успех или провал).
Согласно информационной модели психологических механизмов, участвующих в процессе преодоления стресса, он понимается как проблемная ситуация, как разрыв между желаемым и действительным. В преодолении стресса задействованы три важнейших фактора: когнитивный, эмоциональный, поведенческий. На одних этапах преодоления факторы действуют независимо, на других во взаимосвязи (Ostell, 1991). Каждая сфера психики делает свой вклад в преодоление стресса. Разделение единого процесса по отдельным сферам психики в известной мере условно, но оно часто оказывается полезным как для теоретического анализа, так и для практической деятельности. Кроме того, нередко акцентированная активность одной сферы психики может рассматриваться как определенная стратегия преодоления стресса. В зависимости от того, ресурсы какой психической сферы наиболее актуализированы для преодоления жизненных трудностей, можно выделить следующие основные стратегии преодоления: когнитивную, эмоциональную, поведенческую (и деятельностную).
Ресурсы когнитивной сферы личности заключаются в понимании причин трудностей, осмыслении ситуации, построении, уточнении образа ситуации и включении его в целостные представления субъекта о себе, окружении и взаимосвязях с окружением. Если острота эмоционального напряжения не выходит на передний план, то в психологической помощи нацеливаются часто именно на эту сферу. На первом этапе необходим анализ проблемы, ситуации и выделение наиболее сильного стрессора. Затем самоанализ и самооценка, поиск и оценка всех возможных средств, которые могут быть мобилизованы с целью преодоления. В результате оценочной активности должны быть сформулированы суждения о расхождениях требований ситуации и возможностей субъекта, о преимуществах различных видов поведения и возможных потерях, связанных с ними. Особенно важна реалистическая самооценка и выработка внутренних эталонов, без этого невозможно овладение ситуацией, развитие саморегуляции. Далее определение стратегии преодоления, выбор вариантов самоподкрепления.
Способность к когнитивному переструктурированию жизненной ситуации позволяет чувствовать себя в большей ответственности за свои поступки и решения, полнее ощущать осмысленность жизни и быть более удовлетворенным жизнью. Особенно важна эта способность в пожилом возрасте.
Частой ошибкой восприятия жизненных трудностей является то, что люди не отличают неудачу от катастрофы, неурядицу от беды, частный промах от крушения всех жизненных планов и надежд. Преодолению этого недостатка могут помочь рассмотрение всех уроков, которым человека научила эта неудача, воспоминания о достижениях, к которым привели уроки предыдущих неудач. Для сохранения ровного настроения субъекту важно отделить то, что можно было предусмотреть и предотвратить, от того, что от его усилий не зависело. Одно можно изменить, другое следует лишь учитывать.
К ресурсам эмоциональной сферы относится осознание и принятие своих чувств и эмоций, потребностей и желаний, вызывающих эти чувства, овладение социально приемлемыми формами проявления чувств, снятие эмоционального напряжения, контроль динамики переживания – устранение застреваний, неполного отреагирования, зацикленности.
Часто реакция на трудности наиболее ярко выражена в эмоциональной сфере. Однако было бы неверно предполагать, что преобразования в этой сфере играют решающую роль в преодолении. Она нередко оказывается основной мишенью стрессового воздействия, но главный ресурс для преодоления стресса может быть найден в других сферах психики. Психологическая коррекция без выхода за пределы одной сферы психики, пусть даже наиболее «страдающей», не может быть эффективной. Узловое значение в этом имеет коррекция отношений личности в направлении, обеспечивающем сохранение психического здоровья и полноценное развитие личности. Важную роль здесь играет построение более гармоничных эмоциональных отношений.
Особенно в большой степени преодоление стресса затрудняют проявления враждебности. Т.Шилл, Н.Раманьях, С.ОЛауглин (Schill, Ramanaiah, Laughlin, 1985) изучали особенности переживания стрессовых событий жизни учащимися колледжа (возраст 18–23 года). Низкоагрессивные преодолевали стресс с меньшими отрицательными последствиями отмечался низкий уровень депрессии.
Е.С.Кузьмин (1977) обращает внимание на то, что эффективная саморегуляция может быть найдена на путях развития позитивных аттитюдов в реальном поведении и поступках человека. Мнимое снятие напряжения может иметь временное значение, оно может достигаться: простым отрицанием рассогласования аттитюдов, когда оно есть; рационализацией («не было другого выхода»); осуждением источника рассогласования; снятием напряженности в эмоциональной разрядке; оправданием личной вины виной других.
Широкое распространение в настоящее время получили различные способы психической саморегуляции, психического самосовершенствования, использующие одновременно средства эмоциональной и когнитивной коррекции настроения. В таких подходах можно обнаружить известные издревле способы самовоспитания и владения собой, более поздние способы и приемы ментальной гигиены, современные заимствования западной цивилизацией различных стратегий и тактик боевого единоборства, в том числе различные восточные философские, медицинские, психологические и педагогических учения.
Менее агрессивные люди преодолевают жизненные трудности с меньшими отрицательными последствиями, избегая депрессии.
У человека, перенесшего психическую травму и не давшего выхода эмоциям в словах и действиях, тяжелые чувства вытесняются из сознания, но могут проявляться в невротических и телесных расстройствах. Избавить от такого состояния может оживление в памяти, осознание всех вытесненных переживаний. Освобождение и выражение “ущемленной” эмоции может быть осуществлено при пересказе, который лишает пережитый травматический опыт болезненной силы.
Освобождение от тягостных переживаний, связанных с событиями личной жизни, иногда достигается с помощью искусства. Эмоциональное потрясение при сопереживании героям произведений (мифов, легенд) приводит к тому, что человек по-новому начинает воспринимать трудности собственной жизни, свои внутренние конфликты. Последние становятся менее значимыми, менее достойными внимания.
Ресурсы поведенческой (и деятельностной) сферы коррекции настроения заключаются в перестройке поведения, в изменении стратегий, планов, целей и задач, режимов деятельности. Значение этого способа преодоления обусловлено тем, что активность защитных механизмов, смягчающих эмоциональную дисгармонию, или когнитивная переработка ситуации не всегда могут быть наиболее эффективными способами борьбы со стрессом. Так, например, в борьбе с достаточно выраженным стрессом (с соответствующей психопатологической симптоматикой), вызываемым житейскими неприятностями, более эффективно непосредственное реагирование, чем вытеснение (Lu, 1991). Непосредственное реагирование должно иметь такие формы, которые будут адекватны характеру стрессоров, позволят сохранять желаемые отношения с социальным окружением.
В поведенческой сфере важнейшей характеристикой преодоления трудностей является направленность изменений – активация или деактивация поведения и деятельности. Бегство или борьба – два основных варианта реагирования на ситуацию, бросающую вызов силам человека. Выделяют и три основные формы поведения в экстремальных ситуациях: нравственно-психологическая капитуляция, оборонительное и наступательное поведение. В целостной психической организации человека они могут рассматриваться как своеобразные ступени, следующие одна за другой и характеризующиеся динамическим взаимодействием между собой (Йолов, 1990).
В биологическом аспекте рассмотрения может быть выделено несколько разновидностей поведения. Наступательное поведение: а) активное экспансия, захват пространства, средств, ресурсов, подавление противоборствующей стороны; б) пассивное – демонстрация силы, угрозы, проявление агрессивности в поведении, внешнем облике. Оборонительное поведение: а) активное – избегание борьбы, уход с территории; б) пассивное – подчинение противоборствующей стороне, принятие навязываемой роли. Для активного преодоления характерно возбуждение, стремление контролировать ситуацию, для пассивного – деактивация, переживание беспомощности и утраты контроля за ситуацией. Многочисленными наблюдениями и экспериментами показано, что оборонительное поведение, особенно пассивное, является менее эффективной стратегией преодоления, как в плане успешности поведения, деятельности, так и в аспекте разнообразных социально-психологических последствий, сохранения нервно-психического и соматического здоровья.
Если стоящие перед человеком трудности не превышают его потенциала психологической устойчивости, то их преодоление повышает гибкость адаптационных процессов, расширяет спектр способов выхода из трудных жизненных ситуаций, обогащает опыт проявления своей активности и разрешения таких ситуаций. Все это ведет к укреплению психологической устойчивости. Кроме того, многие трудные ситуации позволяют пережить разнообразные чувства, найти новое понимание себя, других людей, многих явлений жизни. Конечным итогом таких событий может быть продвижение в личностном развитии.
В роли действия, корригирующего настроение, особенно в ситуациях, когда активные формы защиты (нападения или убегания) блокированы, может выступать переедание. Увеличенное количество потребляемой пищи способствует более интенсивной выработке эндорфинов – сильных антистрессорных гормонов. Особенно это характерно для женщин с внутрисемейными проблемами (Симаненков, Ананьев, 1994).
Разделение единого процесса преодоления жизненных трудностей по перечисленным руслам в немалой степени условно. Например, такой феномен, как «переживание», занимающий центральное место во внутренней картине преодоления критических ситуаций, не удается отнести к какой-либо одной сфере психики. Ф.Е.Василюк рассматривает переживание как особую внутреннюю работу, с помощью которой человеку удается перенести те или иные жизненные события и восстановить утраченное душевное равновесие. Переживание как деятельность реализуется и внешними, и внутренними действиями. Это работа по перестройке психологического мира, направленная на установление смыслового соответствия между сознанием и бытием, общей целью которой является повышение осмысленности жизни (Василюк, 1984.)
Существуют индивидуальные различия в том, какая из сфер психики окажется наиболее уязвимой при длительной высоком напряжении. Выбор мишени обусловливают с одной стороны ситуативные факторы, а с другой – личностные особенности. При сильном стрессе состояние становится предневротическим или невротическим. Возникают: навязчивые мысли или образы, воспоминания (когнитивная сфера); застревание, зацикленность переживаний (эмоциональная сфера); навязчивые стремления, действия, ритуалы (поведенческая сфера); нарушения социальных связей или социальная дезадаптация (социально-психологическая сфера). Внимание при психокоррекционном воздействии должно быть направлено прежде всего на соответствующую сферу, но необходимые ресурсы могут быть найдены не только в ней, более того, основной вклад в преодоление может быть сделан при изменении, активности в другой сфере. Поиск такой сферы, ее активизация и составляют основную задачу психологической поддержки в преодолении жизненных трудностей.
Если стоящие перед человеком трудности не превышают его потенциала психологической устойчивости, то их преодоление повышает гибкость адаптационных процессов, расширяет спектр способов выхода из трудных жизненных ситуаций, обогащает опыт проявления своей активности и разрешения таких ситуаций. Все это ведет к укреплению психологической устойчивости. Кроме того, многие трудные ситуации позволяют пережить разнообразные чувства, найти новое понимание себя, других людей, многих явлений жизни. Конечным итогом таких событий может быть продвижение в личностном развитии. При повышенном напряжении часто повышается производительность труда, активизируются творческие способности, повышается результативность научной деятельности.
У каждого человека есть ресурсы личности для преодоления жизненных трудностей. Каждый из нас сможет успешнее противостоять большой рабочей нагрузке, критическим ситуациям, стрессу повседневной жизни, если будет использовать эти ресурсы.
В преодолении ситуаций риска необходимо опираться на социально-психологические ресурсы — использование поддержки общества (групп самопомощи, представителей общественных фондов и организаций и т.д.), поддержки ближайшего социального окружения (семьи, друзей, родственников), или помощи профессионалов (психологов, психотерапевтов, социальных работников).
В преодолении трудностей, имеющих затяжной характер, человек имеет больше возможностей получить помощь от других людей. Поэтому в таком преодолении особенно велико значение социально-психологических факторов. Распад социальных связей влечет ломку интраиндивидуальной структуры личности, возникновение острых внутренних кризисов, дезорганизующих поведение (Ананьев, 1980). Б.Г.Ананьев обращался к мнению А.С.Макаренко о том, что чувство защищенности в коллективе повышает сопротивляемость человека по отношению к тяжелым испытаниям и сохраняет жизнеспособность в самых критических обстоятельствах.
Основными ресурсами психологической поддержки являются межличностная и социальная поддержка — эмоциональная поддержка близких, друзей, сотрудников, их конкретная помощь в делах и т.д. Это дает возможность человеку осуществлять эмоциональное раскрытие, переживать чувство сплоченности. Важно также сохранение или желаемое изменение статуса — семейного, должностного, социального.
Дж. Поммерсбах (Pommersbach, (1991) сравнивала потребность и готовность принятия социальной поддержки у больных, перенесших инфаркт миокарда, и здоровых испытуемых. Полученные данные показали, что больные с типом поведения А испытывают чувство отчуждения от социальной среды, не инициируют контакты с людьми, которые могли бы оказать им помощь; для испытуемых с типом поведения B такой контакт был типичным и не зависел от состояния их здоровья.
Д.Кремер (Cramer, 1991) изучал связь между уровнем психологического стресса и социальной поддержкой на весьма репрезентативной выборке жителей Великобритании (2050 женщин и 1873 мужчины). Оказалось, что уровень психологического стресса зависит от качества семейной поддержки. Наиболее сильная связь между поддержкой в семье и уровнем стресса проявилась у женщин с высшим образованием и у мужчин из самой молодой возрастной группы (1824 года).