Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
153.42 Кб
Скачать
    1. Подходы к изучению копинг-стратегий

Каждый человек сталкивается в своей жизни с ситуациями, которые тяжело воспринимаются и выводят из колеи привычной жизни. В подобном случае у человека формируются специфические паттерны поведения, которые получили название "копинг-поведение". Копинг, это индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями [15]. Копинг - это изменяющиеся когнитивные, эмоциональные и поведенческие попытки справиться с внутренними и внешними требованиями, которые вызывают напряженность или повышают ресурсы человека с ними справиться [16].

Копинг-стратегии являются составной частью совладающего поведения, под которым понимается целенаправленное социальное поведение, позволяющее человеку справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессом) способами, адекватными личностным особенностям или ситуации – через осознанные стратегии действий (Крюкова, Куфтяк, 2005). Несправедливость взаимодействия может выступать в качестве такой ситуации. Р. Лазарус и С. Фолкман выделяют восемь основных копинг-стратегий (Folkman, Lazarus, 1988): • планирование решения проблемы, предполагающее усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к решению проблемы; • конфронтационный копинг (агрессивные усилия для изменения ситуации, определенная степень враждебности и готовности к риску); • принятие ответственности (признание своей роли в возникновении проблемы и попытки ее решения);

• самоконтроль (усилия по регулированию своих эмоций и действий); • положительная переоценка (усилия по поиску достоинств существующего положения дел); • поиск социальной поддержки (обращение к помощи окружающих); • дистанцирование (когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость); • бегство-избегание (желание и усилия, направленные к бегству от проблемы).

Эти копинг-стратегии можно условно разделить на четыре группы. В состав первой группы входят стратегии планирования решения проблемы, конфронтации, принятия ответственности. Эти стратегии подразумевают, что человек прикладывает активные усилия, пытаясь самостоятельно изменить ситуацию, и поэтому нуждается в дополнительной информации о ней. В результате он обращает особое внимание на условия взаимодействия, одним из которых является справедливость, и анализирует их. Вторую группу образуют стратегии самоконтроля и положительной переоценки. В состав третьей группы копинг-стратегий входят дистанцирование и бегство-избегание. И наконец, четвертую группу образует стратегия поиска социальной поддержки.

Термин "копинг" впервые появился в психологической литературе в 1962 году; Л.Мэрфи применил его, изучая, каким образом дети преодолевают кризисы развития [17]. Спустя четыре года Р. Лазарус в своей книге «Психологический стресс и процесс совладания с ним» обратился к термину «копинг» для описания осознанных стратегий совладания со стрессом и неприятными жизненными ситуациями [18]. Лазарус обозначил это понятие, как процесс, который все время изменяется, поскольку личность и среда образуют неразрывную, динамическую взаимосвязь и взаимосвязаны друг с другом. Копинг помогает человеку лучше адаптироваться к затруднительным ситуациям.

Изначально понятие «копинг» применялось для изучения поведения личности в любых критических ситуациях, но после исследований Р. Лазаруса трактовка копинг-поведения приобретает когнитивную интерпретацию, когда в центре внимания находится не столько непосредственные поведенческие акты индивида, сколько элементы когнитивной сферы личности, которые определяют способ и осуществление совладающего поведения. Непосредственное влияние имеет и личностное субъективное значение той или иной ситуации, социальное влияние и представление о своих возможных действиях в данной ситуации.

Проблема исследования копинг-стратегий поведения является довольно новой и становящейся: она включает в себя разные теоретические подходы, нет терминологического единообразия: применяются термины: «совладание», «совладающее поведение», «копинг», «копинг-стратегии», «психологическое преодоление» [38].

На сегодняшний день и методический инструментарий данного явления не совершенны. Например понятие «совладание» может использовано и при изучении когнитивной оценки человеком субъективно критических ситуаций, и при характеристике реакции на стресс и как совокупность поведенческой и когнитивной активности человека в ходе социально-психологической адаптации, и не редко включается эмоциональная составляющая, как способность к регуляции своих эмоциональных состояний [19]. 

Нами же копинг-стратегии будут рассматриваться как способы преодоления человеком угрозы психологического благополучия, при этом используя новые способы решения проблемы.

В конце 20 века интерес к копингу возрос в различных отраслях психологии: психологии личности, клинической психологии и социальной.

Наиболее часто с проблемой совладания сталкиваются представители кросс-культурной и социальной психологии при работе с мигрантами.

Исследователи копинга попытались классифицировать и выделить уровни совладания со стрессом: копинговые действия, копинг-стратегии и копинговые стили. Копинговые действия – это то что человек чувствует, думает или делает. Они часто группируются в копинг-стратегии, а они в свою очередь группируются в копинговые стили. Часто эти термины используются как взаимосвязанные, тогда как копинговые стили относятся к действиям или стратегиям, которые последовательно используются индивидом, что бы справится со стрессовой ситуацией. Другие  похожие  термины  —  это  копинговые  тактики  и  копинговые  ресурсы  [20].

Исследователи так и не смогли прийти к единой классификации совладающего поведения, столкнувшись со сложностью интерпретации данного феномена.

Чаще всего используется классификация, предложенная Лазарусом и Фолкманом. Они  предложили  дихотомическую  классификацию  копинг-стратегий,  выделив  их  следующую  направленность:

•  проблемно-фокусированные  стратегии  (11  копинговых  действий);

•  эмоционально-фокусированные  стратегии  (62  копинговых  действия).

Вслед за классификацией Лазаруса и Фолкмана стали появлять и другие классификации, и составлялись в той же модальности, предлагая  дихотическое  разделение  копинг-стратегий  по  принципу  «работа  с  проблемой»  /  «работа  с  отношением  к  проблеме» [21]. 

Некоторые исследователи предлагали разделение стратегий в зависимости от типов процессов (эмоциональных, поведенческих, когнитивных). Никольская и Грановская выделяют три больших группы копинг-стратегий, проходящих на уровнях: поведение, познание и эмоциональный фрагмент.

Существуют и другие классификации рассматривающие копинг-стратегии как специфические поведенческие конкретизации процессов произвольного контроля над реакцией, точнее как планируемые поведенческие стратегии, которые нужны для поддержания или восстановления контроля над ситуацией.

На сегодняшний день существует множество подходов к рассмотрению копинг-поведения, как теоретические так и эмпирические воззрения. Но среди этого многообразия можно выделить единый модуль – утверждение того, что совладание – это динамический процесс, который определяется не только характеристикой ситуации, индивидуальными характеристиками субъекта, отношением человека к сложившейся ситуации, но так же и интерактивностью. Данное  взаимодействие  состоит  в  формировании  комплексной  когнитивной  оценки,  включающей  в  себя  как  интерпретацию  субъектом  ситуации,  так  и  его  представления  о  себе  в  ней [22].

При использовании непродуктивных копинг-стратегий мы можем наблюдать низкий уровень включенности в процесс преодоления стресса эмоционального интеллекта. Так, агрессия, конфронтация, как правило, не связана с анализом ситуации, осознанием, пониманием собственных целей, эмоций и пр. Эмоции льются потоком. В отношении стратегии избегания – речь идет об уходе от проблемы, отказе от признания проблемности ситуации. В этой стратегии эмоциональный интеллект также не задействован. Эмоциональный интеллект играет существенную роль в наиболее распространенных типах продуктивных копинг-стратегий совладания со стрессом. Люди, обладающие высоким эмоциональным интеллектом, объективно реже сталкиваются с критическими ситуациями (конфликт, фрустрация, стресс, кризис). Это связано с тем, что они способны принимать более эффективные решения благодаря контролю собственных эмоций и управлению эмоциями других. Как правило, люди с высокими показателями эмоционального интеллекта собраннее и результативнее действуют в ситуациях, предшествующих критическим: часто, вовремя собравшись, совладав с эмоциями, не допускают, например, конфликта, наступления ситуации, влекущей за собою кризис или стресс. Таким образом, эмоциональный интеллект является фактором стрессоустойчивости определяющим выбор и эффективность использования копинг-стратегий. Внутриличностный аспект эмоционального интеллекта позволяет индивиду осознавать и контролировать собственные эмоции; межличностный компонент способствует установлению эффективных отношений с другими, что влияет на динамику стрессовой ситуации [33].