- •11. Основные фонетические единицы речи (звук, слог, фонетическое слово, речевой такт). Закономерности слогоделе-ния в древнерусском и современном русском языках. Типы слогов.
- •12. Классификация гласных и согласных звуков совре-менного русского языка. Методика изучения фонетики в шко-ле.
- •13. Фонетические чередования гласных и согласных зву-ков русского языка. Чередования, возникшие после падения редуцированных.
- •14. Понятие фонемы в Московской и Петербургской фо-нологических школах. Функции фонемы. Позиции фонем.
- •15. Система гласных фонем современного русского языка. Исторические изменения гласных.
- •16. Система согласных фонем современного русского языка. Исторические изменения согласных.
- •17. Орфоэпия. Орфоэпические нормы современного рус-ского литературного языка. Варианты произносительных норм. Методика изучения орфоэпии в школе.
- •18. Графика. Современный русский алфавит. Принципы русской графики.
- •19. Орфография. Типы орфограмм. Принципы русской орфографии. Методика освоения орфографии.
16. Система согласных фонем современного русского языка. Исторические изменения согласных.
данном вопросе характеристика состава и системы соглас-ных фонем даётся с точки зрения Московской фонологической школы.
современном русском языке 37 согласных фонем. Каждая из них занимает строго определенное место в системе и находится
отношении противопоставления к любой другой фонеме. Так, непарная фонема <j> противопоставлена всем остальным фонемам и, следовательно, образует 36 оппозиций (противопоставлений). Фонемы противопоставлены по одному дифференциальному при-знаку (ДП) или нескольким ДП. По одному ДП противопоставля-ются фонемы по глухости/ звонкости. В русской фонетической си-стеме 12 пар фонем (оппозиций), противопоставленных по этому признаку. А также есть непарные по звонкости и непарные по глу-хости – все сонанты. 15 пар оппозиций противопоставлены по ДП мягкости – твердости. Фонемы могут быть противопоставлены по способу образования а) смычный / щелевой (<д> ~ <з>, <т> ~ <с>); неносовой – носовой <б> ~ <м>, <д> ~ <н>. По нескольким ДП противопоставляются, например, фонемы <д> и <к>.
Особо следует сказать о некоторых фонемах.
Фонема <j> – это сонорная согласная фонема, если находится перед ударным гласным, и это неслоговая гласная во всех осталь-ных случаях.
Как сонорная <j> имеет следующие признаки:
Не образует пары по глухости/ звонкости;
Перед ней различаются глухие – звонкие.
<j> в основном состоит из голоса.
Но есть признаки, которые отличают <j> от сонорных:
Не образует пары по твердости – мягкости.
<j> является щелевым.
Не употребляется в начале слова перед согласным и в кон-це слова после согласного.
Может употребляться факультативно: перед <и>: мой – моiи; перед безударными гласными: красный – красныiи.
Фонемы <в>, <в’>. В литературном языке <в>, <в’> – это звонкие шумные согласные. Они похожи на сонорные согласные, так как перед ними глухой не чередуется со звонким: сверь – зверь.
Но в конце слова и перед глухим согласным, как и все шум-ные звонкие, они чередуются с глухими.
Долгие согласные в фонологической системе русского языка занимают особое положение.
Исторические изменения согласных. История согласных шла по пути становления фонологической категории «твёрдость/ мягкость», что проявилось в различного рода палатализациях и в количественном усилении мягких согласных.
Процессы смягчения согласных начались ещё в праславян-ском языке, что проявилось в йотовых процессах и трёх палатали-зациях заднеязычных.
Йотовая палатализация – изменение согласных перед йотом (*j). В русском языке йотовая палатализация действует и на зуб-
ные, и на губные: носить – ношу, возить – вожу, катить – качу, ходить – хожу, рубить – рублю, топить – топлю, томить – томлю, молить – молю, верить – верю.
Обратим внимание на смягчение заднеязычных г, к, х.
В древнерусском языке заднеязычные были только твёрдыми,
ср.: были сочетания кы, гы, хы (Кыевъ, гыбель, хытрый, рукы,
ногы, сохы) и не было сочетаний [ки], [ги], [хи]: т.к. [к], [г], [х] пе-ред [и] не могли сохраняться еще с праславянской эпохи: в соседстве с гласными переднего ряда они изменялись в мягкие шипящие или свистящие.
зависимости от конечного результата смягчения, а также от условий и времени осуществления различаются несколько типов палатализаций.
результате первой палатализации заднеязычные согласные под воздействием последующих гласных переднего ряда е, и, ь, ,
в праславянском языке изменились в
мягкие шипящие: [г]
> [ж’],
[к]
> [ч’],
[х]
> [ш’]
(дроугъ
–
дроужина,
слоухъ
–
слышьно,
роука
– пороучити).
связи с разными условиями, в которых происходило изме-нение заднеязычных согласных в свистящие, некоторые ученые различают вторую и третью палатализации.
результате второй палатализации заднеязычные согласные изменялись в мягкие свистящие в положении перед гласными и и , возникшими из дифтонгов *oi, *ai: [г] > [з’], [к] > [ц’], [х] > [с’] (им.п. ед.ч. вълкъ – им.п. мн.ч. вълци, им.п. ед.ч. нога – м.п. ед.ч. на ноз , однокоренное к слову слухъ – послоуси).
Такой
же результат изменения заднеязычных
согласных в мягкие свистящие был и после
гласных переднего ряда и,
ь,
(так называемая третья палатализация):
овьца,
польза,
отьць,
кн
зь,
вьсь.
Однако после гласных переднего ряда изменение заднеязыч-ных в свистящие осуществлялось непоследовательно (ср. древне-
русское лице, но ликъ, мученица, но мученик и т.д.).
результате йотовой палатализации и изменения заднеязыч-ных согласных в праславянском языке появились следующие мяг-кие согласные: ж’, ш’, ц’, ч’, з’, с’, н’, р’, л’.
К этому ряду в нач. XI в. – нач. XII в. в результате вторично-го смягчения согласных (смягчения полумягких) прибавилось шесть мягких согласных: в’, м’, п’, т’, д’, б’.
Падение редуцированных коренным образом изменило фоне-тическую систему русского языка, придав ей облик современной. Окончательно установилась категория твёрдости/ мягкости соглас-ных, и исконно существовавшая звуковая система вокалического типа (когда гласные влияли на согласные) трансформировалась в систему консонантного типа, что проявляется сейчас в воздействии согласных на соседние гласные (аккомодация).
Лишь позже некоторые из мягких согласных подверглись отвердению. История [ж’], [ш’] и [ц’] в древнерусском языке за-ключается в их отвердении. На отвердение шипящих и [ц’] указы-вают написания жы, шы, цы в памятниках древнерусской пись-менности. Приблизительно к XIV в. отвердели шипящие, т.к. перед этими звуками уже осуществляется переход е > o (ср. ёжик). Звук [ц’] отвердел приблизительно к XVI в., т.к. перед этим звуком пе-рехода е > o уже не было (ср. отец).
Кроме этого, в результате падения редуцированных прекра-тил своё действие закон открытого слога и для шумных согласных возникли позиции нейтрализации по глухости/ звонкости: на конце слова, перед звонкими и глухими шумными (пру[т], [з]делать,
ска[с]ка).
