
Статуи Гудеа
В конце III тысячелетия до н.э. город Лагаш (современный Тепло) испытал период бурной художественной деятельности, которая оставила в наследство одну из самых скромных тенденций во всем скульптурном искусстве древности. Это образцы, по отношению к которым не прослеживается преемственности в последующие периоды, что делает их еще более ценными. В эпоху, когда утвердился хаос господства гутиев, правитель Гудеа выстроил заново храмы и дал толчок развитию искусства.
Сохранилось порядка 30 его статуй, из которых многие экземпляры хранятся в Лувре. Это портреты, выполненные из вулканических пород, большинство из них — из диорита, и тщательнейшим образом отполированные. Эти скульптуры, изображенные в позе постоянной молитвы, предназначались для храма, посвященного богу Нингирсу. Надписи на мантии содержат некоторые молитвы: «я — пастырь, любимый моим царем, да продлится моя жизнь».
Все фигуры занимают одну и ту же позу: сидя или стоя, с руками, скрещенными на груди или держащими родниковый сосуд, с торжественным видом. Туловище покрыто простой мантией, которая оставляет обнаженным левое плечо, показывая крепкую мускулатуру; ноги, параллельные и рубленые (с утонченно отчеканенными пальцами), не отделены от массива камня.
Профиль этого персонажа сидя Сдиорит, высота 45 см), и вариант, который изображает его с родниковым сосудом в руках (известняковый шпат, высота 62 см). Обе скульптуры хранятся в Лувре.
Композиция этих скульптур, изображенных будь то сидя или стоя, склонна к упрощению объемов сглаженными углами, подчеркивая тем самым округлость очертаний. Все нацелено на стилизацию, которая помещает индивидуума в позу сдержанной силы. Руки получаются весьма экспрессивными, создается ощущение, что они смиренно взывают о помощи, и они подробно изображаются чеканным рисунком, который очерчивает каждый ноготь. Некоторые черты лиц, такие, как брови и губы, также отчеканены самым подробным образом.
Эмалированные рельефы
Техника эмалированного кирпича, внедренная касситами, получила огромное распространение, так как при ней в декорации достигался большой визуальный-эффект.
Структура кирпичей делала возможным строительство гигантских стен, — техника, осуществлявшаяся нововави-лонянами, а также ахеменидами. Ассирийцы применяли ее к цоколям храмов, а также для покрытия стен дворцовых залов. От храма Набу, от дворца Хорса-бада сохранился фриз с изолированными зооморфными фигурами и священными эмблемами. В нововавилонский период эмалированные кирпичи обрели важное значение, поскольку украшали улицы и главные ворота.
Часть внешней декорации одного из трех портиков, которые вели в тронный зал царского дворца Вавилонии, хранящаяся в Пергамонском музее в Берлине. На синем фоне цоколь изображает парад львов (VI столетие до н.э. ), над которыми выделяются колонны, поддерживающие различные капители. Весь ансамбль обрамлен бордюрами с растительными мотивами.
В Вавилонии по обе стороны проспекта Процессий высилась стена, покрытая эмалированными кирпичами с лепными изображениями рычащих львов на синем фоне. В целом насчитывалось 120 фигур по 2 м каждая. Уместно поэтому предположить, что они должны были производить большой эффект на зрителей. Ворота Иштар, откуда начинается этот длинный церемониальный проспект, была полностью покрыта белыми фигурами быков и драконов на синем фоне.
В Тронном зале дворца Навуходоносора стена покрыта великолепно стилизованными кирпичами и имеет колонны с завитками, входящими во фризы с цветочными мотивами. В самой нижней части имеется фриз со львами. Синий фон контрастирует с голубыми и коричневыми деталями.