
Египетская скульптура
Обилие статуй в гробницах и храмах отвечает ритуальным нуждам. Функция статуй проистекает из необходимости, чтобы изображение помогало духу усопшего возвращаться к жизни. Они служили приютом для жизненной энергии усопшего, ка, и обеспечивали иную жизнь в случае исчезновения или разложения физического тела. Статуи, таким образом, представляют собой не что иное, как простую копию умершего человека. Пока имелась статуя, будь то большая или малая, жизнь скопированной натуры продолжалась в ее изображении. Ка мог при этом странствовать в потустороннем мире, но ему нужна была конкретная форма, чтобы продолжить жизнь тогда, когда он вернется из своих скитаний. Голова являет собой наиважнейшую часть фигуры, потому что она служит душе усопшего указателем того места, куда она должна помещаться. Однако отсутствует портрет в том виде, в каком мы его понимаем, то есть в качестве верного воспроизведения черт изображаемого. Сврдаб служил потайным помещением, прилегавшим к погребальному помещению и предназначавшимся для статуи-опоры ка. Он предохранялся с целью защиты его от внешних факторов, способных его разрушить. Статуи устанавливались также в храмах, чтобы облегчить покойнику наслаждение и участие в животворных ритуалах, поэтому сердабимел небольшую щель на уровне глаз статуи, делавшую возможным наблюдение за церемонией из прихожей. Этим объясняется тиражирование статуй одного и того же персонажа в различных погребальных подсекциях, поскольку каждое из этих изображений должно было выполнять разные погребальные обряды, требовавшие его присутствия.
Поскольку главной целью египетской скульптуры было служить в качестве материальной опоры ка, духа усопшего, непременным условием было то, чтобы скульптор создавал свои творения, стремясь передать идею неизменности и вечности. Эта идея, постоянно прослеживаемая на протяжении всей истории египетской цивилизации, привела к тому, что в творениях имелись лишь едва заметные вариации, несмотря на разные политические ориентации. Сфинкс из черного гранита, происходящий из Таниса (Каир, Египетский музей) и изготовленный в XVII в. до н.э., когда гиксосы, пришедшие из Азии, захватили власть в стране Мила.
М
ногие
из этих статуй были скрыты от глаз
посетителей, так как они задумывались
вовсе не для созерцания. Итак, для
выполнения своего священного предназначения
необходимым условием являлось максимальное
совершенство отделки творения.
Соответствие формы и предназначения
выступало основополагающим принципом
всей египетской скульптуры. Для достижения
взаимоувязки этих целей были установлены
определенные нормы, которые подлежали
неукоснительному соблюдению во всех
скульптурных мастерских. Это вполне
объясняет нормативный характер
египетского искусства.
Правила в изображении человеческой фигуры
Самое главное при изображении фигуры человека — это то, чтобы можно было прекрасно различить каждую из частей тела. Так, чтобы изобразить глаз, его следует представить таким образом, чтобы он был узнаваем. Нарисованный в профиль, глаз получился бы перекошенным, поэтому его надо изображать анфас. Однако голова вполне различима в профиль, так как, помимо прочего, она в ясной и отчетливой форме включает в себя изображение носа и рта. Таким образом, человеческая фигура изображается посредством сочетания различных точек зрения. Как результат, фигура в одинаковой степени включает в себя черты в профиль и в фас: голова изображается в профиль с глазом в фас; верхняя часть туловища (плечи и грудная клетка) в фас, но с грудью и руками в профиль; таз повернут на три четверти; ноги и ступни в профиль.
Кроме того, обе ступни позволяют разглядеть на первом плане большой палец, и большой же палец всегда виден на обеих руках. То, что придает фигуре согласованность и соединяет в единое целое различные точки зрения, — это протяженность силуэта благодаря контуру. Нормативным, наиболее употребимым является правый профиль; но используется также и левый.
Сцена на одном из папирусов -Книги мертвых-, которая хранится в Египетском музее Турина (Италия). Эта знаменитая книга, нарисованная и написанная во времена XVIII династии, являет собой великолепный пример высокого уровня развития и совершенства, которого достигла живопись в Древнем Египте. Воспроизведенная здесь сцена позволяет оценить нормы, установленные для того, чтобы различать при помощи цвета кожи или размера и расположения персонажей один пол от другого н разные социальные ранги.
Для установления пропорции нарисованных сцен древние египтяне чертили на стене сетку и уже по ней размещали фигуры с соответствующими их размерами.
Исходным пунктом была стоящая человеческая фигура, которая обычно изображалась при соблюдении установленных размеров идеального образца. Единицей измерения служила какая-нибудь часть руки или ладони (как правило, речь идет о кулаке или локте), размеры, которых выверялись по квадратам сетки в четкой пропорции эквивалентности.
Древний образец фигуры состоял из 18 квадратов (четырех больших локтей), между тем как новый образец, начиная с саисского периода, стал насчитывать 21 квадрат, отчего фигура стилизовалась.