Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
SMFIP_FM3-1.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
467.16 Кб
Скачать
  1. Мотивы слияний и поглощений.

Исходя из стремления компаний к максимизации прибыли, большинство мотивов, побуждающих компании сливаться/поглощать, можно разделить на следующие группы :

1.1. Экономия масштабов . Основная идея экономии за счет масштаба состоит в том, чтобы выполнять больший объем работы на тех же мощностях, при той же численности работников, при той же системе распределения и т. д.

1.2. Мотив повышения эффективности работы с поставщиками. Может быть достигнуто как путем увеличения совокупного объема закупок и приобретения, тем самым, возможности пользоваться дополнительными скидками, так и путем прямой угрозы смены поставщика.

1.3. Мотив ликвидации дублирующих функций . Смысл заключается, прежде всего, в сокращении управляющего и обслуживающего персонала и расширении функций за счет устранения дублирования функций различных работников и централизации ряда услуг.

1.5. Мотив уменьшения налогов, таможенных платежей и иных сборов. Нередко одной из веских причин слияний/поглощений является сокращение налоговых платежей. Например, высоко прибыльная фирма, несущая высокую налоговую нагрузку, может приобрести компанию с большими налоговыми льготами, которые будут использованы для созданной корпорации в целом.

1.7. Мотив устранения неэффективности управления. Распространение качественного менеджмента на поглощаемую компанию и привнесение более совершенных технологий управления способны стать важным фактором успехов объединенной структуры.

2.1. Мотив взаимодополняющих ресурсов .Слияние может оказаться целесообразным, если две или несколько компаний располагают взаимодополняющими ресурсами. Эти компании после объединения будут стоить дороже по сравнению с суммой их стоимостей до слияния.

2.2. Мотив приобретения крупных контрактов У новой компании появляется достаточно мощностей, чтобы конкурировать за крупные, в том числе государственные, контракты — возможность, которой не обладала ни одна из объединявшихся компаний.

2.3. Мотив преимуществ на рынке капитала Размер компании, будучи гарантом стабильности, позволяет получать необходимые кредитные средства, от которых зависит дальнейшее развитие компании.

3.1. Личные мотивы менеджеров. Стремление увеличить политический вес руководства компании . Это связано с тем, что руководители компаний любят власть и претендуют на большую оплату труда, а границы власти и заработная плата находятся в определенной связи с размерами корпорации.

3.2. Мотив защиты от поглощения . Помимо традиционных мотивов интеграции могут встречаться и специфические. Так, слияния для некоторых, в том числе российских, компаний представляют собой один из немногих способов противостояния экспансии на российский рынок более мощных западных конкурентов. В качестве последней попытки защититься от поглощения некоторые фирмы прибегают к объединению с «дружественной компанией», которую обычно называют «белым рыцарем».

  1. Особенности законодательного регулирования слияний и поглощений в различных странах.

В Евросоюзе нормы, регулирующие процедуру поглощения, действуют как на общеевропейском уровне, так и на уровне отдельных стран. Зарождение понятия «поглощение» берет свое начало в англо-саксонской системе права, поэтому нет ничего удивительного, что первая законодательная база в этой сфере появилась в Великобритании. Это был Кодекс Сити о поглощениях 1968 года (The City Code on Takeovers), разработанный специальной неправительственной организацией - Комиссией Сити по поглощениям и слияниям (The Panel on Takeovers andMergers) по инициативе Банка Англии. Положения названного Кодекса не имеют силы закона, однако, в общем, его придерживаются все компании Великобритании, как только инициируется поглощение компании, отвечающей критериям, детально описанным в Кодексе. Британское правительство формально признает власть Кодекса в законе «О финансовых услугах и рынках» 2000 года (Financial Services and Markets Act 2000).  В отличие от Великобритании, страны континентальной Европы отошли от принципов саморегулирования, и предпочитают законодательное регулирование правил M&A. Например, Швейцария, где Добровольный кодекс поглощений бирж 1989 года был трансформирован в положения Закона о биржах и фондовой торговле 1995 года. Для ряда некоторых из европейских стран, например, Германии и Нидерландов, характерен, в первую очередь, законодательно усиленный государственный контроль над приобретением организаций, а так же развитое карательное законодательство и четкие процедуры согласования поглощений с работниками организаций. Смешанным регулированием вопросов слияния и поглощения отличаются Франция, Бельгия и Испания.

В целях унификации и гармонизации норм на общеевропейском уровне была принята в 2004 году Директива «О поглощениях» (European Directiveon Takeover Bids) (21 апреля 2004 года). Её принятие - результат многолетних горячих дебатов (рабочее название данного акта «Тринадцатая Директива» используется и сейчас для краткости). Директива регулирует предложения о поглощении путем приобретения акций публичных компаний (takeover bid), деятельность которых регулируется законодательством стран ЕС, при условии, что такие акции (все или частично) допущены к обращению на регулируемом рынке в одной или нескольких странах ЕС. В ходе её принятия значительная часть противоречий была сглажена, и национальные законодательства стран-членов ЕС в области нормирования данной процедуры были приведены к единому знаменателю. Большинством экспертов отмечается, что Тринадцатая Директива ЕС основана на Кодексе Сити о поглощениях, и именно поэтому вполне уместно утверждать, что «европейский подход» к законодательному урегулированию поглощений, в общем-то, изначально имеет английские корни. 

Несмотря на молодость сектора M&A на российском рынке, наша страна уже пережила несколько «волн» слияний и поглощений начиная с 90-х годов XX века. 

На данный момент можно назвать несколько нормативно-правовых актов, косвенно закрепляющих вопросы, касающиеся процедуры поглощения предприятий. Это Федеральный закон «Об акционерных обществах», Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», Федеральный закон «О защите конкуренции», Федеральный закон «Об оценочной деятельности». Что касается трансграничных поглощений, то здесь так же будет уместным назвать Федеральный закон «Об иностранных инвестициях». 

Особое внимание следует уделить и принятому в 2006 году Федеральному закону от 05.01.2006 № 7-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах». Можно обоснованно утверждать, что российский законодатель следует европейскому подходу в деле регулирования поглощений. Поэтому представляется, что назначение отдельных правовых предписаний можно без труда понять, если обращаться к логике правового регулирования, обоснованной европейскими юристами. 

Итак, в России нет специального законодательного акта о поглощениях, так же в отечественном законодательстве не дается определения понятию «поглощение». Косвенно отношения по слияниям и поглощениям затрагиваются некоторыми нормативными актами. Изменения, вносимые в российское корпоративное законодательство, показали, что отечественный законодатель собирается следовать европейской модели регулирования. 

Анализируя отечественное и зарубежное корпоративное законодательство в сфере M&A, следует отметить, что регулирование процедур слияния и поглощения в отдельно взятой стране (США, Великобритании, России и т.д.), зачастую, опирается не только на корпоративное законодательство, но сочетает в себе и финансовую сторону процессов M&A. Например, Закон Сарбейнса-Оксли в США, который имеет комплексный характер и сочетает в себе, как регулирование вопросов корпоративного характера, так и регулирование финансовой сферы. 

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]