
- •Аудиторная работа Лекции
- •Раздел 1. Психология больших групп
- •Тема 1.1. Большие группы
- •1. Понятие больших групп и их признаки
- •3. Индивидуалистические и коллективистические группы
- •4. Большие неорганизованные группы
- •5. Деиндивидуализация
- •Тема 1. 2. Межгрупповые отношения
- •1. Внутригрупповой фаворитизм
- •1. Внутригрупповой фаворитизм
- •Тема 1.3. Массовая коммуникация
- •2. Функции массовой коммуникации
- •2. Функции мк
- •Раздел 2. Психология малых групп
- •Тема 2.1. Малые группы
- •Тема 2.2. Теоретические подходы к малым группам
- •Тема 2.3. Развитие малых групп
- •Тема 2.4. Групповая структура
- •Тема 2.5. Сплоченность, совместимость, сработанность
- •Тема 2.6. Групповая динамика
- •Тема 2.7. Лидерство и руководство
- •Раздел 3. Групповое взаимодействие Тема 3.1. Межличностные отношения в группе
- •Тема 3.2. Межличностные и межгрупповые конфликты
Тема 1. 2. Межгрупповые отношения
План:
1. Внутригрупповой фаворитизм
2. Механизмы регуляции межгрупповых отношений
3. Феномены восприятия в межгрупповом конфликте
1. Внутригрупповой фаворитизм
Феноменом межгрупповых отношений является внутригрупповой фаворитизм – тенденция благоприятствовать в социальном восприятии членам собственной группы в противовес или ущерб членам другой группы. Оборотной стороной внутригруппового фаворитизма является межгрупповая дискриминация – внегрупповая враждебность по отношению к чужой группе.
Впервые внутригрупповой фаворитизм был выявлен в эксперименте М. Шерифа, проведенном в американском лагере для подростков. На первой стадии эксперимента подростки выполняли общую деятельность по уборке лагеря. На второй стадии подростков разделили на две группы так, чтобы разрушить естественно сложившиеся дружеские отношения. При этом группы не относились друг к другу враждебно. На третьей стадии группы выполняли различную деятельность, соревнуясь друг с другом. На этой стадии был зафиксирован рост межгрупповой враждебности. На четвертой стадии группы были вновь объединены и занялись общей деятельностью. В этом случае враждебность между двумя бывшими группами уменьшилась, но полностью не исчезла. Межгрупповая враждебность или сотрудничество возникают в ситуации группового взаимодействия.
Теория межгрупповых отношений Тэджфела. Эксперименты по «минимальной межгрупповой дискриминации». Тэджфел выявил, что для индивида достаточно минимального ощущения себя членом группы, чтобы немедленно идентифицировать себя с нею. Он заключил, что межгрупповая дискриминация (враждебность к чужой группе) возникает не из взаимодействия двух групп, а благодаря осознанию принадлежности к своей группе.
В этих экспериментах студенты случайным образом делились на две группы по незначимому критерию - предпочтению одного из двух художников-абстракционистов. Студентам было предложено посчитать количество точек на картинах художников Кандинского и Клее. Тех студентов, которые насчитали больше точек у Кандинского, отнесли в одну группу, у Клее – в другую. Сразу возник эффект «своих» и «чужих» и были выявлены внутригрупповой фаворитизм и межгрупповая дискриминация.
Были исключены факторы, могущие быть объективными причинами межгрупповой дискриминации: взаимодействие между испытуемыми, конфликт интересов, предшествующая враждебность и т.д. Затем испытуемые индивидуально распределяли плату за участие в эксперименте между двумя другими участниками, о которых им было известно только то, к какой из двух групп те принадлежали: «своей» и «другой». Испытуемые могли осуществить следующие распределения: уравнительное (справедливое), максимальная сумма для обоих участников, выгода для представителя своей группы (ингрупповой фаворитизм). Испытуемые, распределяя суммы, делали предпочтение в пользу представителей своей группы в противовес интересам другой группы. Эта стратегия выбиралась даже тогда, когда абсолютный размер суммы, причитающейся представителю своей группы, был меньше максимально возможного. Это явление называется внутригрупповой фаворитизм. Тенденция к установлению различий в оценках своей и другой группы в пользу первой - межгрупповая дискриминация.
По мнению В.С. Агеева, межгрупповые отношения могут возникать и в отсутствии непосредственного взаимодействия между группами – в условиях обмена культурой, фольклором, художественной литературой, через СМИ.
Эксперимент В.С. Агеева по изучению межгрупповых отношений заключался в том, что две группы студентов должны были одновременно сдавать зачет по одному и тому же предмету одному и тому же преподавателю. Той группе, члены которой продемонстрируют в ходе занятия хорошие знания, полагался зачет «автоматом», другой группе – сдача зачета в индивидуальном порядке. Общая оценка группы складывалась из оценок индивидуальных выступлений, которые оставались неизвестными группам. В эксперименте был выявлен феномен внутригруппового фаворитизма.
В другом эксперименте В.С. Агеева дети в пионерском лагере в первой серии участвовали в спортивном соревновании между двумя отрядами (всячески подчеркивался момент состязательности), а во второй – совместно трудились, оказывая помощь соседнему колхозу (акцент на состязательность был снят). В условиях спортивного соревнования наблюдался резкий рост внутригруппового фаворитизма, а в условиях совместной деятельности в совхозе он резко уменьшался.
Внутригрупповой фаворитизм действует в условиях:
1) Межгруппового взаимодействия, организованного по принципу «игры с нулевой суммой» (выигрыш одной стороны автоматически означает проигрыш другой).
2) Двойственности, неопределенности критериев, на основании которых выносится решение об успешности деятельности данной группы (по сравнению с другой группой) внешними по отношению к ней инстанциями.
3) Последовательных и стабильных неудач, испытываемых группой при межгрупповом взаимодействии. В таких группах увеличивается число негативных выборов, уменьшается количество отношений симпатии, увеличивается число конфликтов.
4) Оторванности от социально значимой совместной деятельности групп.
5) На ранних стадиях развития группы, когда он положительно влияет на ее сплоченность.
Действие внутригруппового фаворитизма блокируется в условиях:
1) Наличия общих, надгрупповых целей межгруппового взаимодействия и социально значимых ценностей (стоящих над узкогрупповыми).
2) Однозначности толкования, очевидности тех критериев, на основании которых выносится извне решение успехе или неудаче группы.
3) Чередования успеха или неудачи группы в межгрупповом взаимодействии.
2. Механизмы регуляции межгрупповых отношений
Другими механизмами регуляции межгрупповых отношений, помимо внутригруппового фаворитизма, являются: стереотипизация, атрибуция, физиогномическая редукция.
Физиогномическая редукция – специфические способы восприятия внешности другого человека с последующей интерпретацией его как личности. Эти способы более эффективны, когда используются по отношению к представителям своей культуры, но могут оказаться неадекватными при восприятии представителей других культур. Чем более значительны различия между культурами, тем менее эффективны данные способы.
Межгрупповые стереотипы усваиваются достаточно рано, поскольку позволяют личности и группе достичь социальной идентичности. Стереотипы усваиваются в процессе идентификации в группе, осознания себя ее членом. Например, профессиональные стереотипы (естественники – гуманитарии) присутствуют уже у первокурсников соответствующих факультетов.
Атрибуция. В ходе эксперимента В.С. Агеева было обнаружено, что успех своей группы ее члены объясняли, как правило, внутригрупповыми факторами, а неудачи – факторами внешними, случайными. Успех и неудачи чужой группы объясняли противоположным образом.
3. Феномены восприятия в межгрупповом конфликте
1. Стереотипизация – сильная эмоциональная окрашенность восприятия противника (враждебность, недоверие, страх), стремление к упрощению информации, схематизация (свой-чужой, победа или смерть), избирательность (игнорируется информация, не согласующаяся со стереотипом противника).
2. Приписывающее искажение. Любые поступки противника объясняются его злым умыслом, что создает образ врага как дьявола. Собственное поведение воспринимается как правильное, а поведение противника – как неправильное. Хорошие поступки противника относятся к его стремлению достичь цели, а собственные хорошие поступки объясняются мирным и добрым характером. Собственные неблаговидные поступки не замечаются или объясняются поведением противника, заставившего так поступить.
3. Обесчеловечивание противника. Не допускается сочувствия к противнику. Для этого его сравнивают с темными силами, животными, вызывающими отвращение. Отсутствие сочувствия при наиболее острых конфликтах распространяется даже на случаи трагедий, стихийных бедствий.
4. Гипертрофированность восприятия. Ситуация конфликта воспринимается участками как нечто крайне важное, угрожающее их главным ценностям и интересам. Незначительные события воспринимаются как критические.
5. Зеркальные образы. Участники конфликта воспринимают и оценивают одни и те же события диаметрально противоположным образом. Участники склонны усиливать имеющиеся различия и игнорировать наличие общих моментов. Если до конфликта между сторонами были положительные отношения, то с его обострением положительные образы резко меняются на отрицательные. По мере обострения конфликта у участников возникает представление, будто противник имеет большую свободу в выборе действий. Поэтому собственные действия воспринимаются как ответные, вынужденные, а действия противника – как провокационные, преднамеренные.
6. Групповая идентификация и групповая сплоченность. Каждая из конфликтующих сторон становится единой в своих стремлениях, суждениях, эмоциях. Внутри группы устанавливаются тесные психологические контакты, нивелируются внутригрупповые различия. У членов группы формируется чувство безопасности, возрастает самооценка, чувство значимости. Появляется легкость в принятии решений (огруппление мышления) и снятие с себя ответственности за усиление конфликта (ответственность разделяется с группой). Стороны избегают любых форм обсуждения проблем, резко сокращают свои контакты. Если все-таки возникает обсуждение, оно сводится к обвинениям, а не аргументам (диалог глухих).
Литература:
Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. М., 1990.
Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1998.
Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2000.